Цель: познакомить учащихся с миром музыки А. Свиридова.
Задачи: формировать новые знания о жизни и творчестве композитора, развивать слушательскую культуру учащихся, размышлять о содержании произведений.
Оборудование: музыкальный центр, портрет А. Скрябина, запись музыкальных произведений А. Скрябина.
Ход урока
Учитель: Представьте себе, вы гуляете по улице, а навстречу вам идет медленно идущий человек. Плечи опущены, голова понурая. Можно ли по походке определить, как чувствует себя этот человек, какое у него настроение, о чем он думает?
Ученик: Он грустный, печальный. Настроение тревожное, он сосредоточенна своих тяжелых мыслях.
Учитель: А если он идет пружинистой походкой, голова вздернута. Каков этот человек?
Ученик: Сердце его ликует, на лице улыбка, хорошее настроение, все получается.
Учитель: Глядя на идущего человека, мы можем почувствовать его внутреннее состояние, его настроение. Мы начинаем видеть не только глазами, но и сердцем. Мне пришла на память одна мысль: “Зорко одно лишь сердце!” Как вы понимаете ее?
Ученик: Сердцем можно больше почувствовать, чем головой.
Ученик: Иногда человек говорит, а мы сердцем чувствуем, лжет он или нет.
Учитель: Сейчас настройте свои сердца и постарайтесь почувствовать человека, которого вы никогда не видели, ни чего о нем, ни читали, но который прислал нам звуковое письмо о себе.
Звучит Прелюдия № 4 А. Скрябина.
Учитель: Что вы можете рассказать об этом человеке? Каков он? Он радуется или грустит? Он весел или печален? Он одинок или же его окружается множество друзей?
Учитель: Какое настроение передано в музыке?
Ученик: грусти, тоски, печали.
Учитель: Смог ли этот человек поменять что-либо в своей жизни?
Ученик: Нет, не смог, так как звучание музыки не менялось. Он так же грустит, он одинок.
Учитель: Молодцы! Вы действительно сердцем увидели человека. Но ведь жизнь состоит из разных дней, а человека нельзя судить по одному дню его жизни.
Учитель: Давайте перевернем еще одну звуковую страницу жизни.
Звучит Этюд № 12 А. Скрябина.
Учитель: Что вы теперь можете сказать об этом человек? Каков он?
Ученик: Человек показан целеустремленный, сильный, серьезный. Музыка рвется вперед, призывная, сильная, мужественная.
Учитель: Представьте, что вы кинорежиссеры. Какой фильм озвучили этой музыкой?
Ученик: Фильм, в котором показан человек-борец.
Учитель: Какие события стали бы главными в ваших фильмах: революционные события, про весенний ледоход, военные события, прорыв человека в космос?
Учитель: Во всех ваших фильмах есть общее: человек, который идет к цели через все преграды.
Почему?
Ученик: Так как музыка изобразила порыв, стремление, взволнованность, драматизм. Музыка бунтует, рвется вперед и протестует.
Учитель: Прослушав два произведения, определите главную черту в характере этого человека. Каков он?
Ученик: Он мужественный, целеустремленный, сильный духом.
Учитель: Он верит в победу в жизни?
Ученик: Да.
Учитель: Как называют людей, которые верят в победу в жизни?
Ученик: Оптимисты.
Учитель: А в вашем классе есть оптимисты?
Учитель: А можем ли мы назвать оптимистом композитора написавшего эти два произведения?
Ученик: Да. И это мы слышим в музыке.
Учитель: Как вы думаете: когда жил этот композитор?
Учитель: Ваши ответы схожи в том, что это было время грядущих перемен, это порыв духа к свободе, к жизни. Недаром этого композитора называли как Горького “буревестником революции”. Его имя А. Скрябин (показ портрета, запись названий произведений).
Учитель: В нашем современном 21 веке можем ли мы встретить человека, который был бы схож со Скрябиным: одинокий, который часто грустит, но в тоже время пытается что-то изменить в жизни, пытается бороться и показывает себя сильным, целеустремленным, мужественным?
Ученик: Да.
Учитель: Можем ли мы сказать, что музыка А. Скрябина близка нам людям современности?
Ученик: Да.
Учитель: Музыка 19–20 столетия нашла свое отражение в нашем современном мире. Что по-своему тематизму мы можем назвать ее современной.