Цели:
- Развитие умения находить и правильно употреблять глаголы
- Развитие умения определять время и число глаголов
- Развитие умения правильно писать родовые окончания глаголов прошедшего времени
- Развитие умения правильно писать глаголы с приставками и с частицей не
- Развитие умения правильно изменять глаголы по числам и временам
- Развитие орфографической зоркости
- Совершенствовать умение разбирать слова по составу
- Совершенствовать умение находить главные и второстепенные члены предложения
Ход урока
1. Организационный момент
2. Чистописание
Прописываем буквы: Пп, Вв, Тт, Рр, Нн, Оо, Оо, Ее, Ии, Ее.
3. Словарная работа
Детям раздаются карточки с текстом и заданием найти ошибку.
А Кощей на охоте был; к вечеру он домой ворочается, под ним добрый конь спотыкается. «Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?» Отвечает конь: «Иван-царевич приходил, Марью Моревну увёз». – «А можно ли их догнать?» – «Можно пшиницы насеять, дождаться пока она вырастет, сжить её, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда вдогонку ехать – и то поспеем».
Ребята находят её в словарном слове ПШЕНИЦА.
– Правильно проговариваем слово, записываем в тетрадь, ставим ударение, подчёркиваем безударный гласный, придумываем однокоренные слова.
Пшеница – пшеничный
Какой части речи слово пшеничный? (Прилагательное)
Разбираем прилагательное по составу.
С помощью чего образовали новое слово? (С помощью суффикса и окончания)
Придумываем и записываем предложение со словом пшеница или пшеничный.
В этом году колхозники собрали большой урожай пшеницы.
Разбор составленного предложения.
- Находим подлежащее и сказуемое
- Ставим вопросы к второстепенным членам
- Определяем, какими частями речи они выражены
- У имён существительных и имён прилагательных определяем род, число, падеж
- Выписываем словосочетания
4. Сообщение темы урока
– Составьте из букв чистописания слово, которое вам подскажет тему нашего урока (повторение). Сегодня на уроке мы с вами будем повторять всё то, что знаем о глаголе.
– А что же мы знаем?
– Что такое глагол? (Это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, что делает?, что сделает? и т.д.)
– Подчеркните все глаголы в тексте.
– Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по числам. Они могут быть в форме единственного и множественного числа)
– Найдите глаголы в форме единственного числа. (Был, ворочается, спотыкается, чуешь, отвечает, приходил, увёз и т.д.)
– Найдите глагол во множественном числе. (Поспеем)
– Как ещё изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам. Они могут быть в форме прошедшего, настоящего и будущего времени)
– На какие вопросы отвечают глаголы в форме настоящего времени? (Что делаю?, что делает?, что делают?)
– Найдите в тексте глаголы в форме настоящего времени. (Ворочается, спотыкается, спотыкаешься, чуешь и т.д.)
– На какие вопросы отвечают глаголы в форме будущего времени? (Что будешь делать?, что будет делать?, что будут делать?)
– Найдите их в тексте. (Вырастет, поспеем)
– На какие вопросы отвечают глаголы в форме прошедшего времени? (Что делал?, что делала?, что делало?, что делали?)
– Найдите их в тексте. (Был, приходил, увёз)
– Выполните задание №2 на листочках.
2.Измени время и число глагола.
Образец: пишут (н.вр., мн.ч. ) – писала (пр.вр., ед.ч.)
Смеётся (____,____) – ____________________________________
Лежал (____,____) – ______________________________________
Будут варить (____,____) – ________________________________
Мёрзнут (____,____) – ____________________________________
Запищит (____,____) – ____________________________________
– Как изменяются глаголы в форме прошедшего времени? (Они изменяются по родам. Могут быть женского, мужского и среднего рода)
– Как определить род глагола прошедшего времени? (По роду имени существительного с которым он связан по смыслу)
– Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени женского рода? ( -а)
– Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени мужского рода? (– )
– Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени женского рода? (-о)
На доске пишу:
Был
Приходил
– Какого рода эти глаголы? ( м.р.)
Измените и запишите в тетради эти глаголы в женском и среднем роде. Проверяем.
Был была было
Приходил приходила приходило
– Что ещё мы знаем о глаголе? (У глаголов есть неопределенная форма.)
– Что такое неопределённая форма глагола?
Выполните задание №3 на листочках.
Неопределённая форма | Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
шью | |||
учить | |||
Буду кричать | |||
цвёл |
– Найдите в тексте глаголы в неопределённой форме. (Догнать, насеять, дождаться, сжать, смолотить, обратить, наготовить поесть, ехать)
– Молодцы!
– Скажите, а почему слова насеять, дождаться, приходил написаны слитно? (Так как знаем правило, что перед глаголами предлогов не бывает, отдельно пишется только частица НЕ)
– Посмотрите, на доске написаны слова. Вы должны записать их в два столбика. В первый столбик слова, которые пишутся отдельно, а во второй – слитно.
(от)резал, (не)знаю, (из)бежать, (не)спешил, (с)ходил, (в)ходить, (не)волнуйтесь, (не)трогал
5. Проверочная работа
Выполнить морфологический разбор одного глагола из текста.
6. Подведение итогов
Выставление оценок.