Проект "Нас сказка учит говорить"

Разделы: Работа с дошкольниками


Аннотация

В данном проекте представлены формы работы с детьми по развитию правильного произношения с использованием театрализованной деятельности и элементов русского фольклора.

Предложены формы взаимодействия с семьёй по развитию речи и театрализованной деятельности дошкольников. Также в работе представлен речевой и игровой материал, разработаны конспекты занятий по лексическому развитию ребенка.

Данные материалы помогут педагогам ДОУ определить основные направления и содержание работы по развитию звуковой культуры речи ребенка дошкольника при помощи театрализованной деятельности., ознакомиться с современными методами и приёмами развития лексических возможностей детей дошкольного возраста.

Введение в проект

Актуальность проекта

В дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию на занятиях, в театральной деятельности, в режимных моментах, а также в свободное время. Известно, что работа над звукопроизношением достаточно трудна и не всегда интересна, а вот театрализованная деятельность дошкольникам нравится, поэтому педагог объединил эти два направления с целью более эффективного формирования звуковой культурой речи дошкольников. Развитие речи посредством театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в группе, а также реализации творческого потенциала маленького человека.

Вид проекта: Познавательно-речевой, творческий.

Участники проекта: Дети, педагоги, родители.

Цель: Развитие правильного произношения и культуры речи дошкольника посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через знакомство с русским фольклором.
  2. Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности.
  3. Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности, к развитию правильной речи ребенка.

Гипотеза:Организация логопедической работы с дошкольниками посредством театрализованной деятельности и знакомства с русским фольклором будет способствовать развитию активной, правильной, эмоционально насыщенной речи дошкольника.

Реализация проекта в фотолетописи

Этапы реализации проекта.

Этапы

Цели этапа

Содержание

Вводный

Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.

Разработка методического материала по проекту.

  1. Обследование уровня речевого развития детей.
  2. Проведение мониторинга по теме «Задержка речевого развития у детей» - среди педагогов и родителей.
  3. Анкетирование и консультации для родителей « Поверь в свое дитя».
  4. Ознакомление с литературой по теме «Воспитание у детей дошкольного возраста правильного произношения».
  5. Изготовление атрибутов к театрализованной деятельности с детьми и родителями.
  6. Сбор материала ( набор картин Ю. Васнецова, видиотека с русскими народными сказками, произведения с малыми фольклорными формами, атрибуты для театрализованной деятельности, и др.)
  7. Подготовка консультаций для родителей и педагогов « Особенности речевого развития детей», «Приучаем трудный звук», « Поможем Буратино заговорить»(игры со словами), « Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей»
  8. Посещение театра с целью просмотра спектакля.
  9. Посещение концертов народной самодеятельности, народных гуляний.

Основной

Накопление представлений по теме

Продолжать знакомство детей с русским фольклором.

Распределение поисковых заданий по проекту с привлечением родителей:

  • узнай и расскажи любимую сказку своих родителей.
  • можно ли сделать настольный театр к сказке своими руками, сделай и принеси.
  1. Педагогическое совещание по теме: « Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников».
  2. Круглый стол для педагогов и родителей: « Знакомство детей с особенностями фольклора».
  3. Пересказ русской народной сказки по ролям «Лиса и рак»- Продолжать знакомить детей с Р.Н.С, учить пересказывать их и инсценировать.
  4. Цикл дидактических, сюжетных, подвижных, хороводных, интеллектуальных игр по теме.
  5. Оформление фото-газеты « Нас сказка учит говорить».
  6. Организация выставки « Моя любимая сказка».
  7. Семейный конкурс игрушек-самоделок «В гостях у сказки».
  8. Составление рассказов по пословицам, поговоркам, чистоговоркам по темам. Заучивание их.

Итоговый

Предоставление продукта деятельности.

  1. Логопедическое развлечение « Веселый зоопарк».
  2. Логопедическая сказка « Новые приключения Буратино».
  3. Логопедическая сказка «Петушок и бобовое зернышко».
  4. Логопедический мини – спектакль « Как на ярмарке мы были».
  5. Выставка рисунков по малым фольклорным формам.
  6. Подведение итогов семейных конкурсов.
  7. Книга отзывов и мнений о проекте.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей

  • Овладение навыками выразительной , правильной речи.
  • Развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через театрализованную деятельность.

У родителей:

  • Участие вместе с детьми в театрализованной деятельности
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества

У педагогов

  • Помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой культуры речи
  • Разработка методического и практического материала по проекту

«Веселый зоопарк»

Логопедическое развлечение

Цель: Совершенствовать правильную, эмоционально насыщенную речь.

Задачи: Образовательные. Закреплять навык правильного произношения звуков (Ш), (Ж) в словах и фразах; учить выразительно читать стихи, стараясь передать образ героев сказки. Развивающие. Активизировать словесно-логическое мышление, память; развивать слуховое внимание, артикуляционную и мелкую моторику. Воспитательные. Формировать интерес к занятию, любознательность.

Сценарий развлечения

Под музыку из-за занавеса появляется Язычок (взрослый).

Язычок. Здравствуйте! Меня зовут Язычок. Я принес письмо от животных из зоопарка. Прочитаем его? « Приезжайте к нам в гости в зоопарк. Нам грустно и хочется повеселиться и поиграть. Мы вас очень ждем». Ну что, хотите навестить зверей в зоопарке? (Ответы).

Звучит фонограмма.

Язычок. На улице весна, весело щебечут птицы, ярко светит солнышко.

Проводится гимнастика для глаз «Солнышко».

Солнышко утром встало,
Солнышко тучки считало.
Посмотрело вверх,
Посмотрело вниз,
Вправо, влево (соответствующие движения глазами).
Глазками поморгало
И закрыло глазки,
Не хочется солнышку просыпаться.

Пока у детей глаза закрыты, появляется ребенок, исполняющий роль Солнышка, здоровается со зрителями.

Язычок. Посмотрите, какое яркое, красивое Солнышко к нам пожаловало!

Язычок, Солнышко и дети делают массаж лица.

Личико солнце согрело.
Потеплело, потеплело (поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей).
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись (потянуться руками вверх, улыбнуться).

Язычок. А на чем же мы отправимся в зоопарк? ( предложения детей) Весной пригревает солнышко, возвращаются в родные края птицы, просыпаются майские жуки. На них – то я и предлагаю полететь в зоопарк.

Организуется игра «Жучки» ( по сигналу воспитателя «День!» дети под быструю музыку бегают по залу, издают звук (Ж); по сигналу «Ночь!» -ложатся на спину, под медленную музыку выполняют упражнение « Велосипед»). После игры занавес раскрывается. На сцене-декорации, изображающие вольеры, а в них дети в костюмах животных.

Язычок. Вот мы и в зоопарке. Кто же нас встречает?

Дети. Животные.

Язычок. Посмотрите, в пруду кто-то сидит, огромный, как гора, и широко открывает рот. Кто же это? (Бегемот)

Язычок. Давайте поиграем с бегемотиком. Проводится упражнение для пальчиков.

Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем.
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот. (Все, о чем говорится в тексте, дети показывают пальцами).

Язычок. Слышу кваканье лягушек.

Лягушки.

Подходите к нам, лягушкам,
Тяните губки прямо к ушкам.

Язычок.

Улыбнулись нам подружки-
Большеглазые лягушки.

Давайте поупражняемся вместе с лягушками.

Артикуляционное упражнение «Лягушки».

Растяните свои губки-
Мы увидим ваши зубки.
Потяните-потяните,
Нисколько не устанете.

Язычок. А теперь изобразим лягушек пальчиками. (выполняют). Молодцы! Посмотрите!

Нас встречает добрый слон,
Длинный хобот тянет он,
Если очень захотеть,
Можно хоботом вертеть.

Слон.

Я водичку набираю
И ребяток поливаю.

Проводится артикуляционное упражнение «Слоник».

Буду подражать слону-
Губы «хоботом тяну»,
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Далее Язычок вместе с детьми пальчиками показывает слона.

Язычок. Полюбовались мы слоном, теперь идем дальше. В этой клетке никого нет, только длинный резиновый шланг шевелится и шипит: «Ш-ш-ш-ш-ш!». Давайте и мы пошипим: «Ш-ш-ш!». Сначала громко, потом тише.

Змея.

Подражайте вы змее,
С нею будьте на равнее.
Высунем язык и спрячем!
Только так, а не иначе.

Язычок вместе с детьми пальчиками показывает змею( упражнение «Змея»)

Язычок. Молодцы! А теперь отгадайте загадку.

Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он… жираф.

Жираф.

Я-Жираф! Тяну вверх шею,
От души горжусь я ею.

Язычок вместе с детьми выполняет артикуляционное упражнение «Жираф» и пальчиками показывает жирафа.

Язычок. Слышу цоканье копыт.

1-я зебра.

Зебры-резвые лошадки!
Бойко скачут по площадке.

2-я зебра.

Потянула зебра ножку,
Постояла так немножко.

Язычок вместе с детьми выполняет артикуляционное упражнение «Зебра» и пальчиками показывает зебру.

Язычок.

В зоопарке побывали,
Ох, ну как же мы устали!..
Сейчас мы все играть пойдем,
Хорошо мы отдохнем!

Проводит динамическое упражнение: дети произносят слова вместе с Язычком и изображают названных животных.

Язычок.

У жирафа вот так шея!
Зато маленькие ушки.
А змея ползет быстрее,
Чем прыгают лягушки.
Слон-толстяк,
Он слышит все.
Бегемот наш лежебока,
Ест траву,
Глядит он в оба,
Нам кивает головой,
Приглашает нас домой.

Давайте угостим наших новых друзей. (Показывает угощения.) Фрукты для кого? Трава для кого? Мышь для кого? Комар для кого?

Дети отвечают и под музыку вручают угощения животным. Язычок и животные благодарят детей и приглашают еще приходить в зоопарк.