Цель: Закрепить навыки и умения в нахождении суммы чисел с переходом через разряд.
Задачи:
- Совершенствовать вычислительные навыки в составлении и решении примеров на сложение чисел в пределах 1000 с переходом через разряд.
- Актуализировать знания учащихся о геометрических фигурах (квадрат, четырёхугольник, треугольник и его виды), их узнавание, различие.
- Корригировать и развивать логическое мышление на основе выполнения математических заданий.
- Прививать чувства патриотизма и любовь к родному селу.
Оборудование: карта-схема нашего села, предметно-операционный план получения модели предмета, калькулятор.
Речевой материал: слагаемое, сумма.
Ход урока
I. Организационный момент
Целевая установка: сегодня на уроке математики совершим прогулку по нашему посёлку (вывешивается карта-схема посёлка). Во время нашей прогулки мы будем выполнять различные математические задания на сложение чисел.
Но сначала проверим домашнее задание (примеры №347, учебник 5го класса, стр. 96) (каждому ученику выдаётся карточка-тест с правильными ответами и сведениями из истории развития села)
II. Повторение изученного
1. Проверка домашнего задания.
Выбери правильные ответы к примерам из домашней работы и ты узнаешь:
Объяснение названия нашего села:
а) в честь купцов Петра и Павла (313);
б) в честь крестьян Петра и Павла (223);
в) в честь святых Петра и Павла (323).
Ответ: в) …
Какое из сооружений было первым построено в селе?
а) маслозавод (413);
б) льнозавод (323);
в) винокуренный завод (423).
Ответ: в) …
О каком сооружении можно сказать что, оно является визитной карточкой села?
а) библиотека (410);
б) школа (320);
в) часовня (420).
Ответ: в) …
Какая улица главная в нашем посёлке?
а) Советская;
б) Комсомольская;
в) Гречко.
Ответ: а) …
Сколько улиц в нашем посёлке?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно решить примеры, записанные в геометрические фигуры на предметно-операционной карте.
2. Устный счёт (фронтальная работа с классом).
– Рассмотрите квадрат на карте, который разделён на геометрические фигуры. В эти геометрические фигуры вписаны примеры на сложение чисел.
– Найдите значение числового выражения:
а) в четырёхугольниках;
б) в остроугольных треугольниках;
в) в прямоугольных треугольниках.
– Скажите, какой получился ответ при сложении однозначных чисел? (19)
– Значит в нашем посёлке 19 улиц.
III. Закрепление изученного материала
– Письменное выполнение действия сложения. (На доске записаны числа 576, 124, 348)
Задание 1. Составьте примеры на сложение с помощью этих чисел.
(Ребята выполняют задания самостоятельно с последующей прверкой на доске)
– Работа над задачей (комментированное письмо)
На одной стороне главной улицы нашего посёлка 135 домов, а на другой на 5 домов больше. Сколько домов на главной улице нашего посёлка?
– Работа по карте-схеме нашего посёлка.
Посмотрите, как вокруг всё красиво. Вдали виднеется часовня, визитная карточка нашего села. Около каждого дома посажены деревья.
А для чего люди сажают деревья около дома? (Деревья очищают воздух, дают тень в знойный день, защищают жильё от ветра.)
Скажите, какие деревья растут на нашей улице? (Берёза, ель, сосна.)
А каких деревьев больше?
Динамическая пауза.
А сейчас, ребята поднимайтесь со своих мест, сначала изобразите стройную берёзу, колючую ель, величавую сосну.
Задание 2. Теперь. Давайте постучимся и зайдём в дом номер, которого на этой улице 25. На воротах этого дома звёздочка, что она обозначает?
Кто здесь живёт? (Абрамов Михаил Васильевич)
(Раздаются карточки с текстом биографии участника В.О. войны Абрамова М. В.)
Один ученик читает текст биографии вслух, остальные ребята следят по тексту и отвечают на вопрос: «Какие числа встречаются в тексте»?
Хозяева этого дома очень гостеприимны и они решили угостить нас чаем с необыкновенной заваркой – примерами для самостоятельной работы.
– Самостоятельная работа.
Рассмотрите треугольник на предметно-операционной карте, который разделён на геометрические фигуры. Соедините пары чисел, вписанные в эти геометрические фигуры с помощью стрелок знаком «+».
Найдите сумму этих чисел (задания подобраны по двум уровням обучения учащихся данного класса)
– Проверка самостоятельной работы (с помощью калькулятора)
– Практическая работа.
Используя предметно-операционный план из геометрических фигур составьте «стаканчик» из которого можно выпить предложенный нам чай.
IV. Итог урока
- Какое действие выполняли на уроке?
- Как называются компоненты действия сложения?
- Что значит одно число увеличить на несколько единиц?
- Какие задания вам больше всего понравились?
V. Домашнее задание