Цели:
- Формировать читательские умения и навыки: понимать характер героя, идею произведения, составлять план, определять главных героев, находить выразительные средства; формировать познавательную активность, читательскую культуру.
- Способствовать интеллектуальному развитию (способности осуществлять учебную деятельность, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать), развивать эмоциональную культуру, умение сопереживать, проявлять внимание.
- Формировать бережное и нравственное отношение к окружающему миру, культуру взаимоотношений, культуру деятельности.
Оборудование: урок с использованием ИКТ (компьютер, диапроектор), аудиозапись песни “Степь да степь кругом”, слайды с изображением степи в зимнее время, на фоне картин слова песни для глубокого осмысления содержания песни (чтобы состоялось зрительное и слуховое восприятие), распечатка заданий для каждого ученика, цветные карандаши.
Ход урока
Этап | Учитель | Ученик | Характеристика деятельности |
Ребята, чей портрет вы видите на слайде? | Портрет писателя Юрия Коринца | Зрительное восприятие, актуализация знаний. | |
Разговор о писателе | Что вы можете рассказать об этом писателе? Как вы думаете, трудный жизненный путь отложил отпечаток на произведения писателя? | * Родился 14 января 1923 года. * Отец Иосиф Коринец, юрист, учился в Германии, где познакомился с матерью писателя. * Мать Эмма Нагель, немка, переводчица советских стихов на немецкий язык * 1937г расстрелян отец * 1941 арестована и расстреляна мать * Юрий защищал Москву, но его полк был разгромлен и он пешком пришел в Москву * был арестован и сослан в ссылку в Караганду * в1949 году становится художником в журнале “Пионер” * в 1957 году первый сборник стихов * 1965 г повесть “Там вдали за рекой” автобиографическая *1989 г умер |
С фотографией писателя и с фактами его биографии дети знакомились в 1 полугодии. Сейчас учащиеся актуализируют знания, добавляются новые сведения. Обязательно делается акцент на трудной судьбе Юрия Коринца, очень важно вызвать эмоциональный отклик на трудную судьбу, пробудить сочувствие к сложному жизненному пути писателя. |
Работа с результатами |
Сегодня мы продолжим знакомиться с отрывками из автобиографической повести “Там вдали за рекой”. Что значит автобиографическая повесть? | Автобиография – жизнеописание, автор описывает события своей жизни. | Работа со словарем. |
Домашнее задание вам было прочитать главу “Ханг и Чанг” и подумать над главной мыслью. Выполните небольшую тестовую работу. (5 минут). | Вопросы теста.
|
Самостоятельная работа учащихся – анализ по сюжету вслед за автором. Составление плана является приемом осмысления сюжета. Разрешается обращаться к тексту. | |
Проверка тестовых заданий. Начнем с проверки 3го задания, с плана. Восстановите порядок и кратко (2–3 предложения) расскажите, о чем рассказывается в каждой главе. |
Восстанавливают план и сжато рассказывают содержание. | Фронтальная проверка и опрос. На экране восстанавливается план. Дети могут не только на слух, но и зрительно проверить свою работу. Развивается умение сжато пересказывать текст – умение выделить главное, обобщить и кратко пересказать. | |
Назовите героев произведения. | Ханг, Чанг, дядя, мальчик-автор.
|
Учитель рисует модель на доске для того, чтобы в ходе анализа произведения составить систему образов, выяснить мотивы поступков героев, их последствий. Это необходимо для формирования читательской оценки. | |
Анализ текста | Давайте уточним характеры героев, что об этом пишет автор. Обратимся к тексту. | Дети читают 3-ю часть и цветным карандашом подчеркивают
эпитеты и выражения, которые характеризуют героев (Чанг – зеленым, Ханг
– синим). Теперь зачитывают характеристику каждого героя в отдельности. |
На слайде таблица “Характер Чанга и Ханга” Анализ
авторского текста. Мыслительные операции: |
Можно ли сказать, что одна собака лучше другой, что дядя любил какую-то собаку больше? | Нет, нельзя. Они разные, и у каждой свои особенности. Дядя любит их обеих. | Сравнение двух образов. | |
Какой характер был у дяди? | Музыкальный, романтический, грустный, любит животных, музыку. | Определяются способы создания автором образа героя : | |
Что можно сказать про автора – мальчика? | Ему нравится быть у дяди, наблюдать за событиями, участвовать в жизни дяди и собак. | элементы портрета, линия поведения, поступки, изображение мыслей | |
Что произошло в четвертой главе? | Дети сжато рассказывают содержание четвертой главы (Чанг запел). | Развитие монологической речи; развитие умения слушать товарища, дополнять его рассказ. | |
Как вы думаете, обстановка, которая была в комнате,
повлияла на поступок Чанга? Зачитайте описание комнаты. |
Стр.99 “Дядя сидел в своем любимом кресле у радиоприемника, опустив голову. Ханг, Чанг и я смотрели на дядю”, “ Свет в комнате был притушен, потому что было полнолуние и огромная полная луна светила прямо в окно”. Чувства: покой, тишина, легкая грусть, таинственность. | Чувственное восприятие: представить картину и определить чувства, которые она вызывает | |
Как пел Чанг, какое выражение мордочки было у него?
Зачитайте. Можно предположить какая была песня? |
Стр.99 “Чанг выл, высоко задрав скорбную морду. Весь его вид выражал непомерную тоску и боль…У него оказался глубокий бархатный голос”. Грустная, печальная, тоскливая. |
Анализ авторского текста. Выборочное чтение. | |
Прослушивание песни
|
Хотите послушать песню, которая в Чанге разбудила такие
чувства?
Когда будете слушать песню, внимательно следите и за текстом, попытайтесь понять содержание, идею этой песни, попытайтесь погрузиться и почувствовать ведущее настроение этой песни. Песня “Степь да степь кругом…” русская народная. Но, оказывается, она имеет автора. Стихи этой песни сочинил поэт Иван Суриков, а вот музыка действительно народная. Этой песне около 200 лет. Поет ее русский народ до сих пор. |
Прослушивание песни | По ходу песни курсором цветом выделяются ключевые слова, на которые дети должны обратить внимание, чтобы понять ведущее настроение и главную идею песни. Задание для детей достаточно сложное, но выполнимое. Происходит восприятие музыкального произведения для более полного и глубокого восприятия рассказа. “Произведение в произведении”. Интеграция трех видов искусств: литературного, музыкального, изобразительного. |
Анализ | О чем это песня? | О смерти, о прощании, об одиночестве. | Включение в рассказ автором лирического произведения (песни) – способ передачи настроения и чувств в этой главе. |
Как вы думаете, Чанг понимал смысл слов песни? А что же его вдохновило на пение? | Музыка. Он понял тоскливое, грустное, печальное настроение благодаря мелодии. | Установка причинно-следственных связей. | |
Музыка повлияла на настроение и поступок Чанга.
Когда Чанг запел, зачитайте, как ведут себя другие герои. |
“…Дядя замолчал, мы оторопели. Мы не могли пошевелиться. Ханг от удивления поджал хвост и забился в угол”. | Выборочное чтение. Установление мотивов поступков, их последствий. | |
Как понимаете слово “оторопели”? Подберите синоним? | Были ошеломлены. Потеряли дар речи. | Языковое чутье, расширение словарного запаса. | |
А когда закончил петь, как ведут себя герои произведения? | “Дядя рыдал, обнимая Чанга, автор был растроган?, обнимал дядю и Чанга, Ханг прыгал, лизал, жалобно повизгивал”. | Установление мотивов поступков, их последствий. | |
Вывод | Почему так ведут себя герои? Кто способен петь, понимать и чувствовать музыку? |
Произошло необычное событие. Такое случается очень
редко. Видимо живые существа с чутким сердцем и чуткой душой могут понимать и чувствовать музыку. Черствые и грубые сердца на это не способны. |
Выделение одной из главных идей, которая скрывалась в подтексте. |
Моделирование | Вернемся к модели. Стрелками укажем, как влияют герои друг на друга. Получается схема произведения (См. приложение) |
|
Анализ системы образов, как из взаимоотношения наглядно представлены в структурной схеме произведения. Обобщение, выводы. |
Анализ 1-й главы | Учитель читает 1-ю главу. Стр.96 О чем это глава? Почему Юрий Коринец начинает свой рассказ именно с главы о воспитании? |
У всех должны быть разные характеры. Это хорошо. Каждый характер влияет и воспитывает друг друга. Если мы совершаем хорошие поступки, то и в ответ получаем хорошие поступки и качества. | Развитие умения слушать, восприятие содержания главы и выделение главной мысли. |
Вывод | Можно сказать, что и мы с вами в классе влияем друг на друга и воспитываем друг друга. Какими должны быть наши поступки, слова. | Ответы детей.
|
Дети формулируют нравственные идеи и ценности, ради утверждения которых автор написал это произведение. Рассуждения становятся личностно значимыми. |
Моделирование | Сегодня на уроке мы общались, думали, рассуждали,
анализировали текст, влияли друг на друга и воспитывали друг друга.
Вместе с нами все это время был еще один человек, который нас заставил
сегодня заговорить на эту тему, хотел нас чему-то научить. Как вы
думаете кто? Сможем ли мы составить модель нашего общения? |
Автор Юрий Коринец.
|
Моделирование взаимосвязей, размышление о влиянии поступков и слов, присоединение понятого и эмоционально принятого к своим личным представлениям. |
Вывод, рефлексия | Урок подошел к концу. За это короткое время-время общения с Юрием Коринцом, друг с другом, с Хангом и Чангом мы влияли друг на друга, воспитывали друг друга. Вы все за это время выросли, я это чувствую. Запишите, пожалуйста, что дало вам общение, как вы теперь сформулировали бы главную мысль рассказа, чему Юрий Коринец хотел вас научить. | Дети с обратной стороны письменной работы, которую
начали выполнять вначале урока, формулируют главную мысль рассказа,
пишут вывод, чему научились на уроке. 2–3 ученика по желанию могут зачитать свои выводы (первоначальный и заключительный) и сравнить. Практически у всех детей второй вывод наиболее глубокий, нравственный. |
Рефлексия. Учителю необходимо сравнить главную мысль, которую каждый ученик написал в начале урока после самостоятельного домашнего прочтения, и ту мысль, которую сформулировал в конце урока после подробной и глубокой работы над произведением на уроке. Необходимо отметить, что сегодня дети сделали большой шаг в своем литературном образовании. |
Д/з | Подумайте и расскажите, кто вас воспитывает и зачем, и кого воспитываете и на кого влияете вы своими поступками и словами. | Оформите свои рассуждения в виде небольшого текста. Озаглавьте его. |