Задачи: Обобщить знания о защите организма от перегревания и переохлаждения, познакомить с условиями сохранения постоянной температуры тела человека, способами терморегуляции, с ее рефлекторными механизмами, добиться усвоения знаний о симптомах перегревания, ожогов, обморожений, мерах первой помощи при их проявлении.
Оборудование: Презентация к уроку на Microsoft PowerPoint “Терморегуляция организма человека” , мультимедийный проектор, экран, компьютер, дидактическая таблица “Теплообразование и потеря”
Ход урока
1. Актуализация знаний о строении и функциях кожи.
Биологический диктант по вариантам.
Вариант 1.
- Самый глубокий слой кожи подкожная клетчатка.
- 95% микробов, находящихся на руке, находятся под ногтями.
- Потовые железы выполняют выделительную функцию.
- Подкожная клетчатка образована жировой тканью.
- Волос находится в волосяной сумке.
Вариант 2.
- Наружный слой кожи – эпидермис.
- В коже образуется витамин Д.
- Чувствительность кожи осуществляется с помощью рецепторов.
- Железы кожи: потовые и сальные.
- Загрязнение кожи затрудняет работу потовых желез.
2. Изучение нового материала
2.1. Знакомство с темой, задачами и планом урока. Запись темы в тетради. (Презентация.) (Слайд 1)
Учитель: Регуляция температуры тела исключительно важна в условиях покоя и разнообразной деятельности человека. В результате непрерывного распада веществ в организме освобождается тепловая энергия. Кровеносные сосуды пронизывают тело, проникая в мышцы, печень и другие органы, где образуется тепло. Кровь в этих органах нагревается и затем отдает часть своего тепла. Температура тела человека в среднем около 37 С. Средняя температура тела колеблется в течении суток.
2.2. Зависимость температуры тела от вида деятельности.
Учитель: На слайдах приведены примеры видов деятельности человека. Как колеблется количество освобождаемой энергии и температура тела? (Слайды 2–3)
Зависимость температуры тела от вида деятельности.
Вид деятельности | Количество освобождаемой энергии | Температура тела |
Сон | Мало | Пониженная |
Рубка дров | Много | Повышенная |
Чтение | Мало | Нормальная |
Выводы учащихся: Количество тепловой энергии зависит от интенсивности обмена веществ. В спокойном состоянии тепло образуется в небольших количествах. Образование тепла усиливается при мышечной работе.
2.2. Физиология терморегуляции. (Беседа по вопросам c использованием дидактической таблицы “Теплообразование и потеря”.)
Учитель: человеку удается сохранить постоянную температуру тела. А какие органы тела участвуют при этом? Посмотрите, какие органы участвуют в образовании тепла?
Ученик: Мышцы и печень.
Учитель: За счет каких процессов освобождается энергия?
Ученик: За счет расщепления белков, жиров, углеводов.
Учитель: Значит, образование энергии можно назвать химической стороной терморегуляции. А какие органы участвуют в потере тепла? (Слайд 4)
Ученик: Кожа, легкие, выделительная система, пищеварительный тракт
Учитель: Потеря тепла это тоже химический процесс?
Ученик: Нет, физический.
Учитель: (Слайды 5–6) Какие из этих условий:
Благоприятствуют теплоотдаче | Какие затрудняют |
(6, 1, 4) | (2, 3, 5) |
Варианты ответов:
- Сухой воздух.
- Загрязнение кожи.
- Влажный воздух (выше температуры тела)
- Высокая температура воздуха.
- Низкая температура воздуха (ниже температуры тела).
- Чистая кожа.
(Учащиеся выполняют работу. Далее совместно с учителем делаются выводы.)
Учитель: Опираясь на тепловые явления сделаем вывод о том, что всего три пути теплоотдачи: испарение, теплопроведение, излучение. Попробуйте решить задачи посложнее.
Почему в жаркую погоду человек больше пьет?
Ученик: Для усиления испарения, так как при испарении человек теряет много тепловой энергии.
Учитель: Почему в жаркую погоду предлагают накинуть на тело влажную простыню?
Ученик: Для усиления теплопроведения.
Учитель: Почему в сырую погоду тяжело переносить и жару и холод?
Ученик: В жару затрудняется испарение, в холод усиливается теплопроведение и излучение.
Учитель: Почему в финской бане-сауне, где 100 градусный сухой воздух, человек переносит безболезненно, а купание в 100 градусной воде опасно для жизни?
Ученик: В сухой жаре легко идет испарение и избавление от тепла, а в 100 градусной воде прекращается теплоотдача организма, начинается перегревание за счет теплопроведения.
2.3 Нарушения терморегуляции и первая помощь при них. Рассказ учителя о нарушениях теплоотдачи: тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях и первой помощи пострадавшим. (Слайды 7–13).
Самостоятельная работа учащихся в тетрадях по заполнению таблицы. (Слайд 14)
Нарушения теплоотдачи | Симптомы | Первая помощь |
Тепловой удар | ||
Солнечный удар | ||
Ожоги | ||
Обморожения |
Работа идет группах, с обсуждением материала и заполнением таблицы.
3. Закрепление пройденного материала. Беседа по вопросам:
- Какими способами регулируется отдача тепла организмом?
- В результате каких нарушений затрудняется теплоотдача?
4. Домашнее задание.
Стр. 178–179 учебника изучить, ответить на вопросы на стр. 180.
Приложение: презентация к уроку “ Терморегуляция организма человека”