Цель урока: усвоение готовых знаний о Мировом океане и его частях.
Задачи:
- Образовательная: на репродуктивном уровне способствовать усвоению представлений о водах Мирового океана.
- Развивающая: продолжить формирование обобщенного приема определения географического положения объекта и приема его переноса на другие географические объекты. Введение новых терминов, связанных с Мировым океаном: море, залив, пролив.
- Воспитательная: продолжить формирование патриотического воспитания на примере роли России в изучении и исследовании Земли.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организованный момент.
II. Проверка знаний.
(Ученик работает у интерактивной доски.)
3!(задание). Составить схему «Гидросфера» и рассказать об особенностях гидросферы.
Пояснение для учителя- приготовить карточку задание.
Работа с классом - фронтальный опрос.
В?
- Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан?
- Где встречается вода в природе?
- В каких видах встречается увода?
- При каких условиях происходит переход воды из одного состояния в другое?
- Что называется гидросферой?
- Какие воды входят в состав гидросферы?
- Какова роль гидросферы в природе?
Проверить работу ученика у интерактивной доски (открыть шторку)
Слова учителя: Между этими частями гидросферы существует взаимосвязь, как вам известно. Она действует благодаря одному процессу. Сейчас я прочитаю сказку «Капелька- путешественница». Вы внимательно прослушайте, а затем изобразите этот процесс в виде схемы.
« Жила-была в океане капелька: кругленькая, искристая, веселая, игривая. Захотелось ей посмотреть мир: какой он красивый ли? Поднялась она на край волны и почувствовала, что её тянет вверх, к яркому Солнышку. Не успев опомниться, она оказалась в тучке, где увидела много таких же капелек- своих сестричек. Но вот сильный ветер поднял тучку выше, и стало холодно, они задрожали и полились на землю дождем. Одни капельки упали в море, другие- в речку, а наша капелька очутилась в лесном ручейке. Загрустила она: где её сестрички, свидится ли она с ними? Пока она горевала, ручей донес её до большой речки, а там- до моря, а оттуда капелька попала в океан. Здесь она встретила своих сестер и очень обрадовалась.»
Слово учителя: пока работают организаторы давайте вспомним из природоведения что нам уже известно о Мировом океане.
(Ученики дают ответы)
Слово организаторам: Сделать анализ всех схем (как справились с заданием, назвать лучшую работу. Лучшая работа получает- картинку).
III. Изучение нового материала.
Мотивация: Приготовить ракушки, прикоснуться к ним.
Звучит шум моря.
Учитель:
Я на планете нашей всех крупней,
Водою все материки соединяю,
Не счесть богатств моих заливов и морей,
В трудах и день, и ночь- я устали не знаю.
Я принимаю с суши воды рек,
Я капельки- дождинки собираю,
Я в гневе страшен: знает человек,
Когда цунами я на берег посылаю.
Но я готов любить и понимать
Того, кто для меня стал близким другом…
Учитель: Сегодня мы познакомимся с Мировым океаном и его частями.
И так гидросфера включает три части: Мировой океан, воды суши ивода в атмосфере.
Во всех океанах выделяются моря , заливы и проливы.
З! на с.126 в учебнике найдите определение- что называется морем?
Среди морей выделяются:
З! Приведите примеры по карте внутренних морей
(Черное море)
З! Приведите примеры внешних(окраинных морей)
Подпишите их на контурной карте.
Учитель: на земном шаре есть моря, которые невозможно отнести к описанным типам.
З ! Найдите на карте Каспийское море. Мы называем его морем, но сообщается ли оно с Мировым океаном? Значит это не море? Но что это? Это крупнейший в мире внутриматериковый бессточный водоем, имеющий признаки моря- часть древнего моря Тетис. Название таких водоемов- озеро- море.
З! Найдите на карте ещё такое озеро- море.
Заливы- это часть океана, впадающая в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном.
Проливы- это узкое водное пространство, соединяющее океаны, моря и другие водоемы
(Привести примеры: Магеланов- в честь Ф. Магелана)
Все части гидросферы связаны между собой уже известным вам процессом- круговоротом воды в природе.
Мировой океан - основная часть гидросферы. На него приходится 96% всех вод нашей планеты. Мировой океан един, он нигде не прерывается. Из любой точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу.
В? Кто из мореплавателей использовал это свойство и для какой цели?
Материки и острова делят Мировой океан на отдельные океаны.
И Часть Мирового океана, расположенная между отдельными материками, называется- океаном.
З! Пойти к доске и назвать(по мере увеличения площади) и показать на карте океаны.
Самостоятельная работа в группах.
З! См. учебник с.125: Изучите океаны по физической карте полушарий и дайте их краткую характеристику по плану.
IV. Закрепление.
В? Что мы узнали сегодня нового на уроке?
- Мировой океан.
- Море.
- Залив.
- Пролив.
Какой материк омывает больше всего морей?
Какая одна из стран расположена на этом материке?
Назовите эти моря.
Подвести итог урока.
Д /З:П.40 (до суши в океане);р/т с.24