Использование информационных технологий в решении стереометрических задач

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Современный этап развития образования отличается тем, что происходят интенсивные внедрения инновационных технологий во все сферы человеческой деятельности.

Но, информатизация образования, не набравшая еще как следует оборотов, уже буксует. Становится очевидным, что количественные показатели (увеличение числа компьютеров, других средств мультимедиа в школе, электронных учебных пособий и т.п.) никак пока не влияют на качество образовательного процесса. Это целый комплекс причин. И одна из наиболее существенных – отсутствие целостной методики использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе.

В педагогической литературе все чаще появляются статьи об использовании мультимедийных технологий в образовании.

Мультимедиа (англ. multimedia, от multi – много и media – средство) – собирательное понятие, обозначающее многообразие технологий и форм взаимодействия визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного (совместного) программного обеспечения, то есть эффективного информационного взаимодействия.

Перечни электронных учебников и мультимедийных пособий для школы исчисляются уже сотнями. Налицо их неоспоримые преимущества. Современному педагогу все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера и сопутствующим ему электронных средств обучения.

Можно указать, по крайней мере, на три важных причины, требующих от учителя адекватного подхода к обучению в условиях информационного общества:

Во-первых, изменилось время, общество и визуальная среда.

Во-вторых, если скорость реакции ученика при восприятии растет и в традиционном уроке не всегда подчинена управлению учителем, значит, необходимо предусмотреть возможность ”ведения” ученика самими мультимедиа- средствами.

В-третьих, в информационном пространстве растет объем информации. Именно мультимедийные технологии позволяют это реализовывать.

Между тем, лишь около 10% учителей регулярно используют в своей повседневной деятельности электронные учебники.

Благодаря реализации ряда федеральных программ, казалось бы, решается проблема повышения информационной культуры учителя. Однако налицо существующая дисгармония в информационно-дидактическом обеспечении. Электронные учебники пока недостаточно гармонично вписываются в учебный процесс.

Поэтому, помимо имеющихся готовых электронных учебных пособий, учитель чаще пробует себя в качестве ”творца”.

Педагогическая практика показывает, что большинство учителей предпочитает использовать на уроке лишь один компьютер и мультимедийный проектор с интерактивной доской или без нее в целях максимальной визуализации учебного процесса. Этот путь во многом является более выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран при рациональной организации учебного времени снимает необходимость ограничения работы ученика перед экраном монитора); использование мультимедийного проектора и интерактивной доски позволяет более эффективно управлять учебным процессом, влиять на его результат. На качественно новом уровне решается вопрос педагогического общения, которое затруднено при работе в классе нескольких или даже порядка двух десятков компьютеров.

Итак, о каких преимуществах мультимедийного урока можно говорить?

  1. Прежде всего, повышается интерес учащихся к обучению. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества,-это дети экранной информации.
  2. Учителю удается добиться усиления обучающего эффекта средствами мультимедиа. Мы можем не просто использовать наглядность, но использовать анимацию, видеоизображение,звук для того, чтобы учебный процесс проходил в более комфортных условиях.
  3. В среднем на 30% увеличивается плотность урока. Это достигается за счет более рациональной организации рабочего времени учителя.
  4. Сэкономленное время используется для увеличения объема предъявляемой информации или для организации повторения, закрепления учебного материала.
  5. Открываются новые возможности для управления учебным процессом. Учитель может быстро реагировать на изменившуюся ситуацию, обеспечить разноуровневые задания ученикам, постоянно следить за учебной ситуацией.
  6. Более эффективно обеспечивается интерактивность обучения. У учителя появляются новые возможности по обеспечению обратной связи.
  7. Мультимедийный урок позволяет использовать новые, более разнообразные формы и виды учебной деятельности. Активизируется самостоятельная, творческая, поисковая деятельность учащихся.
  8. Меняется эстетика урока. Учитель получает мощные инструменты для большей привлекательности занятий.
  9. Возможность тиражирования мультимедийного урока. Обобщение педагогического опыта приобретает совершенно новые черты, когда учительскому сообществу предлагаются не просто авторские описания, а технологически законченные разработки, которые могут использовать другие педагоги.

Мультимедийный урок – это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащихся. Он может выступать и как “мини – технология”, то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения.

Предлагаемая презентация содержит геометрические задачи по темам: угол между двумя прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями. Рассматриваются куб, треугольная призма, шестиугольная призма. Для облегчения нахождения решений все задачи сопровождаются рисунками.

Предлагаемые задачи не только развивают пространственные представления, но и лежат в основе решения многих других задач на вычисление площадей и объемов пространственных фигур, позволяют сформировать и отработать необходимые навыки решения этих задач.

(Показ презентации)

При обучении математики принцип наглядности остается основополагающим. Демонстрация материалов помогает углубленному пониманию изучаемой темы и развивает математическое мышление.

Сегодня можно говорить о некоторых результатах: значительное расширение рамок изучаемого программного материала на уроках алгебры и геометрии; формирование устойчивого интереса к изучению математики.