Первая медицинская помощь пострадавшим от аварийно химически опасных веществ

Разделы: ОБЖ


Цели и задачи:

Образовательные:

  • Изучить, систематизировать, обобщить и проконтролировать теоретические сведения и полученные практические навыки (основные приемы) оказания первой медицинской помощи;
  • Обобщить знания по определению повреждения, его характерных признаков, форм, степени тяжести и осуществлению безотлагательных мер доврачебной помощи себе и окружающим;
  • Повышать компетентность учащихся в необходимом для жизни и безопасности минимуме медицинских знаний, сведений, терминологии, руководства и рекомендаций по действию в отношении пострадавшего в экстренных случаях;

Развивающие:

  • Способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознавать и упреждать опасности;
  • Развивать логическую мыслительную и лаконично-грамотную практическую деятельность учащихся;

Воспитательные:

  • Повлиять на отношения учащихся к процессу милосердия и помощи как закономерному поведению и явлению бескорыстного оказания спасения нуждающимся;
  • Формировать потребность нести людям добро, чуткость, внимание, предупредительность, выполнения человеческого долга, систему нравственных качеств и мотивов помощи, взаимопомощи, сочувствия и сопереживания по отношению ко всем людям в любых ситуациях, особенно в экстремальных.

Назначение: 8 класс.

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащимися.

Форма организации урока: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая.

Оборудование: Приложение 1 («Первая помощь пострадавшим от АХОВ»), Приложение 2 (карточки по теме «Аварии с выбросом АХОВ»), плакат «Средства индивидуальной защиты», противогаз ГП-7.

Ход урока

I. Организационный момент

Организационный элемент – 1 мин.: доклад дежурного по классу об отсутствующих, о выполнении домашнего задания; проверка готовности к уроку.

II. Закрепление материала предыдущего урока

На прошлом уроке мы изучали тему «Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО». На дом было получено задание сделать памятку-буклет, в которой будут отражены основные моменты правильного поведения и порядок действий при аварии на ХОО.

У доски ответить на вопросы:

1. Правила поведения при аварии на ХОО
2. Средства индивидуальной защиты. Надеть противогаз ГП-7

На своих местах по карточкам письменно работают _____________.

В конце урока все учащиеся сдают буклеты с памяткой «Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО»

Фронтальный опрос:

Вопрос:Давайте вы напомните мне, что такое АХОВ и как эта абвиатура расшифровывается.

(Правильный ответ) АХОВ – аварийно химически опасные вещества – химические вещества, которые при проливе или утечке способны вызвать массовое поражение людей или животных или нанести значительный ущерб окружающей среде

Вопрос: Кто является крупнейшими потребителями АХОВ?

(Правильный ответ)

  • Химическая, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность
  • Черная и цветная металлургия (хлор, аммиак, соляная кислота, цианиды)
  • Целлюлозно-бумажная промышленность (хлор, аммиак, сероводород, сернистый ангидрид)
  • Машиностроение и оборонная промышленность (хлор, аммиак, соляная кислота, фтористый водород)
  • Коммунально-бытовое хозяйство (хлор, аммиак)
  • Медицинская промышленность (хлор, аммиак, фосген, соляная кислота)
  • Сельское хозяйство (аммиак, хлорпикрин, хлорциан, сернистый ангидрид)

Вопрос: На какие группы делятся АХОВ по действию на организм человека?

(Правильный ответ)

III. Изучение нового материала

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Первая медицинская помощь пострадавшим от АХОВ».

Ребята! Для того, чтобы оказывать помощь людям, спасать их, человеку необходимо, прежде всего быть добрым. Ну, это качество у нас присутствует. А дело спасения, оказания медицинской помощи требует максимального овладения грамотными и профессиональными знаниями и приемами доврачебной помощи пострадавшим. Но особенность нашей сегодняшней темы – возможность самому оказаться пострадавшим оказывая помощь другому.

А скажите, убеждены ли вы, что следует спасать жизнь пострадавшему человеку? Может быть не стоит рисковать собой? Может пусть другие помогают, мне некогда? (Учащиеся высказывают свое мнение)

Подытожив ваши ответы, можно сказать следующее:

«Помощь оказать себе и другому – это дело чести»

Мы с вами живем в районе, который со всех сторон окружен промышленными объектами. И основой для производства на этих объектах служат аммиак и хлор. Поэтому сегодня из всех известных вам АХОВ мы остановимся на них.

Хлор.

Хлор – газ зеленовато-желтого цвета с резким удушающим запахом. Тяжелее воздуха в 2,5 раза, поэтому при утечке хлора безопаснее находится на верхних этажах зданий. При испарении и соединении с водяными парами в воздухе стелется над землей в виде тумана зеленовато – белого цвета, может проникать в нижние этажи и подвальные помещения зданий. Пары сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу.

Признаки отравления: резкая боль в груди, сухой кашель, рвота, нарушение координации движений, одышка резь в глазах, слезотечение. Возможен смертельный исход при вдыхании высоких концентраций.

Средства индивидуальной защиты: гражданские противогазы всех типов, камеры защитные детские, а при их отсутствии – ватно-марлевая повязка, предварительно смоченная водой или 2% раствором питьевой соды. Кроме того, совместно с противогазом необходимо применить патроны ДПГ-1 или ДПГ-3.

Первая помощь:

  • Покинуть зону заражения
  • Строгий постельный режим;
  • Промывание глаз, носа, рта 2% раствором питьевой соды;
  • Ингаляции теплыми водяными парами с добавлением питьевой соды;
  • Закапывание в глаза вазелинового или оливкового масла;
  • Обильное питье: молоко, белковая вода (взвесь белка сырого яйца в 250-500 мл воды)

Аммиак.

Аммиак – это прозрачный газ, который имеет специфический запах, оказывающий раздражающее воздействие на слизистые организма. Аммиак в неконцентрированном количестве находится в почве, в воде и в воздухе. Аммиак прекрасно растворяется в воде, а десяти процентный водный раствор аммиака – это спирт нашатырный.

Признаки отравления: учащенное сердцебиение, нарушение частоты пульса, насморк, кашель, резь в глазах и слезотечение, затрудненное дыхание, а при тяжелом отравлении – тошнота и нарушение координации движений, бредовое состояние.

Средства индивидуальной защиты: на предприятиях, имеющих аммиак, промышленные противогазы марки КД (с коробкой серого цвета). При их отсутствии – ватно-марлевая повязка, предварительно смоченная водой или 5% раствором лимонной кислоты. С противогазами гражданскими и детскими применяются патроны дополнительные типа ДПГ-1 или ДПГ-3.

Первая помощь:

  • Пострадавшего необходимо как можно скорее вывести из помещения, где произошло отравление.
  • Пораженные области кожного покрова следует тщательно промыть чистой водой.
  • Давать пострадавшему пить подогретое молоко или минеральную воду без газа.
  • Самому пострадавшему необходимо молчать во избежание еще более сильного повреждения травмированной слизистой.
  • При отечности гортани необходимо поставить на область грудной клетки горчичники или любые другие согревающие компрессы. Сделать горячую ванну для ног.
  • Успокоить раздраженные слизистые при отравлении аммиаком поможет дыхание над паром кислоты уксусной или лимонной. Полезно также делать ингаляции с маслом или антибиотиками.
  • В носовые проходу можно закапать по несколько капель сосудосуживающих лекарственных препаратов.

Кроме этих двух веществ, я хотела бы немного поговорить и о другом не менее опасном веществе – ртуть.

Ртуть.

Ртуть – это единственный жидкий при комнатной температуре металл, замерзает лишь при сильном морозе.

Ртуть легко испаряется, а ее пары, попадая в легкие, полностью задерживаются там и вызывают впоследствии отравление организма, хотя и не такое быстрое, как соли ртути.

К сожалению, не только в условиях крупных производственных цехов случаются отравления парами опасной ртути. В быту такие ситуации тоже не редкость. Ртуть дома может оказаться в мелодичном дверном звонке, в лампах дневного света, в медицинском термометре или тонометре старого типа, в некоторых видах краски, батарейках, лампах дневного света и других устройствах.И если в производстве причиной тяжелых состояний, связанных с отравлением, чаще всего являются аварийные ситуации, то дома таковой причиной является банальная неосторожность и халатность. Градусник хранится в доступном для детей месте или месте, где его легко зацепить рукой и разбить, дети находятся без присмотра родителей, а потому играют на улице и приносят домой различные опасные емкости, в которых содержится ртуть.

При отравлении ртутью резко ухудшается состояние человека, поскольку этот элемент способен поражать почечную систему, печень, сердечнососудистую систему и щитовидку. Также поражаются и органы дыхания. Под воздействием токсических паров при отравлении ртутью развивается стоматит, возникает боль в горле, появляется кашель. Возможно при развитии тяжелых случаев появление воспаления легких и пневмонии. Острые стадии отравления ртутью вызывают потерю зрения, полный паралич, облысение. На зубах можно даже увидеть серебристого оттенка налет в виде полоски, которая остается после вдыхания ртутных паров.

Если вовремя будет оказана первая помощь при отравлении ртутью, то опасных последствий можно будет избежать. Но при этом важно успеть заметить симптомы, о которых взрослый человек может догадаться и распознать их, а ребенок может и не понять, что с ним происходит. Если вы знаете о возможном предстоящем отравлении ртутью, то есть разбили градусник дома, то сразу принимайте меры. Ртуть необходимо срочно собрать, для этого можно вызвать на дом службу спасения.

Первая помощь может быть оказана непосредственно до приезда врачей. Первым делом, пострадавшему необходимо выйти на свежий воздух. Если самостоятельно он передвигаться не способен, значит, нужно воспользоваться носилками. После вдыхания паров ртути нужно обязательно промыть желудок, затем предложить выпить положенное по массе тела количество таблеток активированного угля. Пить необходимо, как можно больше, обычной воды, молока, чая. При большом количестве жидкости в организме начинается более быстрый вывод попавших соединений ртути. Обязательно нужно вызвать рвоту.

Первая помощь может быть оказана успешно, если пострадавшему дать выпить воду, в которой содержатся примеси серных соединений, а также добавлен яичный белок и растворенный активированный уголь. Сера способна преобразовать ртуть в такие частицы, которые становятся абсолютно нетоксичными и выходят из организма при посещении туалета.

Пострадавшего человека при отравлении ртутью нужно уложить. Голова должна располагаться только на бок, если человек потерял сознание, иначе он может захлебнуться рвотными массами. В тяжелых случая при потере сознания возможно западание языка, а, следовательно, связанное с этим затруднение дыхания. Первая медицинская помощь должна заключаться в этом случае в высвобождении дыхательных путей: язык нужно постараться аккуратно достать, выдвинув челюсть больного слегка вперед. Важно обеспечить пострадавшему доступ свежего воздуха до того времени, как им займутся врачи.

В домашних условиях обычно нет тех специальных препаратов, с помощью которых можно нейтрализовать вредное действие токсинов при отравлении ртутью. Если есть в домашней аптечке хлорид кальция, раствор глюкозы, то их необходимо использовать в качестве инъекций. В условиях больницы пострадавшему назначат препараты, которые будут способствовать нейтрализации ртутных соединений, попавших в организм.

Можно использовать для промывания желудка воду, в которую добавлен яичный белок. Подойдет также и любое слабительное, потому что оно позволит промыть и очистить желудок.

Рот нужно прополоскать раствором, приготовленным с добавлением бертолетовой соли.

Если отравление ртутью произошло дома, то необходимо принять меры и по ликвидации источника заражения, иначе испарения будут снова и снова продолжать поражать здоровье человека. Ртуть очень сложно собрать. Для этого ни в коем случае нельзя использовать пылесос, а также веник. Ртутные шарики собирают при помощи бумажного листочка. Сразу нужно открыть все окна в комнате, только нельзя делать сквозняка, потому что так пары ртути только быстрее распространятся по всему помещению. Детей из комнаты выводят, желательно даже из квартиры. Тот, кто собирает ртуть, должен работать в марлевой повязке или респираторе, обычно несколько штук старых образцов валяются у каждого в аптечке. На месте выхода из комнаты, где рассыпалась ртуть, нужно положить мокрую тряпку, смоченную водой с добавлением марганцовки. Это нужно для того, чтобы ртуть не разносилась ногами по всей площади квартиры.

Ртуть собирают в тару, которая закрывается герметично. Выбрасывать в общественный мусоропровод ни в коем случае нельзя ни веник, если вы с его помощью пытались собрать ртуть, ни емкость с опасным элементом, ни даже тряпки после мытья пола. Необходимо обратиться в специальную организацию, например, санитарно-эпидемиологическую службу, которая и займется утилизацией опасного вещества.

Важно следить при отравлении ртутью за состоянием здоровья детей. Первые признаки того, что они пострадали от вдыхания ее паров, могут появиться у маленьких детей уже через полтора-два часа. Если вовремя не обратить на них внимание, состояние резко ухудшится и вызовет летальный исход. Обращаться к врачу нужно в любом случае, даже если ощущается легко недомогание, а дома оказывается только первая медицинская помощь! Не стоит отказываться и от госпитализации, поскольку осложнения и последствия отравления могут быть просто непредсказуемыми и очень опасными для жизни.

IV. Закрепление изученного материала

Сегодня на уроке мы с вами узнали, как отличить между собой отравления различными веществами и как оказать доврачебную помощь, если произошло отравление.

Давайте посмотрим, насколько хорошо вы усвоили эту информацию:

Хлор – это:

‼а) зеленовато-желтый газ с резким запахом;
б) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);
в) парообразное вещество с запахом горького миндаля, металлическим привкусом во рту.

Аммиак – это:

‼а) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха;
б) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;
в) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающих запах гнилых плодов.

При аварии с утечкой аммиака в качестве индивидуального средства защиты вы решили применить ватно-марлевую повязку. Каким раствором следует ее смочить? Назовите правильный ответ:

а) 2%-м раствором нашатырного спирта;
‼б) 2%-м раствором уксусной или лимонной кислоты;
в) 2%-м раствором соды.

При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора. Вы живете на 1-м этаже девятиэтажного дома и можете оказаться в зоне заражения. Ваши действия:

а) укроетесь в подвале здания;
‼б) подниметесь на верхний этаж;
в) останетесь в своей квартире.

Токсическое действие аммиака на человека:

‼а) сильно раздражает органы дыхания, кожу и глаза, признаки отравления: нарушение частоты пульса, насморк, кашель, учащенное сердцебиение, слезотечение, нарушение координации движений, тошнота, бредовое состояние.
б) поражение вызывает резкую боль в груди, сухой кашель, рвоту, нарушение координации движений, одышку, резь в глазах, слезотечение, при вдыхании высоких концентраций возможен смертельный исход.
в) появляются повышенная утомляемость, слабость, сонливость и головная боль, позже начинают дрожать руки, веки, в тяжелых случаях – ноги.

Характеристика ртути:

‼а) Серебристый жидкий металл (тяжелее всех известных жидкостей), применяют в термометрах, манометрах, а также при производстве хлора и едкого натра. Легко испаряется при низкой температуре, при разливе ее пары равномерно распространяются по всему объему разлива. При температуре более 28С0 пары попадают в воздух.
б) Вязкая бесцветная маслянистая жидкость со слабым запахом, на свету и воздухе быстро темнеет. Применяют для производства анилиновых красителей, эпоксидных смол, взрывчатых веществ, фармацевтических препаратов, фотореактивов. Используют в качестве сырья при получении химических добавок для изготовления резины.
в) Бесцветная прозрачная, легкоподвижная жидкость с характерным запахом винного спирта и жгучим неприятным вкусом. Пары тяжелее воздуха. Применяют в качестве растворителя красителей, лекарственных средств.

Токсическое действие хлора на человека:

‼а) поражение эти газом вызывает резкую боль в груди, сухой кашель, рвоту, нарушение координации движений, одышку, резь в глазах, слезотечение. При вдыхании высоких концентраций возможен смертельный исход.
б) отравление этим газом начинается легким кашлем. С повышением концентрации кашель усиливается, иногда появляются головная боль, рвота с кровью. На свежем воздухе явления быстро проходят. Через 2 – 12 часов у пораженного развиваются чувство страха и сильной слабости. При отравлении высокими концентрациями возможна смерть в течение первых суток.
в) симптомы острого отравления: головная боль, рвота, головокружение, слабость, одышка, потливость, понос. В легких случаях – беспокойство, слабость, головная боль, тошнота, рвотные движения, боли в желудке. При действии на кожу вызывает ожоги.

Токсическое действие ртути на человека:

а) появляются повышенная утомляемость, слабость, сонливость и головная боль, позже начинают дрожать руки, веки, в тяжелых случаях – ноги.
б) появляются слезотечение, сухой кашель, жжение за грудиной, насморк, першит горло. Нарастают общая слабость, головокружение, головная боль. Кожа и слизистые оболочки краснеют. Может возникнуть отек надгортанника, голосовых связок.
‼в) острое отравление наблюдается при поступлении в организм с вдыхаемым воздухом, через кожу и при приеме внутрь. Признаки острой интоксикации: резкая слабость, головокружение и головная боль, одышка, снижение артериального давления, тошнота и рвота, желудочно-кишечные колики.

V. Подведение итогов

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: §3.5, узнать какие еще АХОВ применяются в промышленности в Тульской области, дать им характеристику.

Литература:

  1. «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.»: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [ и др.]; под ред. Л.Воробьева. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  2. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ : 8 класс [Текст]: к учебнику М.П.Фролова, Е.Н.Литвинова, Т.А Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» под ред..Л.Воробьева / А.Г.Малов-Гра – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  3. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл.: Метод.пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. М.: Дрофа.
  4. Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл. [Текст]/ В.М.Евлахов. – М.: Дрофа, 2006.
  5. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / [А.Т.Смирнов, б.о.Хренников, Р,А,Дурнев, Э.Н.Аюпов; под общ.ред.А.Т.Смирнова]. – М.: Просвящение, 2007.
  6. Краткая медицинская энциклопедия. В 2 т./ гл.ред. академик РАМН В.И.Покровский. – М.: Медицинская энциклопедия: Крон-Пресс, 1994.
  7. Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов, – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2000.
  8. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: метод.рекомендации: 5-11 кл. / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвящение, 2010.
  9. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: сборник ситуативных задач: 10-11 кл. / Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвящение, 2010.
  10. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 10-11 кл. / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвящение, 2010.