Задачи:
- Образовательные: Закрепить навыки различения гласных и согласных звуков, и глухих и звонких согласных. Упражнять в умении складывать песенки - слоги.
- Развивающие: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевой и артикуляционный аппараты. Способствовать развитию психических способностей детей: памяти, внимания. Развивать интеллектуальные способности детей: воображение, логическое мышление.
- Воспитательные: Воспитывать у детей речевое общение, дружелюбие.
Методические приёмы: игровые, словесные, наглядные, практические.
Материал к занятию:
- Демонстрационный - три домика с буквами для графического изображения звуков, трафарет «золотого» ключика, Умики - жители страны Знаний (изображения мальчика и девочки), схема гимнастики на дыхание, иллюстрации для фонетической гимнастики, изографы, слоговая таблица Буквоград, красочное письмо.
- Раздаточный - Зеркало для выполнения артикуляционной гимнастики, игрушка из киндер-сюрприза, азбука, Буквоград, конверт с буквами.
Ход занятия
I ЧАСТЬ. Организационный момент и психологический настрой:
Дети стоят возле воспитателя и тихо, спокойно говорят:
- Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, чётко говорим
И тихонечко говорим (палец к губам, шепчут).
Воспитатель:
Ребята, кто-то бросил мне в окошко,
Посмотрите, письмецо.
Может - это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может - это воробьишка,
Пролетая, обронил.
Может кот письмо как мышку
На окошко заманил?
- Хотите узнать, от кого пришло письмо? (дети говорят - Да)
- Тогда отгадайте загадку:
Столяр Джузеппе - Сизый нос
Полено как-то в дом принёс.
Он начал что- то мастерить,
Полено стало говорить.
Кто в полене говорил?
Кого Джузеппе смастерил?
(Дети отгадывают)
Воспитатель: Письмо от Буратино, а в письме приглашение:
«Дорогие ребята, я очень жду вас в стране Знаний».
- А где же сам Буратино? Да вот же он! Сидит, посиживает! Охраняет.
Буратино - Ой! Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются).
Воспитатель: - Ребята, попросите, пожалуйста, у Буратино ключик. (Дети просят, Буратино хвалит их за вежливость).
Буратино - Чтобы попасть в страну Знаний, нужно хорошенько потренироваться, вот тогда и ключик я вам обязательно дам.
Воспитатель: - Хорошо, Буратино, мы прямо сейчас и начнём проводить гимнастики. Сначала потренируем наши лёгкие. Плечики не поднимаем, дышим животиком.
ГИМНАСТИКА НА ДЫХАНИЕ ПО СХЕМЕ (стоя в кругу).
Вдох - носом, выдох - носом, вдох - носом.
Выдох - ртом, вдох - ртом, выдох - ртом (одобрение Буратино).
Воспитатель: - А сейчас потренируем наш речевой аппарат. Садитесь все за столы друг перед другом, выпрямите спинки, пододвиньте поближе к себе зеркало.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (сидя за столом).
Упражнения: «Окошко», «Месим тесто», « Чашка», «Заборчик», «Чистим зубки»… (дети выполняют упражнения перед зеркалом и оказывают друг другу).
Воспитатель: - Потренируем голосочки (показывает иллюстрации на вызывание звука.
ФОНЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА (стоя).
Одобрение Буратино: - Молодцы! Погладьте себя по головке.
II ЧАСТЬ
Буратино отдаёт ключик, дети благодарят и усаживаются на места.
Воспитатель:
Ребята, не далеко, не близко,
Не высоко, не низко,
А прямо перед вами
Дверь в страну Знаний.
- Нужно только волшебным ключиком открыть эту дверь (звучит музыка).
Дети произносят «волшебные» слова:
АБРАКА, ДАБРАКА, БРИ.
ДВЕРИ, КЛЮЧИК, ОТВОРИ!
Любой ребёнок (по желанию) «открывает» дверь в страну Знаний.
Воспитатель: - Вот мы с вами и в стране Знаний. И вас снова встречают мои помощники - УМИКИ.
Умики: - Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть вас в нашей стране (дети отвечают на приветствие).
Воспитатель: - Ребята, а что за жители живут в стране Знаний? (Правильно, в стране Знаний живут звуки). - Какие звуки живут в красном домике?
Дети: - Гласные звуки (полным ответом).
Воспитатель: - А почему они называются гласными?
Дети: - Потому что песни поют.
Воспитатель: Давайте вместе с ними споём песенки (показывает указкой графическое изображение звуков, дети произносят гласные нараспев).
Воспитатель: - Вот вы сейчас пели песенки, как вы думаете, воздух свободно выходил изо рта или что-то мешало ему?
Дети: - Свободно (полным ответом).
Вывод: если воздух свободно выходил, значит, это - гласные звуки.
Воспитатель: - Посмотрите на Умиков, они вам улыбаются, значит, вы молодцы! - А какие звуки живут в синем домике?
Дети: - Согласные (полным ответом).
- А что умеют согласные звуки делать?
Дети: - ворчать, сопеть, скрипеть, шелестеть
Воспитатель: - Но не могут петь. А почему?
Дети: - Потому что мешают язычок, зубы, губы.
Воспитатель: - Ребята, сегодня к звукам пришли гости, а вот какие, узнаете, если отгадаете загадки:
1. Маловато знал мальчишка - |
|
|
|
2. Скачет зверушка, не рот, а ловушка. |
|
|
|
3. Чёрный нос, большие ушки,.. |
После отгадывания каждой загадки воспитатель показывает отгадку - сказочного героя.
Воспитатель: - Ребята, к какому звуку пришёл гость? Почему? (потому что имя героя начинается на этот звук).
Воспитатель: - Умики просят вас, сказать, на что похожи буквы (показ иллюстраций с изображением букв на стихи Волиной). Дети читают четверостишия.
Умики - Молодцы!
ФИЗМИНУТКА (в кругу)
Словесная игра с движениями: «У оленя дом большой».
У Оленя дом большой - (Дети соединяют вытянутые руки над головой - крыша).
Он глядит в своё окошко - (Соединяют большой и указательный пальцы, смотрят в дырочку - окошко).
Заяц по лесу бежит - (Наклонились, хлопают себя по коленям).
В дверь к нему стучит:
Стук, стук - Дверь открой! (Имитируют стук).
Там живёт охотник злой! (Смотрят вдаль из-под ладошки).
- Заяц, заяц забегай! (Машут рукой, приглашая).
Лапу подавай. (Дружелюбно протягивают руку).
III ЧАСТЬ (усаживаются за столы).
Воспитатель: - А сейчас мы вместе с Умиками посмотрим, как вы быстро найдёте буквы в своих азбуках.
ДИКТАНТ ПО АЗБУКЕ (воспитатель, называя знакомые детям буквы, произносит их как звуки, а дети ищут названные буквы в азбуке и ставят на букву игрушку из киндер-сюрприза). Одобрение воспитателя, если нужно - помощь.
ПРОГУЛКА ПО БУКВОГРАДУ.
Воспитатель: - Ребята, давайте прогуляемся с вами по Буквограду. Найдите хозяюшку М (дети ищут). Читаем песенки - слоги… Одобрение Умиков.
ФИЗМИНУТКА:
«Мы девочки и мальчики прыгаем как мячики.
Хлопаем руками, топаем ногами, головой киваем
И тихо приседаем.
ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ: «Как буква А подружилась с буквами М,Л,П,Б,Р.
Воспитатель: -Давайте расскажем сказку о том, как буква А подружилась с буквами (дети выходят по желанию, им предлагается надеть шапочки с изображением букв).
СКАЗКА
Буквам Л,М,Б,П,Р давно нравилась песенка буквы А - громкая, протяжная, плавная, но сами они петь не умели.
Однажды буква А, напевая свою песенку, прогуливалась по Буквограду, встретилась с буквами Л,М,Б,П,Р и заметила, что они чем-то опечалены.
- Почему вы такие грустные? - спросила буква А.
- Мы обозначаем согласные звуки и совсем не умеем петь…- ответили буквы.
- Я могу спеть вместе с вами. Вдруг и у вас получится? Вы согласны?- предложила А.
- Конечно, мы согласны! - воскликнули М,Л,П,Б,Р
Может быть, поэтому их и назвали «согласными»?
Первой встала буква М, а буква А пристроилась справа от неё, и они запели: МА-А-А…
СОСТАВЛЕНИЕ ПЕСЕНОК (СЛОГОВ-СЛИЯНИЙ) ИЗ БУКВ
Воспитатель: - Ребята, достаньте, пожалуйста, буквы из конвертиков и попробуйте составить песенки, а затем читайте эти песенки вслух.
(Самостоятельная работа детей.)
Воспитатель: - Ребята, сегодня вы потрудились очень хорошо.
Умикам тоже понравилось, как вы занимались, поэтому они вам дарят свои знаки отличая - умики (детям раздаются маленькие изображения девочки и мальчика - умиков).
Дети закрывают двери в страну Знаний, отдают ключ Буратино, прощаются с ним.