Урок окружающего мира "Зима"

Разделы: Начальная школа


Цель – систематизировать знания детей по теме «Зима».

Задачи:

  1. Формировать систему знаний о предметах и явлениях природы, о взаимоотношениях между ними.
  2. Подвести итоги изучения темы «Зима»
  3. Сделать вывод об изменениях в живой и неживой природе зимой.
  4. Воспитывать у детей любовь к природе.
  5. Формировать систему знаний об укреплении и охране здоровья.
  6. Расширять словарный запас учащихся.
  7. Развивать внимание, речь, наблюдательность детей, их фантазию и любознательность.
  8. Осуществлять взаимосвязь предметов: окр. мира, чтения и др.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Начало урока. Повторение.

Что мы изучаем на уроках окружающего мира? (Природу)

Чтобы изучать природу, что надо уметь делать? (Наблюдать)

Что значит наблюдать? Наблюдать - это значит, внимательно изучать что–либо.

На уроках окружающего мира мы наблюдаем за природой.

Что такое природа? Природа – все существующее на земле, но не созданное, как правило, руками человека.

На какие части можно разделить природу?

Приведите примеры неживой природы.

Что составляет живую природу?

III. Объявление темы урока. Обобщение наблюдений за погодой.


СЛАЙД 1, приложение

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно….

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.

Труженик – крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки…

Кто написал это стихотворение? (И.З.Суриков) О чем оно? Как догадались?

Посмотрите на картинку. Докажите, что на ней изображена зима.

Сегодня мы с вами вспомним все, что знаем о зиме.

Ученики получают карточки.

Мы с вами говорили о том, что существует 2 срока наступления зимы: календарный и фенологический.

Когда наступает зима по календарю? (1 декабря)

Назовите зимние месяцы.

СЛАЙД 2, приложение

СЛАЙД 3, приложение

Вспомните, сколько дней в каждом месяце. (Декабрь – 31, январь – 31, февраль – 28(29))

Какой день самый короткий зимой, а ночь длинная? (22 декабря)

IV. Фенологические признаки наступления зимы.

Давайте вспомним, какие признаки наступления зимы мы знаем.

Назовите главный признак наступления зимы. (Похолодание) В чем это проявляется?

Именно эти признаки влияют на изменения в неживой и живой природе.

С приходом зимы мы встречаем зимних гостей: холодных, морозных, снежных.

РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА.

  1. Оттепель – незначительное потепление в течение небольшого времени.
  2. Поземка – низовая метель.
  3. х
  4. Узор – разводы замерзшей воды на окнах, обычно после оттепели.
  5. Гололед – покрытие дорог льдом.
  6. Сосулька – У нас под крышей белый гвоздь висит.
  7. Лед – твердое состояние воды.
  8. Буран – сильнейший ветер со снегопадом.
  9. Снег – Пушистый ковер не руками ткан, не шелками шит, при солнце, при месяце серебром горит.
  10. Иней – на деревьях и на крышах – налет из снега и льда поздней осенью и ранней весной.
  11. Метель – сильный ветер со снегом, снег поднимается с земли.

Какое слово получилось?

Сделаем вывод: похолодание – основной признак наступления зимы. В связи с похолоданием происходят изменения в живой и неживой природе.

ОТВЕТЫ ПО КАРТОЧКЕ №1.

КАРТОЧКА №1.

  • Назовите главный признак наступления зимы.
  • Как изменилась зимой река? Почему?
  • Почему зимой чаще идет снег, а не дождь?
  • В какую погоду легче всего лепить снеговика?

V. Растения зимой.

Несмотря на то, что вместе с зимой приходят к нам метели, вьюги, бураны, все дети ждут наступления этого времени года и говорят ласково:

Здравствуй, гостья – зима!
Зимушка – зима!

Почему все дети ее любят?

СЛАЙД 4, приложение

А вот, что приносит зима растениям, животным, птицам, об этом мы сейчас поговорим.

Как изменился вид леса зимой по сравнению с осенью?

Что мы узнали о том, как зимуют лиственные растения? (Со спящими почками)

РАССМАТРИВАНИЕ ВЕТКИ С ПОЧКАМИ.

Когда проснутся почки? (Весной)

Кто их разбудит? (Влага и солнце)

Почему они не замерзают зимой?

Как зимуют хвойные растения?

Почему?

А что мы знаем о травянистых растениях?

Как они живут под снегом?

Почему они не замерзают?

Сделаем вывод: разные растения приспосабливаются к зимним холодам по-разному.

Отгадайте загадку, о каких растениях она написана:

Зимой и летом одним цветом.
(Хвойные и комнатные растения)

Перечислите, знакомые вам, хвойные растения. (Ель, сосна, пихта, лиственница).

Какое растение зимует без хвои? (Лиственница)

Почему комнатные растения не сбрасывают на зиму листья?

Почему они всегда зеленые и даже цветут зимой?

КАРТОЧКА №2.

Назови комнатные растения, которые есть в нашем классе.

VI. Птицы и насекомые зимой.

Мы с вами знаем, что в природе все связано, если изменяется что-то одно, то сразу же меняется еще что-то.

В связи с тем, что наступило похолодание, изменилась жизнь птиц. Почему?

Что это? ПОКАЗ КОРМУШКИ.

Для чего она нужна?

А сейчас я вам прочитаю рассказ о своей кормушке, а вы отгадаете, какие птицы прилетали ко мне в гости (изображение каждой названной птицы помещаю в кормушку):

ГОСТИ НА КОРМУШКЕ.

  1. Положила я в птичью кормушку ветку сушеной рябины, крошки хлеба, пшена, подвесила небольшие кусочки сала и стала наблюдать. Сначала шумной стайкой прилетели небольшие серенькие птички. Они весело чирикали и клевали крошки хлеба и пшена.
    Кто это? (Воробьи).
  2. За ними прилетели птички с желтыми грудками и черными галстучками. Они тоненько попискивали и забавно сидели на шнурке, на котором висели кусочки сала.
    Кто это? (Синицы).
  3. Когда на кормушке осталась одна рябина, птицы разлетелись. И тогда к ней подлетели пушистые серовато-бурые птицы с красными грудками. Концы хвоста, крыльев и голова были у них черно-синими, а на крыльях – белые полоски. После их посещения, ягод на ветке не осталось.
    Кто это? (Снегири).
  4. После всех к корму подлетели две крупные, почти черные птицы, которые своими крупными любопытными глазками оглядели все вокруг, увидели на снегу рассыпанные крошки, подобрали их и с криком «гал-гал» улетели на крышу соседнего дома. Кто это?

Как, одним словом, называются эти птицы? (Зимующие).

КАРТОЧКА№3.

  • Чем питаются зимующие птицы?
  • Где ты видел этих птиц?
  • Чем они были заняты?
  • Почему они прилетели к жилью человека?
  • Какие птицы выводят птенцов зимой? Почему?
  • Какие птицы делают запасы?

Почему перелетные птицы улетают в теплые края? (Улетают насекомоядные и птицы водоемов).

Сделаем вывод: Как птицы приспособились к холоду и как они спасаются от голода?

VII. Дикие животные зимой.

Да, ребята, трудно приходится зимой птицам. Но бедствуют не только они. Тяжело переживают холодные времена и дикие звери.

Каких животных называют дикими?

Дикий зверь – это неприрученное живое существо, обладающее способностью двигаться и чувствовать.

Перечислите их.

Разные животные по-разному устраиваются к условиям трудной жизни в зимнее время. Если бы животные умели говорить, то они, наверное, рассказали бы нам многое о своей лесной жизни.

Сейчас мы прочитаем письма из леса, и вы попробуете отгадать, какое бы животное могло написать его. (Читают дети в костюмах животных).

«ПИСЬМА ИЗ ЛЕСА»

ПИСЬМО №1.

Холодной зимой по снегу бегать неудобно, а вот с горки хорошо, можно даже кувырком. Только и успевай побыстрее бегать то от лисы, то от волка. Хорошо еще шубка спасает. А из леса уходить нельзя, ведь я питаюсь корой деревьев. (Заяц).

ПИСЬМО №2.

Нет в лесу ни орехов, ни желудей, ни грибов. Зима ведь. Но я запасала их летом, а теперь отыскиваю запасы. А гнездышко у меня построено из веточек, мха прямо на дереве или в дупле. У меня гнездышки в разных местах. (Белка).

ПИСЬМО №3.

А вот я ничего не запасала. Приходится бегать по лесу, по полю снег обнюхивать. У меня очень острый нюх, зрение и слух. Больше всего я радуюсь, когда найду мышку. Но чтобы наесться, нужно поймать целых 20 мышей. Трудновато. (Лиса).

ПИСЬМО №4.

Ночью я прячусь в укрытие – это прямо яма в лесу. Из убежища у меня видна только голова и спина. Но мне не холодно, ведь у меня густая шерсть. А вот днем бродить по снегу трудно – ноги проваливаются. (Лось).

ПИСЬМО №5.

Мы приготовили себе теплые зимние жилища и ложимся спать до весны. Мы вас не трогаем, и вы нам дайте отдохнуть спокойно. (Медведь, барсук).

КАРТОЧКА №4.

Вставь пропущенные слова в рассказ:

Пришла зима. Спрятались под снег травы, замерзли деревья. Но жизнь в лесу продолжается. Видны на снегу заячьи следы. Зимой заяц часто обгрызает … . Он разгребает снег передними лапами в поисках … . Пробегает по лесу, принюхивается лисица. Она старается учуять под снегом … . Пискнет под снегом норушка – лисица тут как тут. Рывок передними лапами - и охотница уже держит в зубах добычу. А вот и кабаны. Раскопали снег, разрыли землю – ищут … . Медведь зимой спит в … . За лето и осень он накопил много … . Зима ему не страшна. На дереве непрерывно стучит клювом … . Внизу разбросаны растрепанные еловые шишки. Это дятел достал из них … .

Сделаем вывод: как разные животные живут зимой:

  • Изменяют зимой окраску:
  • Делают на зиму запасы:
  • Впадают в спячку:
  • Охотятся:

VIII. Домашние животные зимой.

Но не всем животным приходится трудно зимой.

Какие животные так же, как и летом, всегда сыты и находятся в тепле? (Домашние).

Почему люди заботятся о домашних животных?

Какие же все-таки изменения происходят в жизни домашних животных?

Зимой у многих домашних животных появляются детеныши. Давайте назовем их:

Работа по учебнику.

Назовите взрослых животных и молодняк.

У коров - телята, у свиней - поросята, у овец – ягнята, у коз – козлята, у кошек - ... , у собак - … .

IX. Труд людей зимой.

Зимой у людей много забот, связанных с содержанием животных.

И вообще человеку зимой приходится много трудиться, особенно в деревне.

Расскажите о:

КАРТОЧКА №5.

О задержании снега на полях и работе в садах, о ремонте техники.

 

КАРТОЧКА №6.

Об уборке снега в городе.

 

КАРТОЧКА №7.

О хранении овощей, фруктов, зерна.

(Ученики получают карточки и без предварительной подготовки рассказывают).

Х.Охрана здоровья зимой.

Итак, мы видим, ребята, что зима – трудное время для животных и даже человека. И не только потому, что много забот и хлопот, а еще и потому, что зимой надо бережнее относиться к своему здоровью, т.к. именно зимой мы чаще болеем.

Давайте прочитаем памятку, в которой говорится о том, что нужно делать, чтобы сохранить здоровье и не болеть. (Работа по учебнику).

Если вы будете хотя бы немного выполнять эти правила, то они смогут уберечь вас от болезней, и вы будете всегда здоровыми и веселыми.

Расскажите, что вы делаете для закаливания своего организма.

Х.Итог.

О чем говорили на уроке? Какие выводы сделали? Оценки.

Что бы еще больше узнать о природе, о жизни растений и животных, нужно читать книги и спец. журналы.

В качестве д/з: познакомиться с произведениями: В.В.Бианки «Лесная газета», Н.Сладкова «Капли солнца», журналом «Юный натуралист».