Цели:
- сформировать представление об основных правах ребёнка, познакомить с «конвенцией о правах детей»;
- формирование правовых компетенций.
Предварительная работа: классные часы, родительское собрание по теме «Я – ребёнок. Я имею право на …», общешкольный конкурс рисунков «Права ребёнка глазами детей».
Результаты работы педагога Смольниковой Ю. В. по проблеме формирования правовых знаний и правовой культуры младших школьников в условиях коррекционной школы обсуждались на заседаниях методического объединения начальной школы.
Звучит «Песня мамонтёнка»
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земли права ему – право на надежду!
Звучит запись из мультфильма «Малыш и Карлсон»
«-Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой. Ты же и сам это знаешь.
- И даже за сто тысяч миллионов крон? - спросил Малыш.
- И даже за сто тысяч миллионов крон!
- Значит, я так дорого стою? - изумился Малыш.
- Конечно, - сказала мама и обняла его ещё раз.
Малыш стал размышлять: сто тысяч миллионов крон, - какая огромная куча денег! Неужели он может стоить так дорого?»
- Что дороже всего на свете? Что же это счастье?
Счастье это санки, снеговик и горка.
Маленькая свечка на огромном торте.
Это бесконечное «Почитай мне сказку»,
Это ежедневные Хрюша со Степашкой.Это теплый носик из-под одеяла,
Заяц на подушке, синяя пижама.
Брызги по всей ванной, пена на полу.
Кукольный театр, утренник в саду.
Что такое счастье? Проще нет ответа.
Оно есть у каждого – это наши дети!
-Задайте этот вопрос любому взрослому, и Вы непременно получите ответ - наши дети.
Сегодня мы поговорим с вами о правах детей. Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему повредить.
Но о детях заботятся не только в семье. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
Такие организации есть во многих странах, а наиболее авторитетна международная Организация Объединённых Наций – ООН, она рекомендовала всем странам ввести празднование «Всемирного дня ребенка» как дня мирового братства и взаимопонимания детей, направленного на защиту и благополучия детей во всем мире.
День осенний в ноябре -
Праздник на календаре!
День подарков и цветов,
Ты встречать его готов?
Протяни с улыбкой руку
Немцу, русскому, якуту,
Англичанину, эстонцу -
Пусть сияет ярче солнце!
Чтобы мирно жить смогли
Люди в радости, любви,
Взрослые на всей планете
Нынче дарят праздник детям!Много праздников на свете,
Всех не сосчитать!
Любят взрослые и дети
Вместе их встречать!
Но сегодня День ребенка
Празднует весь Мир,
От Парижа до Гонконга
Весть летит в эфир:
Поздравляем! Любим! Верим!
Мир вам сохраним!
Подрастайте! Улыбайтесь!
Мы вас защитим!
Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб. Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.
А теперь вдумайтесь в страшные цифры нашего времени:
- Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
- 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
- ежегодно около 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.
У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего. Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения детских проблем.
Наше государство - Россия - подписало этот документ.
В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права.
Лишь появится ребенок
И начнет дышать едва
У него уже с пеленок
Веские права
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить,
Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий мирный сон,
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить и быть любим-
Он на свете не один!
Ты, малыш, смелей расти,
Желаем светлого пути,
Защитит тебя закон,
«Конвенцией» зовется он.
Каждый им ребенок-
Надежно защищен!
Ах, эти одуванчики.
И девочек цветные сарафанчики,
Из бабочек салют,
И солнечные зайчики
На розовеньких пальчиках,
И колокольчики с кузнечиком поют!
На травушке – муравушке резвится детвора,
И детство их счастливое
Не знает пусть конца.
Выбегают учащиеся 2 класса с шариками под музыку « Каждый маленький ребёнок…».
Есть маленькие граждане
Своей большой страны.
Мир разноцветных шариков,
Мир детства и любви.
Конвенция о правах ребёнка в стихах
Богатство твоей страны - это Ты
Должен любой президент понимать:
Лишь там превращаются в правду мечты,
Где людям готовы все лучшее дать.Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки -
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки
Пользуются с первых дней правами своими -
Ведь с пеленок человек получает имя.В Конвенции каждый найдет
На важный вопрос ответ:
Помни, ребенком считается тот,
Кто не достиг 18 лет.Вы запомните , ребята,
Что ни дед, и ни сосед
Только мама, только папа –
они за вас несут ответВам теперь грустить не надо
Будем вместе, будем рядом.Очень трудно быть другим,
Непохожим, не таким.
Нос не вешай, иди вперёд.
Тебе помогут, успех придёт.Сколько бы не было в мире детишек,
Чёрных и белых, девчонок, мальчишек.
Все их права и ценны и равны.
Взрослые! Вы уважать их должны!Каждый маленький ребёнок
Должен знать свои права.
Должен он скорей запомнить
Эти лёгкие слова.Ты имеешь право жить
И учиться в школе.
Папу с мамою любить
И гулять на воле.Можешь ездить отдыхать
И играть с друзьями,
А потом придти опять
На колени к маме.Ты - свободный человек,
Ты живёшь свободно,
Защищаться должен ты
Властью и законом.Даже тонкий стебелёчек
Право на любовь имеет,
Его дождичек намочит,
Нежно солнышко согреет.Защити, страна, ребёнка,
Огради от всех напастей!
Жизнь хрупка, ранима, тонка,
Сделай всё, что в твоей власти.Подари семью и имя,
Дай ему образованье,
Право жить свободно, мирно
И найти своё призванье.
Звучит песня «Солнечный круг».
-Человек может использовать свои права, но не должен забывать и свои обязанности по отношению к семье, к школе, друзьям. Не нарушай права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права,
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
- А сейчас мне хотелось бы выразить благодарность ребятам, которые приняли участие в конкурсе рисунков среди учащихся начальной школы «Права ребёнка глазами детей» и поздравить их.
Награждение грамотами детей, занявших призовые места в конкурсе рисунков.