Пояснительная записка.
Гимназия МИИТ является структурным подразделением МИИТа, а, следовательно, в первую очередь перед коллективом стоит задача воспитывать подрастающее поколение для данного университета, ориентируя их на технические специальности.
Противоречия. Российская школа, верная старым традициям, наполняет головы своих учеников большим объёмом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы её решения, гибко реагировать на новое, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт - российские школы не учат. А между тем, будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний, так как бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, является основой социальной успешности.
На основе данных противоречий обозначилась проблема: между тем чему учит современная школа и тем требованиям, которые предъявляет жизнь.
Актуальность. Сегодняшняя педагогика проявляет большой интерес к деятельностному подходу в обучении, опираясь на работы Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существования и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в её процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению.
Главной задачей российской образовательной политики, вытекающей из Концепции модернизации образования на период до 2011 года, является повышение его доступности, качества и эффективности. Особое значение при этом отводится:
- формированию ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- деятельностному характеру образования, направленности содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.
- деятельностному характеру образования, направленности содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.
Пути решения. Опираясь на известные истины, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач и исходя из положений, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 30 ноября 2011 года:
- “……Создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодежи”;
- “…..Ресурсы, которые у нас есть, надо использовать ..,а в целях модернизации экономики, для создания новых конкурентоспособных товаров и услуг, миллионов новых рабочих мест, формирования спроса на инновации, развития малого и среднего бизнеса, расширения профессиональных и социальных перспектив наших людей”, в нашей гимназии мы решили создать сообщество из одаренных детей, в основу которой легла проектная деятельность.
Цель проектной деятельности - активизировать деятельность учащихся, в соответствии с их возрастными особенностями, в результате которой ими создаётся продукт, обладающий субъективной или объективной новизной.
Задачи:
- Создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала ученика;
- Формировать навыки сотрудничества, умение достигать общей цели путём компромисса, уважения точки зрения другого ученика;
- Искать прикладное значение в теоретическом материале полученном на уроке.
Учебный проект призван обучить:
- Проблематизации ( рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- Самоанализу и рефлексии ( результативности и успешности решения проектной проблемы);
- Представление результатов своей деятельности и хода работы;
- Презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования ( макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, и др. ):
- Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
- Практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- Выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.
Принцип работы творческой проектной мастерской созданной в гимназии МИИТ на кафедре естественно- математических наук.
Творческие проектные мастерские представляют собой небольшие коллективы, состоящие из педагога предметника (учителей математики, физики, биологии, географии, химии), которые являются руководителями данной мастерской, и учащихся, которые выполняют различные проекты.
Члены творческой проектной мастерской в течение определённого времени работают каждый над своим проектом. При этом встречаясь на занятиях своих мастерских, они могут помогать друг другу и обмениваться информацией, учиться друг у друга и вместе осваивать технологию работы над проектом. Старшие делятся опытом с младшими, хорошо успевающие ученики вдохновляют более слабых. Такая совместная работа взрослых и детей разного возраста, увлечённых сложными проблемами, создаёт творческую атмосферу, позволяющую решать не только учебные, но и воспитательные задачи, способствуют благоприятному климату в школе. Занятия творческой проектной мастерской проходят один раз в неделю.
Помимо групповой работы с каждым участником проекта регулярно проходит индивидуальная консультация, на которой ведётся проверка дневника работы над проектом, и его корректировка по необходимости. В своих дневниках учащиеся записывают все возникающие вопросы, советы, которые даёт им руководитель и рекомендации, которые получают на групповых занятиях. Ведение документации дисциплинирует авторов проектов, помогает держать в поле зрения главную цель их работы.
Стремясь заинтересовать как можно больше учащихся в проектную деятельность, открыть скрытые возможности каждого, педагоги нашей гимназии пришли к выводу о необходимости интегрирования групповой и индивидуальной форме работы, используя достоинства каждой.
Проектная деятельность на уроках.
Наблюдая положительную динамику в развитии учащихся занимающихся проектной деятельностью, во внеурочное время на кафедре было принято решение апробировать проектную работу во время урока, тем самым незначительно отредактировать планирование за счёт резервного времени.
№ п/п |
Типы проектных уроков |
Цель урока |
Задачи урока |
1) |
Предваряющий |
Создать условия для изучения нового блока программы |
|
2) |
Урок комплексного закрепления материала |
Создать условия для первичного закрепления полученных теоретических знаний, через практическое применение |
|
3) |
Обобщающий урок |
Создать условия для обобщения и систематизации знаний полученных на предыдущих уроках блока |
|
Использование метода проектов на уроках математики
Тема урока |
Движения |
Состав учащихся |
9 класс |
Тип урока |
Урок комплексного закрепления знаний |
Форма организации |
Урочная |
Цель урока |
Создать условия для первичного закрепления знаний через практическое применение |
Задачи урока |
|
Формирование навыков |
|
Этапы урока |
1. Организация урока, подготовка к активной деятельности. а) формирование детей по группам; б) погружение в проект, в процессе которого учащиеся заинтересовываются темами: Применение видов движений в различных областях знаний ( русский язык, химия, биология, алгебра, физика) Применение свойств движений при построении графиков функций и исследовании свойств функций. Симметрии n-порядка. Симметрия в кристаллах. Симметрия в архитектуре. Симметрия в природе. Симметрия в русском, английском языках. Использование движения в искусстве в) организация деятельности, в процессе которой распределяются роли между учащимися, и определяется план действий; Распределение заданий по группам, раздача дополнительного материала, не плохо иметь доступ в интернет. г) осуществление деятельности, когда выполняется сам проект; Учащиеся, (причём выступление группы должно уложиться в три минуты), проблемы и достоинства их использования. д) презентация в процессе, которой учащиеся представляют результаты своей деятельности, рассказывают о путях и способах решения проблемы и о своём пути его решения. На основании знаний полученных по данной теме, предложили следующие проекты: «Кристаллы- природные многогранники» , «Применение видов движения в искусстве и архитектуре», «Параболограф». |
Пояснительная записка к планированию проектной работы в гимназии МИИТ.
Современная жизнь требует от каждого человека умение гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретая и применяя на практике необходимые знания, критически мыслить, уметь увидеть проблему и найти пути ее рационального решения, грамотно работать с информацией. Поэтому задача данного планирования заключается в том, чтобы создать условия школьникам для самостоятельного поиска и добычи знаний, используя различные источники информации, планировать познавательную деятельность, избегая лишних временных затрат, творчески мыслить, а также развивать навыки самоконтроля. Решение этих задач способствует эффективному и развивающему обучению.
Данная программа рассчитана на полугодие и включает в себя все этапы работы над проектом: от постановки целей и задач до готового продукта проектной деятельности, а также дальнейшее участие в конкурсах и конференциях различного уровня. Программа рассчитана на разноуровневую аудиторию, как по возрасту так и по интеллекту, так как предполагает работу в группах, а также индивидуальную работу каждого члена группы.
Готовый продукт выставляется на конкурсе технических проектов в гимназии, что позволяет пополнить состав учащихся и продолжить работу по данной программе на второе полугодие.
Учебно-тематический план проектной работы на первое полугодие (1 час в неделю)
№ п/п |
Содержание |
Формы проведения, количество часов |
Образовательный продукт |
||
Круглый |
Практические |
Презентации |
|||
1 |
Проблематизация |
1 |
|
|
Конспект |
2 |
Целепологание |
1 |
|
|
Конспект |
3 |
Планирование |
1 |
|
|
Конспект |
4 |
Рефлексия и самоанализ |
1 |
|
|
|
5 |
Реализация плана |
|
9 |
|
Проект |
6 |
Презентация |
|
|
4 |
Проект, презентация |
Итого: 17 часов |
Рабочая программа проектной деятельности гимназии МИИТ
Месяц проведения |
Дата, количество часов |
Тема |
С |
8.09 |
Учебное проектирование, классификация учебных проектов, проектные умения, цели и задачи проектной деятельности |
15.09 |
Выявление интересов учащихся, выбор темы проектов, используемые технологии, определение формы продукта проектной деятельности. |
|
22.09 |
Подбор научной литературы, консультация со специалистами, составление плана работы. |
|
29.09 |
Анализ подобранного материала, личное видение актуальности проблемы и пути её решения. |
|
О |
6.10 |
Выбор формы презентации результатов. |
13.10 |
Обсуждение первичных результатов. Корректировка плана работы |
|
20.10 |
Работа над теоретической части формирования презентации. |
|
27.10 |
Работа по сбору рисунков, чертежей для формирования презентации. |
|
Н |
10.11 |
Посещение выставки технического творчества учащихся |
17.11 |
Обсуждение экспозиций выставки, оценка и анализ. |
|
24.11 |
Работа над практической частью презентации. |
|
Д |
1.12 |
Создание проектного продукта |
8.12 |
Создание проектного продукта |
|
15.12 |
Подготовка тезисов, обсуждение регламента выступления |
|
22.12 |
Участие в конкурсе проектов гимназии, а также в окружных городских и всероссийских конкурсах |
|
ИТОГО: 17 ЧАСОВ |