Сложение чисел в пределах 1000 с переходом через разряд

Разделы: Математика


Цель: Закрепить навыки и умения в нахождении суммы чисел с переходом через разряд.

Задачи:

  • Совершенствовать вычислительные навыки в составлении и решении примеров на сложение чисел в пределах 1000 с переходом через разряд.
  • Актуализировать знания учащихся о геометрических фигурах (квадрат, четырёхугольник, треугольник и его виды), их узнавание, различие.
  • Корригировать и развивать логическое мышление на основе выполнения математических заданий.
  • Прививать чувства патриотизма и любовь к родному селу.

Оборудование: карта-схема нашего села, предметно-операционный план получения модели предмета, калькулятор.

Речевой материал: слагаемое, сумма.

Ход урока

I. Организационный момент

Целевая установка: сегодня на уроке математики совершим прогулку по нашему посёлку (вывешивается карта-схема посёлка). Во время нашей прогулки мы будем выполнять различные математические задания на сложение чисел.

Но сначала проверим домашнее задание (примеры №347, учебник 5го класса, стр. 96) (каждому ученику выдаётся карточка-тест с правильными ответами и сведениями из истории развития села)

II. Повторение изученного

1. Проверка домашнего задания.

Выбери правильные ответы к примерам из домашней работы и ты узнаешь:

Объяснение названия нашего села:

а) в честь купцов Петра и Павла (313);
б) в честь крестьян Петра и Павла (223);
в) в честь святых Петра и Павла (323).

Ответ: в) …

Какое из сооружений было первым построено в селе?

а) маслозавод (413);
б) льнозавод (323);
в) винокуренный завод (423).

Ответ: в) …

О каком сооружении можно сказать что, оно является визитной карточкой села?

а) библиотека (410);
б) школа (320);
в) часовня (420).

Ответ: в) …

Какая улица главная в нашем посёлке?

а) Советская;
б) Комсомольская;
в) Гречко.

Ответ: а) …

Сколько улиц в нашем посёлке?

Чтобы ответить на этот вопрос нужно решить примеры, записанные в геометрические фигуры на предметно-операционной карте.

2. Устный счёт (фронтальная работа с классом).

– Рассмотрите квадрат на карте, который разделён на геометрические фигуры. В эти геометрические фигуры вписаны примеры на сложение чисел.

– Найдите значение числового выражения:

а) в четырёхугольниках;
б) в остроугольных треугольниках;
в) в прямоугольных треугольниках.

– Скажите, какой получился ответ при сложении однозначных чисел? (19)

– Значит в нашем посёлке 19 улиц.

III. Закрепление изученного материала

– Письменное выполнение действия сложения. (На доске записаны числа 576, 124, 348)

Задание 1. Составьте примеры на сложение с помощью этих чисел.

(Ребята выполняют задания самостоятельно с последующей прверкой на доске)

– Работа над задачей (комментированное письмо)

На одной стороне главной улицы нашего посёлка 135 домов, а на другой на 5 домов больше. Сколько домов на главной улице нашего посёлка?

– Работа по карте-схеме нашего посёлка.

Посмотрите, как вокруг всё красиво. Вдали виднеется часовня, визитная карточка нашего села. Около каждого дома посажены деревья.

А для чего люди сажают деревья около дома? (Деревья очищают воздух, дают тень в знойный день, защищают жильё от ветра.)

Скажите, какие деревья растут на нашей улице? (Берёза, ель, сосна.)

А каких деревьев больше?

Динамическая пауза.

А сейчас, ребята поднимайтесь со своих мест, сначала изобразите стройную берёзу, колючую ель, величавую сосну.

Задание 2. Теперь. Давайте постучимся и зайдём в дом номер, которого на этой улице 25. На воротах этого дома звёздочка, что она обозначает?

Кто здесь живёт? (Абрамов Михаил Васильевич)

(Раздаются карточки с текстом биографии участника В.О. войны Абрамова М. В.)

Один ученик читает текст биографии вслух, остальные ребята следят по тексту и отвечают на вопрос: «Какие числа встречаются в тексте»?

Хозяева этого дома очень гостеприимны и они решили угостить нас чаем с необыкновенной заваркой – примерами для самостоятельной работы.

– Самостоятельная работа.

Рассмотрите треугольник на предметно-операционной карте, который разделён на геометрические фигуры. Соедините пары чисел, вписанные в эти геометрические фигуры с помощью стрелок знаком «+».

Найдите сумму этих чисел (задания подобраны по двум уровням обучения учащихся данного класса)

– Проверка самостоятельной работы (с помощью калькулятора)

– Практическая работа.

Используя предметно-операционный план из геометрических фигур составьте «стаканчик» из которого можно выпить предложенный нам чай.

IV. Итог урока

  1. Какое действие выполняли на уроке?
  2. Как называются компоненты действия сложения?
  3. Что значит одно число увеличить на несколько единиц?
  4. Какие задания вам больше всего понравились?

V. Домашнее задание