Классный час на тему "Великие победы России"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели и задачи. Воспитание и развитие у учащихся:

  • патриотизма, уважения к истории нашей Родины, гражданственности; мировоззренческих убеждений на основе осмысления исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;
  • осознания себя как представителей исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества;
  • понимания своего статуса как гражданина России.

Оформление кабинета: на стенде у доски размещается тема классного часа;

эпиграф со стихами Ф. Тютчева (Приложение 1):

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать
В Россию можно только верить;

Фотографии известных людей разных эпох.

Этапы классного часа:

  1. Начало. Организационный момент.
  2. Мотивация знаний.
  3. Беседа с учащимися о подвигах людей.
  4. Рекомендации для тех, кто хочет стать победителем.
  5. Обсуждение великих современников.
  6. Выводы.

I. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на классном часу присутствуют гости (представление гостей ребятам), давайте поприветствуем их.
Сегодня я хочу поговорить с вами о великих победах России и о тех, кто эти победы одерживал.

II. Как вы считаете, какие события можно отнести к великим победам нашей страны? (Во время обсуждения можно предлагать свои варианты, не связанные с победами в войнах, например изобретение радио Александром Поповым).
За каждой победой стоит конкретный человек. Таких людей в нашей стране очень много, людей, которые прославляли нашу страну за ее пределами. Давайте вспомним некоторых из них. Просмотр видеоряда “Ими гордится Россия” (Приложение 2). Во время просмотра можно предложить ребятам называть фамилию, имя и заслуги перед Родиной, представленных в видеоряде людей, если при этом ребята испытывают затруднения, необходимо им помочь.
В конце данного видеоряда размещено стихотворение Е. Синицына “Берегите Россию”, которое можно прочитать вслух и представить его как напутствие потомкам.

III. Продолжая беседу с ребятами, подводим их к тому, что одержанные победы в войнах, это заслуга не только тех, кто сражался на переднем фланге, но тех, кто не жалея сил, трудился в тылу, обеспечивая солдат всем необходимым. Каждый день эти люди, порой полуголодные, совершали подвиг, заставляя себя трудится на заводах, фабриках, полях.
Не только в военное время люди совершали подвиги, но и сегодня, в мирное время, есть люди, готовые пожертвовать собой во имя своей родины, другого человека.
Каждый человек, преодолевая себя, одерживает победу над своими страхами, неуверенностью, ленью, различными комплексами. Просмотр видеоряда “Люди России” (Приложение 3).

IV. Как вы считаете, какими личностными качествами должен обладать человек, чтобы стать победителем? Обсуждаем с ребятами предложенные варианты.
Давайте посмотрим фильм о Калининой Людмиле Ивановне, и попробуем выяснить, что помогло ее стать первой женщиной танкистом и пройти всю Великую Отечественную войну (Данный фильм можно найти на http://rutube.ru/tracks/1407594.html).
После просмотра фильма еще раз называем основные качества личности, по мнению учащихся, которые необходимы человеку для победы в чем-либо.
Затем знакомим ребят с рекомендациями, основанными на мнении ряда педагогов и психологов:

  1. Человеку, рассчитывающему стать в жизни победителем, прежде всего, целесообразно определить: что он считает жизненной победой. Ведь для одного это будет исполнение желания произвести впечатление на весь мир любой ценой или создание для себя самых комфортных условий жизни. А для другого – это служение Родине, людям, когда свои личные победы становятся частицами общей победы Отечества. Если обратиться к воспоминаниям тех людей, которые стали символами побед, умения преодолевать трудности жизни, то можно сформулировать такое правило успеха: не отвлекайтесь на пустое, внешне броское и яркое, займитесь добрым, важным, нужным не только вам, но и другим людям. Настоящие победители выбирают себе дело, в котором они смогут очень многого добиться, но не чураются и мелких дел, выполнения повседневных обязанностей, без которых жизнь невозможна. В этом проявляются такие важные человеческие черты, как ответственность и надежность.
  2. Для достижения цели надо уметь концентрировать внимание, стараться не отвлекаться на дела посторонние, внешние стимулы. Речь идет о своеобразной “помехоустойчивости”. Эта “помехоустойчивость” прямо пропорциональна концентрации внимания. Характерным примером такого соотношения является стереотип о рассеянности великих ученых, который поддерживается массой забавных примеров. Но ведь рассеянность этих людей чаще всего результат их крайней сосредоточенности.
  3. Необычайно важно быть настойчивым в достижении цели. Это тем более необходимо, что, как правило, успех не приходит быстро. А когда он пришел, то это не гарантия от возможного поражения в дальнейшем. Отсюда вывод о важности умения переносить неудачи. Это неотделимо от умения осуществлять над собой самоконтроль. Нужны привычка анализировать успехи и неудачи, их причины, умение из неудач извлекать пользу в сочетании с желанием не останавливаться на достигнутом, долго наслаждаясь успехом. Предлагая стратегию отношения к неудачам, психологи дают совет: считайте жизнь своим учителем. Рассматривайте неудачи, как уроки, приближающие вас к успеху. Каждый день в школе под названием “жизнь” вы получаете возможность выучить новые уроки, некоторые из которых являются радостными и приятными, а некоторые приносят разочарования, боль. Правильное отношение к неудачам формирует еще одно важное умение – побороть страх перед ними. Страх приходит к каждому человеку: и в действительно критических ситуациях между жизнью и смертью, и в обычных житейских, например, страх показаться смешным в глазах одноклассников. Уменьшить его влияние, взять себя под контроль – непременное требование для достижения успеха в большом и малом деле.
  4. Очень важным для достижения победы является чувство собственного достоинства. Настоящие победители – всегда личности. А без чувства собственного достоинства личности быть не может. Именно оно позволит правильно оценить свои поступки, сделать все возможное, чтобы не допустить поругания собственной чести: ни собой, ни другими.
  5. Как ни банально это прозвучит, но победы во многом обеспечивает состояние здоровья. Конечно же, не надо забывать, что множество людей добивалось их не благодаря, а вопреки этому состоянию. Честь им и хвала! Но если здоровье, к счастью, есть, сделайте все, чтобы его сохранить и преумножить.
  6. Никогда не поздно начинать борьбу за победу, но чем раньше ее начнешь, тем выше шанс победить.
    Обсуждая эти качества с учащимися, можно совместно выявить их сложность, диалектичность, иногда взаимную и внутреннюю противоречивость, несогласие учащихся.

V. Теперь я хочу предложить вашему вниманию видеоряд наших современников, которые, на мой взгляд, сегодня прославляют нашу страну за ее пределами и одерживают победы в самых различных областях человеческой деятельности (Приложение 4).
После просмотра этого видеоряда можно предложить ребятам его продолжить.

VI. В заключении хочется сказать, что каждый человек, имея большое желание и следуя рассмотренным рекомендациям, может стать победителем. И может быть, спустя десяток лет, в видеоряде великих современников появятся ваши имена, от души вам этого желаю!
Давайте поблагодарим наших гостей (дети дарят цветы), на этом наш классный час, посвященный великим победам России, завершен, спасибо всем за внимание!