Историко-литературный сценарий "Мы были музыкой во льду…"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Рубеж XIX–XX веков – сложное время в истории России. Три революции, Первая мировая и гражданская войны... Рушится все, на чем держалась жизнь, что казалось незыблемым. Добро и Зло смешались, и уже не отличить правду ото лжи, реальность от страхов и домыслов.

В последние годы к нам «пришли» не напечатанные в свое время книги. Еще не все имена и произведения вернулись к читателю, и все-таки понимаешь, насколько это запоздалое вчера обогащает безудержное сегодня. Победила литература «истерзанная», но сияющая светом гордости и достоинства. В представленной историко-литературной разработке говорится о самых ярких поэтах рубежа XIX-XX веков. Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Борис Пастернак, Николай Гумилев, кто сейчас не знает их имена! Эти поэты были поистине прекрасной музыкой среди льда жестокости и насилия.

Данная историко-литературная разработка может использоваться как самостоятельное внеклассное мероприятие; на вводных уроках литературы, посвященных изучению темы «Серебряный век русской поэзии», а также на заключительных и повторительно-обобщающих уроках; на уроках истории при изучении темы «Тоталитарный режим И.В. Сталина»; в качестве дополнительного материала при проведении читательских конференций, семинаров.

Выступление главного ведущего, соведущих, чтецов, а также исторического комментария сопровождаются компьютерной презентацией.

В разработке звучат романсы на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной...» (исп. А. Пугачева), Б. Пастернака «Свеча» (исп. Н. Носков)

Для оформления кабинета используются портреты поэтов, выдержки из воспоминаний современников, цитаты из стихотворений.

Ход мероприятия

Главный ведущий: Вступая в XX век, Россия менялась: аграрная страна становилась индустриальной, росли города, было учреждено первое в ее истории представительное законодательное собрание парламентского типа, реальностью стали свобода слова, печати, собраний, деятельность политических партий. Потрясением и предупреждением обществу и власти явилась революция 1905-1907 гг. Нет ничего удивительного в том, что начало века принесло России необыкновенный расцвет культуры – героический и трагический одновременно. Героическим его делают глубина и масштабы открытий, научных, философских, художественных, творческих. Трагическим – незавершенность и недосказанность, на которые его обрекла эпоха, – мировая война, революция, гражданская смута.

На вызовы времени разные сферы культуры отвечали по-разному. В художественной культуре начала XX века сосуществует буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры, пережитый в XIX в, сменяется ее серебряным веком.

1 чтец:

Моим стихам,
Написанным так рано,
Что и не знала я,
Что я поэт, сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.
Ворвавшимися, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам.
Моим стихам о юности и смерти,
Нечитанным стихам
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Главный ведущий: Эти строки принадлежат перу знаменитой русской поэтессы Марины Цветаевой, но их можно отнести не только к судьбе ее стихов. Но и к судьбе тех поэтов, о которых сегодня пойдет речь.

Мы сегодня будем говорить о судьбе поэтов Серебряного века. Этот век был богат яркими индивидуальными поэтами. Судьбы многих из них складывались очень сложно, потому что в то время не ценили ярких и талантливых, и часто борьба писателя за право искать свою правду, исходя из велений ума, сердца и совести, а не выгоды, оборачивались для них трагедией, а иногда и смертью. Погибли в лагерях Мандельштам, Клюев, Бабель, Мейерхольд и др.

«Хотелось бы всех поименно назвать, да отняли список и негде узнать», – сказала в своем «Реквиеме» А.Ахматова. Сейчас не 37-ой год, мы имеем право голоса, и к нам пришли их имена, поэтому мы, сегодня вспомним замечательных поэтов Серебряного века, павших жертвами тоталитарного режима. Кто виноват в этой страшной трагедии?

«Не будем искать виновных в стороне от себя, – писал Горький, – скажем горькую правду: все виноваты в этом преступлении: все и каждый»

Исторический комментарий: Каждый день самая большая страна в мире просыпалась с его именем на устах. Каждый день его имя звучало по радио, гремело в песнях, смотрело со страниц всех газет. Это имя, как величайшую награду, присваивали заводам, колхозам, улицам и городам. С его именем шли на смерть солдаты. Сталинград во время войны истек кровью, земля превратилась в коросту, начиненную снарядами, но город, носивший его имя, не был, сдан врагу. Во время устроенных им политических процессов жертвы, умирая, славили его имя. И в лагерях, где миллионы загнанных за колючую проволоку поворачивали вспять реки, возводили города за Полярным кругом и гибли сотнями тысяч – они свершали все это под его портретами. Его статуи в граните и бронзе высились по необозримой стране. В борьбе с собственным народом мы потеряли миллионы людей, среди которых тысячи и тысячи литераторов. Только в 30-е годы в стране было репрессировано более 15 тысяч поэтов и писателей. Цифра эта потрясает, кажется дикой и чудовищной, но 30-е годы – это не время начала репрессий, это их продолжение. Истребление народа началось сразу же после революции.

Главный ведущий: Николай Гумилев был одним из тех, кого не пощадил страшный механизм истребляющей машины.

1-й соведущий: Гумилев – один из замечательных людей начала XX века, но как рассказать о нем, чтобы вы в это поверили?

Принято считать, что за поэта говорят его стихи. Это верно, но жизнь Гумилева такова, что, не зная ее в полной мере трудно оценить его творчество. Поговорим же о поэте, путешественнике, о романтике – Николае Степановиче Гумилеве.

Он родился в Кронштадте в штормовую, бурную ночь. Старая нянька сказала, что у ребенка будет бурная жизнь. Спустя десятилетия ее пророчества подтвердились.

Николай рос некрасивым, физически слабым ребенком. Но эти недостатки не вылились в комплекс неполноценности, угнетенность и озлобленность. Он с детства делал себя: несмотря на физическую слабость, старался верховодить во всем, свою застенчивость всячески преодолевал и каждый вечер гипнотизировал себя в зеркале искренне веря, что с каждым днем становится красивее. В гимназии Гумилев учился скверно. Тем не менее, он всю жизнь занимался самообразованием, обладал прекрасной памятью, прочел много книг. Ему была хорошо известна поэзия европейская, древняя и современная, восточная, он считал, что поэту необходим большой запас знаний по всем наукам: истории, географии, богословию, математике, живописи и т.д.

Помимо поэзии у Гумилева была еще одна страсть – путешествия, он четырежды побывал в Африке, он собрал большую этнографическую коллекцию. Гумилев не считал нужным публиковать свои наблюдения в журналах, главным для него оставались стихи

2 чтец:

Оглушенная ревом и топотом,
Облеченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы.
Обреченный тебе я поведаю
О вождях в леопардовых шкурах,
Что во мраке лесов за победою
Водят полчища воинов хмурых
Дай за это дорогу мне торную
Там, где нету пути человеку,
Дай назвать моим именем черную,
До сих пор не открытую реку.

2-й соведущий: В 1910 году Гумилев женился на любимой женщине Анне Ахматовой. Его любовь к ней была долгой, Анна Андреевна не сразу ответила ему согласием. Из дневника Ахматовой: «Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется мне, что люблю. Гумилев – моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной»

1 чтец:

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов
Живет в таинственном мерцанье
Её расширенных зрачков
Её душа открыла жадно
Лишь мерной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так славно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.

3-й соведущий: Через полгода после женитьбы Гумилев отправился в Абиссинию. Из воспоминаний Ахматовой: «Я обещала, что никогда не помешаю ему ехать, куда он захочет. Еще до того, как поженились, обещала. Заговорили об одном нашем друге, которого жена не отпускала на охоту. Николай спросил: А ты бы меня пускала? «Куда хочешь, когда захочешь» Они были слишком свободными и большими людьми для пары воркующих голубков, их брак продлился недолго.

1-й соведущий: Что еще можно сказать о Гумилеве? С именем Гумилева связано литературное течение, сыгравшее значительную роль в русской литературе – акмеизм. Гумилев был его организатором и вдохновителем. Он был чувствительным и эгоцентричным одновременно, причем требовал внимания и понимания. Не обладая красивой внешностью, мог влюблять в себя самых красивейших и умнейших женщин той поры. У него не было друзей. Были гимназические приятели, коллеги-литераторы, ученики, поклонницы, но не друзья. Возможно, желание быть первым и единственным не давало Гумилеву близко сойтись ни с кем.

2-й соведущий: Желание покорять, удивлять, некое позерство было присуще ему всегда. Он был решительным и отчаянно смелым. Он ловил акул в южных морях, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами. Испытывая свою «греховность», пролезал между двух больших камней: если кто застревал между ними – умирал в страшных мучениях, и никто не смел подать ему кусок хлеба или чашку воды.

Во время войны 1914 года, Гумилев добровольцем уйдя на фронт, за храбрость был награжден дважды Георгиевским крестом IV степени, а 15 января 1915 года за героизм и мужество произведен в унтер-офицеры. 3 августа 1921 года Гумилева арестовали по подозрению в участии «таганцевского заговора»

Исторический комментарий: 24 августа 1921 года Петроградская Губчека приняла постановление о расстреле участников «таганцевского заговора» (61 человек). Впоследствии выяснилось, что никакого заговора не было, и Гумилев его не организовывал, как не был и виноват сам профессор Таганцев. Было следующее: 5 моряков, замышляющих террор, чтобы отвести от себя подозрение, составили списки якобы заговорщеской группы во главе с профессором Таганцевым. Включили в эти списки много видных лиц, в том числе Гумилева, отведя каждому определенную роль.

3-й соведущий: Не нашлось никаких документов, которые говорили бы о причастности Гумилева к заговору, тем не менее, ему была вынесена «высшая мера наказания», и он принял ее с высшей мерой достоинства. Говорят, что на допросах он декламировал стихи, в камере читал Гомера.

2 чтец:

Кончено время игры,
Дважды цветам не цвести.
Тень от гигантской горы
Пала на нашем пути.
Область унынья и слез –
Скалы с обеих сторон
И оголенный утес,
Где распростерся дракон.
Что ж, обратиться нам вспять,
Вспять повернуть корабли,
Чтобы опять испытать
Древнюю скудость земли?
Нет, ни за что, ни за что!
Значит настала пора
Лучше слепое Ничто,
Чем золотое Вчера.

1-й соведущий: Вот слова одного из очевидцев – сокамерников: «Да, этот ваш Гумилев шикарно умер. Улыбался, покуривал папиросу. Пустое молодечество, но все-таки крепкий тип. Мало, кто так умирает» Мы не знаем ни имени, ни занятий очевидца, но верим, что иначе Гумилев вести себя не мог. Вся его жизнь свидетельствует об этом.

Главный ведущий: Гумилева погубил механизм послереволюционных репрессий, но в 30-е годы машина репрессий заработала в полную силу.

Исторический комментарий: При Сталине Советский Союз превратился в гигантскую тюрьму, миллионы людей по ложным, надуманным обвинениям томились в концлагерях. Было множество строек, где работали только заключенные. Они заготавливали лес, прокладывали дороги, возводили промышленные объекты. Сталин не жалел людей. Он относился к ним, как к сырью, считая каждого отдельного человека не более чем маленьким винтиком, который при необходимости всегда легко можно заменить другим. Широко известно стало слово «ГУЛАГ», означавшее Главное управление лагерей, под этими пятью буквами понимали все места заключения в СССР. ГУЛАГ, словно чудовищный паук, раскинул липкую сеть своей зловещей паутины на огромной территории.

Попасть в ГУЛАГ можно было ни за что, ни про что: в те времена ничего не стоило составить подходящее обвинение на любого человек. Репрессиям подвергались не только простые люди – рабочие, мелкие служащие, домохозяйки, но и тысячи артистов, писателей, режиссеров, художников. Террор прямо или косвенно присутствовал во всех сферах жизни общества, он носил лотерейный характер, поэтому каждый в любой момент мог оказаться «врагом народа». Из-за террора родители иначе говорили с детьми, писатели иначе писали, рабочие, и начальники иначе разговаривали друг с другом.

Главный ведущий: Одной из многочисленных жертв стал Осип Мандельштам.

4-й соведущий: В японском городе Киото, в монастыре Реандзи, есть сад камней, созданный в XV монахами. Таинственная красота его волновала всех живущих в обители. Прогуливаясь, монахи с благоговением взирали на прямоугольную площадку и на застывшие, на ней каменные глыбы. Каждому монаху было известно, что камней в саду 15, но, сколько бы они не ходили, в какой бы точке веранды не останавливались, их глаза могли сосчитать лишь 14.

Высокое искусство создателей сада сделало его тайной, разгадать, которую не дано простым смертным. Эта японская быль-легенда и связанные с ней раздумья невольно возникают в памяти, когда берешь в руки томик со стихами Осипа Мандельштама, одного из лучших поэтов «серебряного века». Перелистывая его страницы, вдруг ловишь себя на мысли, что тайна притягательность мандельштамовских строк подобна тайне японского сада камней – она помогает постичь мир природы, мир человеческих чувств, а сама остается загадкой.

3 чтец:

Отравлен хлеб, и воздух выпит:
Как трудно раны врачевать!
Иосиф, проданный в Египет,
Не мог сильнее тосковать.
Под звездным небом бедуины,
Закрыв глаза и на коне,
Слагают вольные былины
О смутно пережитом дне.
Немного нужно для наитий:
Кто потерял в степи колчан,
Кто выменял коня, – событий
Рассеивается туман.
И, если подлинно поется
И полной грудью, наконец,
Все исчезает – остается
Пространство, звезды и певец

2-й соведущий: Судьба Мандельштама поначалу складывалась блистательно. Он много путешествовал по Европе, и эти поездки углубили его интерес к античной культуре. Он рано начал писать стихи, учась этому искусству у Гумилева, Бальмонта, Тютчева. Но его поэтические создания были настолько своеобразными, что давало повод Ахматовой утверждать: «У Мандельштама нет учителей, он поэт от бога». Октябрьскую революцию 1917 года Мандельштам встретил как нечто неотвратимое. Во многих своих стихах он предчувствует конец времени, часто в них возникает образ жестко раненого, разбитого времени.

1-й чтец:

Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?
Кровь-строительница хлещет
Горлом из земных вещей,
Захребетник лишь трепещет.
На пороге новых дней.
Тварь, покуда жизнь хватает,
Донести хребет должна,
И невидимым играет
Позвоночником волна.
Словно нежный хрящ ребенка
Век младенческой земли —
Снова в жертву, как ягненка
Темя жизни принесли.
Чтобы вырвать век из плена,
Чтобы новый мир начать,
Узловатых дней колена
Нужно флейтою связать.
И еще набухнут почки,
Брызнет зелени побег,
Но разбит твой позвоночник,
Мой прекрасный жалкий век!
И с бессмысленной улыбкой
Вспять глядишь, жесток и слаб,
Словно зверь, когда-то гибкий,
На следы своих же лап.

3-й соведущий: Это стихотворение было написано в 1922 году, а в 1925 Мандельштам получил категорический отказ от советского издательства печатать его стихи. Но Осип Эмильевич не молчит, он пишет стихи, зная, что их не опубликуют, в которых обвиняет советскую власть в насилии, бесчинстве, намекает на аресты, усилившиеся в этот период времени.

1-й соведущий: Бесполезно гадать, мог ли Мандельштам избежать своей судьбы. Это значило бы перечеркнуть свой голос, перестать быть самим собой. Мандельштам не только не ушел от своей судьбы, он пошел ей навстречу, выбрал ее и овладел ею. Быть пассивной, безличной жертвой, "неизвестным солдатом" мнимого колеса истории он не хотел и не мог. В конце 1933 года решение становится действием, Мандельштам бросает вызов миру; выходит холодным шагом к барьеру, пишет и читает друзьям написанный им — портрет Сталина:

2 чтец:

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там помянут кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири верны.
Тараканьи смеются усища
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто мяучит, кто плачет, кто хнычет,
Лишь один он бабачет и тычет.
Как подковы кует за указом указ –
Что ни казнь у него – то малина
И широкая грудь осетина.

2-й соведущий: Мандельштам сам себе подписал смертный приговор. Тогда же он говорит Ахматовой незабываемое: "Я к смерти готов". Остальное — развязка. Судьба подарила ему еще три года жизни, чтобы дать ему пропеть полным голосом "на разрыв аорты" — и умереть полной смертью. В мае 1938 последовал арест. Двадцатыми числами октября этого же года датировано последнее письмо Мандельштама, адресованное брату и жене:

3-й соведущий: «Дорогой Шура!

Я нахожусь – Владивосток, управление Северо-восточных исправительно-трудовых лагерей, 11-й барак. Получил 5 лет за контрреволюционную деятельность. Из Москвы из Бутырок этап выехал 9 сентября, приехал 12 октября. Здоровье очень слабое. Истощен до крайности, исхудал, неузнаваем почти, но посылать вещи, продукты и деньги – не знаю, есть ли смысл. Попробуйте все-таки. Очень мерзну без вещей.

Родная Наденька, не знаю, жива ли ты, голубка моя. Ты, Шура, напиши о Наде мне сейчас же. Здесь транзитный пункт. В Колыму меня не взяли. Возможна зимовка. Родные мои. Целую вас... »

1-й соведущий: Получив письмо, жена поэта, Надежда Яковлевна, тут же выслала посылку, но Осип Эмильевич получить ее не успел. Деньги и посылка вернулись с пометой: «За смертью адресата». Долго его мучили, травили, держали под запретом и в нищете, гоняли по лагерям, гноили в тюрьмах — так долго, что не пришлось и приканчивать. Палачи обошлись без палача. Жизнь поэта оборвалась в окрестностях Владивостока, в лагере переселенческого пункта. Могила его неизвестна, как и могилы многих его товарищей по несчастью. Стихи же его, не смотря на многолетний запрет, вернулись к читателям. Время над ними не властно.

Главный ведущий: Начало XX века страшное время в истории России. Миллионы были задушены, истреблены, вычеркнуты из нашей истории, как считалось тогда навсегда, но не может навсегда замолчать талантливо сказанное слово. Поэзия тех дней сегодня вернулась к нам, и мы с удовольствием перечитываем стихотворения самого романтического поэта того времени Марины Цветаевой.

2-й соведущий: Писать Марина стала рано, в 4-ре года она уже складывала свои детские стихи

Ты лети, мой конь ретивый,
Чрез моря и чрез луга.
И, потряхивая гривой,
Отнеси меня туда...

Домашние смеялись – Куда – туда? А ребенок под закипающие слезы: – Туда – далеко! И стыдно воровать мои тетрадки, а потом смеяться. Почему смеялись? Потому что считалось, что пишет плохо, и никто даже предположить не мог, что дочь известного ученого, искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева станет известным поэтом. На долю Марины Цветаевой выпало счастливое детство, очень рано 19 лет она вышла замуж за такого же юного Сергея Эфрона. И в замужестве ей суждено было счастливой, но недолго, 5 лет.

3-й соведущий: Из воспоминаний Цветаевой: «Только при нем, я могу жить так, как живу: совершенно свободно. Он был единственным, кто меня понял, а, поняв, полюбил. Сергея не устрашила моя сложность, противоречивость». Цветаева много писала, вдохновленная Эфроном. Вспомним одно из самых известных посвященных ему:

3 чтец:

Я с вызовом ношу его кольцо!
– Да, в вечности – жена, не на бумаге!
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвствует угрюмо рот его, углами вниз,
Мучительно – великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две брови.

Романс «Мне нравится...»

До революции вышло три сборника Цветаевой, в годы революции Марина без враждебности и раздражения смотрела в будущее, но с 1917 года для поэтессы настанет время испытаний.

Исторический комментарий: Нет в мире ничего хуже войн. И Первая мировая, которая унесла миллионы человеческих жизней, надолго оставила после себя кровавый след. Но вспыхнувшая в России Гражданская война была еще страшнее. Страна перестала быть единым целым и распалась на отдельные земли, области, губернии, города и даже заводы и армии, провозгласившие свою независимость. Россия разделилась на красных и белых.

Каждая сторона была уверена в своей правоте и вела на фронтах Гражданской войны борьбу за то, чтобы иметь возможность обустраивать стану по-своему. У них было разное представление о счастье России, но и те и другие любили свою родину и готовы были проливать за нее кровь. Трудно разобраться в событиях тех огненных лет, понять, кто и за что воевал. Нелегко и найти ответ на вопросы: почему верх одерживали то белые, то красные, почему, несмотря на мощную военную поддержку Великобритании, Франции, США, Японии и других стран, белые войска, в конце концов, потерпели поражение и победителями оказались красные?

1-й соведущий: С. Эфрон отправляется воевать в составе белой армии, твердо веря, что спасает Россию. Три года Марина с маленькими дочерьми, Ариадной и Ириной живет в неуютной Москве. Прокормиться было трудно. Осенью 1919 года в самое тяжелое и голодное время Марина по совету знакомых отдала в московский приют своих девочек, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 1920 года потеряла маленькую Иру, погибшую в приюте от голода и тоски.

1 чтец:

Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла! –
Старшую у тьмы выхватывая,
Младшей не уберегла.
Две руки – ласкать – разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая – на шейке тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем не понято,
Что дитя мое в земле.

Исторический комментарий: Кровавые потрясения, ужас Гражданской войны, лишения и страх перед будущим заставляли многих людей покидать Россию и искать лучшей жизни за границей. Из страны уехало больше миллиона человек. Среди них были ученые и писатели, композиторы и художники, инженеры и врачи, учителя... Уехали многие тысячи людей, которые могли принести огромную пользу своему народу.

2-й ведущий: Сергей Эфрон не мог вернуться в Россию, поэтому эмигрирует из страны. Марина делает решительный шаг: в 1922 году едет к мужу, взваливая на свои плечи русской беженки. Так начались ее лишения в эмиграции. Марина не прижилась за границей, ее стихи не хотели печатать, у Сергея заработки были случайными, семья вела нищенское существование. Но с разочарованием в эмиграции растет уверенность, что ее читатель там, в России.

2 чтец:

Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится... Друг!
Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце...
Ты в погудке дождей и бед
То же, что Гомер в гекзаметре
Дай мне руку на весь тот свет!
Здесь – мои обе заняты.

3-й соведущий: Вернулась в Россию Марина Ивановна с сыном Георгием 18 июня 1939 года. Дочь и муж – двумя годами раньше. Семья воссоединилась, но счастье длилось недолго: в августе арестовали Ариадну, а в октябре – Эфрона. Эфрон вернулась в Россию в жестокое время. Тех, кто приезжал из-за рубежа, или тех, кто побывал в командировке за рубежом, считали потенциальными шпионами. Марина Ивановна осталась с сыном без квартиры, без средств к существованию. В начале войны Марина вместе с сыном эвакуировалась в Елабугу, Цветаева надеялась получить хоть какую-нибудь работу едет в Чистополь, где получает согласие на прописку и оставляет заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года».

1-й ведущий: «...Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня все меньше и меньше...Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами крюк... Я год примеряю смерть. 31 августа 1941 года Цветаева покончила собой. Свидетельство о смерти было выдано сыну 1 сентября. В графе «род занятий умершей» написано – «эвакуированная». Повезли прямо из больничного морга в казенном гробу, повезли по пыльной дороге туда вверх, в гору, где темнели сосны. Кто провожал ее в последний путь? Кто шел за гробом? Не все ли равно? Могила затерялась.

3 чтец:

Знаю, умру на заре!
На которой из двух,
Вместе с которой из двух – не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь!
С полным передником роз! – Ни ростка не нарушив!
Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя не целованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари – и ответной улыбка прорез...
– Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

Главный ведущий: Истреблялись лучшие из лучших. Их не просто репрессировали. Физическому уничтожению предшествовало уничтожение моральное: бешенные компании по истреблению талантов включали в себя процессы исключений, проработок, запретов на печатные произведения, прямую травлю. Все эти круги ада прошел и Борис Пастернак.

2-й соведущий: Борис Леонидович Пастернак родился в январе 1890 года в Москве в семье одного из первых русских художников импрессионистов, академика, профессора училища живописи и выдающейся пианистки. От отца и матери он унаследовал их таланты. Он мог стать хорошим живописцем, но в 13 лет оставил изобразительное искусство ради музыки. Учась в гимназии, брал уроки музыки и за шесть лет достиг столь многого, что все близкие были убеждены: он станет композитором. Однако Борис Пастернак всю жизнь безжалостно отбрасывал несомненные достижения во имя устремленности к новым целям. Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и стал заниматься философией. Один семестр с целью совершенствования в науке он занимался в Марбургском университете, и улица, на которой жил тогда Пастернак, до сих пор носит его имя. Но и философию Пастернак отбросил, несмотря на явные успехи в этой области. Сильнее всего оказалось давнее увлечение поэзией, которая стала делом всей его жизни. По всему строю своей личности Пастернак принадлежал к искусству авангарда. В 1914 году вышла первая книга его стихов. Позже поэт признавался, что жалел о ее выходе, о несовершенстве стихотворений, но, все-таки, часто открывал свои поэтические вечера стихотворением из этого сборника.

1 чтец:

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

3-й соведущий: Борис Пастернак был открытым человеком. Его ценили и уважали в поэтических кругах. Тесная дружба связывала его с А. Ахматовой, Мейерхольдом. Марина Цветаева писала: «Да, он имел легкий характер, быстро сходился с людьми, но он не был борцом. Поэтому, когда арестовали Мандельштама, Пастернак, хотя и пытался, но не смог в телефонном разговоре со Сталиным определенно, четко и ясно доказать невиновность товарища по цеху».

2 чтец:

«Мы друг друга в беде не бросим,
И ты за него борись.
Вот так!» – говорил Иосиф.
«Да, но...» – возразил Борис.
«Живот положить за друга
Прекрасней поступка нет.
А участь живого трупа...»
«Да, но... – возразил поэт, –
«Испуг, – отвечал со смехом
Про вечность...» – Гудки, отбой.

1-й соведущий: В послевоенное десятилетие Пастернак начинает работать над романом «Доктор Живаго». Именно он стал итогом творческих поисков Пастернака. Сам писатель в одном из писем признавался, что хочет дать в романе «исторический образ России за последнее сорокапятилетие. Первые работы над романом были омрачены ухудшением духовного климата в стране.

Исторический комментарий: Духовная атмосфера первой половины 60-х гг. продолжала в целом быть атмосферой «оттепели». Явление «оттепели» многогранно: это надежды на обновление социализма, порожденные XX съездом КПСС, стремление к творческой свободе, и жажда понять страну, в которой живешь, и романтическое увлечение ленинизмом, освобожденным от сталинских искажений, и попытки выйти за пределы привычного круга идей и стереотипов, и вера в то, что можно и нужно думать, жить, писать, творить честно, не дожидаясь указаний, не боясь окриков, не оглядываясь на авторитеты. Именно этими принципами и надеждами определялся духовный облик поколения шестидесятников. Совершенно очевидно, что эти настроения и ожидания вызывали у власти тревогу. Она не хотела и не могла отказаться от руководства культурой, искусством и наукой, продолжала жить представлениями о необходимости управлять культурным прогрессом. Таким образом, творческая свобода имела определенные границы. Цензура запрещала публиковать романы А.Платонова, М.Булгакова, В.Гроссмана и др. Апогеем «антиоттепели» стали гонения на Пастернака за опубликованный на Западе роман «Доктор Живаго»

2-й соведущий: Пастернак работал над романом, не обращая внимания на травлю, читал друзьям законченные фрагменты из него. 10 декабря 1955 года роман был закончен и Пастернак отдал его в редакции журналов «Новый мир», «Знамя». «Новым миром» роман был отвергнут, а в письме-рецензии от редколлегии утверждалось, что Пастернак в романе исказил историческую роль Октябрьской революции.

3-й соведущий: Роман был опубликован 7 января 1957 года. В 1958 году Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе «За выдающиеся достижения» в современной литературе. Советские власти потребовали немедленного отказа от премии, угрожая предпринять компанию по обвинению поэта в предательстве, платой за которое стала Нобелевская премия.

Пастернак отказался, и немедленно началась травля. В литературных газетах публиковались статьи против антиреволюционного поэта, кульминацией стало исключение. Пастернака из Союза Писателей СССР. В этой обстановке Пастернак был вынужден отказаться от премии.

3-й чтец:

Ты видишь, ход веков подобен притче,
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.

1-й соведущий: Слова о гробе оказались пророческими. Противостояние оказалось невыносимым для поэта. 30 мая 1960 года Б.Пастернак скончался. Земная жизнь поэта завершилась, началась вечная.

Звучит романс «Свеча». Во время исполнения ведущие зажигают свечи.

2-й соведущий: Анна Ахматова. Кто сейчас не знает этого имени?! В одном стихотворении она писала:

Одни глядятся в ласковые взоры,
Другие пьют до солнечных лучей,
А я всю ночь веду переговоры
С неукротимой совестью моей.

Неукротимая совесть... Именно она – главное содержание, герой и музыка многих произведений Ахматовой – поэта, который не боялся сказать правду и пострадавшего за свою веру и свободу. Уже ранние стихотворения веселой царскосельской девчонки свидетельствовали о незаурядном таланте начинающей поэтессы:

1 чтец:

Сжала руки под темной вуалью...
«От чего ты сегодня бледна?»
– Оттого, что я терпкой вуалью
Напоила ее допьяна. Как забуду?
Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я сбежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко.
И сказал мне: «Не стой на ветру».

3-й соведущий: Её муж, Н. Гумилев, не сразу признал Ахматову как поэта: «Моя жена также хорошо вышивает», – говорил он. Но когда в свет появились два сборника Анны Андреевны, Гумилев смирился с тем, что его жена поэт, ничуть не хуже его самого. Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики. ... А я была его женой.

1-й соведущий: Союз Ахматовой и Гумилева не был долговечным. В год развода Ахматова подарила Гумилеву сборник стихов «Белая стая» с надписью «Моему дорогому другу Н. Гумилеву с любовью А. Ахматова. 10 июня 1918 г. Петербург». Каждый из них пошел навстречу своей трагедии. На Ахматову удары сыпались градом: услужливые журналисты осыпали ее бранью, ее сын, который стал ученым, а не поэтом, не избежал репрессий, его арестовали трижды, ее вынуждали покинуть пределы России, но Ахматова оставить родину не смогла. Помнила ли Анна Андреевна прочески роковую «Молитву 1915 года».

2 чтец:

Дай мне горькие годы недуга
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней.
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

2-й соведущий: Эту молитву ей напомнила при встрече М. Цветаева: «Как Вы могли написать: «Отыми и ребенка и друга и таинственный песенный дар...» Разве Вы не знаете, что в стихах все сбывается». После смерти Сталина в жизни Анны Андреевны происходят перемены: 1955-освобождение сына; 1956-выходит сборник переводов. О том, что стало после его смерти. За два года до смерти, в 1964 Ахматова едет в Италию, где ей присуждена премия, а в 1965 в Англии ей вручат диплом почетного доктора Оксфордского университета.

3-й соведущий: Анна Андреевна никогда не роптала на судьбу, принимала мужественно ее удары; она не советовала на возраст и старость принимала как должное, она была очень жизнестойкой. Ее похоронили под Ленинградом, на кладбище среди соснового леса. И летом, и зимой на ее могиле всегда лежат живые цветы. Дорожка к ее могиле никогда не зарастает травой летом и не заносится снегом зимой. К ней приходит юность и старость, приходят мужчины и женщины. Для многих она стояла необходимостью. Для многих ей еще предстоит необходимостью стать. Такая у нее участь. Ведь истинный поэт живет очень долго, и после смерти своей. Мужество Правды и Поэзии ничего не боялась и не боится, даже бессмертия. Оно выдержит и это испытание.

Главный ведущий: Хотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список и негде узнать... Сколько еще искалечило судеб жестокое время рубежа 19–20 веков. Чьи-то имена нам стали уже известны, о ком-то еще предстоит узнать. Потому что можно убить человека: уничтожить всякую возможность вспоминать о нем. Но нельзя убить живое Слово, сохранившее для нас многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья. Мы должны осмыслить трагедию нашей расстрелянной культуры и литературы. И не столько во имя памяти безвинно погибших, но и ради живущих сегодня. Ведь без прошлого не будет настоящего и будущего.

3 чтец:

Те запрещенные поэты,
Что исчезали без следа,
Те запрещенные поэты –
Как затонувшие суда.
О как пытались, как пытались
Упрятать в море их навек,
А водолазы опускались
И поднимали их наверх.
И вот они вдали скрываются,
Опять идут на край земли,
А водолазы опускаются
Искать другие корабли.