Интеллектуальный КВН "Знай и люби свой край!"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: расширить и углубить знания учащихся о месте, где они живут, с его историей, с его достопримечательностями.

Задачи:

  1. Учить учащихся использовать в реальной жизни полученные теоретические знания из истории, географии, окружающего мира.
  2. Воспитывать у детей чувство любви и гордости к своему краю, уважение к труду и традициям предков.
  3. Формирование гражданственности, патриотизма.
  4. Воспитывать умение работать сообща, согласовывать свои действия.

Оборудование:

  •  Мультипроектор.
  • Карточки с названиями раундов.
  • Карточки с названиями растений.
  • Флажки.
  • Песочные часы.
  • 3 экземпляра книг «Красная книга Архангельской области».
  • Кроссворды.
  • Разрезанные картинки: иллюстрации к сказкам Б. Шергина.

Ход игры

- Уважаемые родители, дети. Мы проводим игру – КВН «Знай и люби свой край!». (Все дети разделились на три команды. Родители – члены ЖЮРИ. Ещё они подготовили сообщения, с которыми выступят на этом конкурсе.) (Слайд 1, приложение 1)

- Наша игра состоит из 6 раундов:

  • 1 раунд – «История Архангельской области»;
  • 2 раунд – «Архангельская область сейчас»;
  • 3 раунд – «Растения Архангельской области»;
  • 4 раунд – «Животные Архангельской области»;
  • 5 раунд – «М. В. Ломоносов»;
  • 6 раунд – «Литературный Север».

Нашу игру мы начинаем с музыкального номера – «Родная песенка». (Исполняют дети.)

1 РАУНД « История Архангельской области». (Слайд 2, приложение 1)

В этом раунде будет несколько заданий. Сначала ответьте на вопросы.

Какая команда быстрее сможет ответить, поднимают флажок.

1. Почему наш край назывался раньше Заволочье?

(«Давным – давно, в 9 – 11 веках началось освоение Севера новгородцами. Снаряжали купцы в Новгороде дружины – ватаги. Отправляли их на Север за тем, что может товаром быть, - за пушниной, рыбой, дичью. Не было тогда в дремучих лесах дорог проложенных. Плыли дружинники на лёгких лодках вглубь неизвестной страны, переволакивали их от одной реки до другой. Места, где лодки волокли, на самодельных картах отмечали и называли волоками. Так северные земли, расположенные за волоками, стали называть в ту пору Заволочьем». [1])

2. Как связаны слова «викинги» и «Биармия»?

(«Викингами в 8 веке стали называть европейцы жителей Скандинавии (шведов, норвежцев, датчан), отправляющихся в военные походы через моря, за богатой добычей. Плавали викинги по Белому морю в Биармию – так называли они страну на Севере Руси. Биармийцы – это чудские племена. Учёные до сих пор точно не определили, где они располагались. Одни считают, что Биармия – скандинавское название берега Белого моря». [1] )

3. Кто приказал построить город Архангельск?

(«В 1584 г. по указу царя Ивана Грозного на мысе Пур – Наволок вокруг Михайло – Архангельского монастыря построили деревянный город – крепость. Назвали государеву крепость Новые Холмогоры, потому что хотел Иван Грозный превратить новый городок в торговую столицу Поморья, какой были до этого времени Холмогоры. От нового городка до Белого моря – рукой подать, гораздо ближе, чем до Холмогор. Значит, будут купцы заморские сюда товары возить, чтобы с Россией торговать. … А что надумано – сделал. … Название «Новые Холмогоры» не прижилось. Жители называли город Архангельским по названию монастыря, вокруг которого он был построен. … Архангельском стал называться город во второй половине 18 века.» [1] )

4. По указу какого царя была образована Архангелогородская губерния?

Архангельском стал называться город во второй половине 18 века. По указу Петра I в 1708 г. была образована Архангелогородская губерния. Архангельск стал главным городом – губернским центром.[1] )

Следующее задание.

Объясните значение слов «ГАНДВИК», «СИВЕРКО», «МОРЯНА». (Команды берут карточку с одним из данных слов.)

  • ГАНДВИК – море Белое, Студёное, Дышащее.
  • СИВЕРКО – холодный северный ветер.
  • МОРЯНА – северо – восточный ветер с моря. (Слайд 3, приложение 1)

 Вопрос для взрослых:

  • «ГУБА» - морская бухта, залив перед устьем реки.
  • «САМОЕДЫ» (Какой народ раньше называли «самоедами»?) – так называли ненецкий народ, коренное население Крайнего Севера. (Они издавна употребляли в пищу сырое мясо оленей и рыбу. «самоядь»)

Ещё одно задание в этом раунде.

Монахи основывали монастыри. Рядом с монастырями вырастали поморские селения и города. Допиши их названия.[2]

Командам выдаются листы, где они записывают названия городов.

Вопрос для родителей. Откуда пошло название осенней Маргаритинской ярмарки в Архангельске? ( Маргаритинская ярмарка получила название по начальному дню. Она открывалась 1 сентября, в день святой Маргариты, и продолжалась до 1 октября)

2 РАУНД - «Архангельская область сейчас». (Слайд 4, приложение 1)

Вопрос для родителей.

Когда была образована Архангельская область? (23 сентября 1937 года)

Задания командам.

1) Какая команда быстрее сосчитает пример, узнает площадь Архангельской области.

 280 : 7 х 2 х 3 х 2 х 1000 + 20000 + 87000 = 587000 (S = 587000,4 кв. км)

2) Сколько округов входит в состав Архангельской области?

(1 – Ненецкий автономный округ).

3) Сколько административных районов в составе Архангельской области? (20)

Каждая команда называет их. Победит та команда, которая больше назовёт их и последней.

(Приморский, Вельский, Верхнетоемский, Вилегодский, Виноградовский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский, Ленский, Лешуконский, Мезенский, Няндомский, Онежский, Пинежский, Плесецкий, Соловецкий, Устьянский, Холмогорский, Шенкурский).

(Слайд 5, приложение 1)

3 РАУНД- «Растения Архангельской области». (Слайд 6, приложение 1)

1) Среди букв отыщите названия растений и грибов Архангельской области.

ш

к

о

с

т

я

н

в

ь

л

и

е

л

ь

а

к

и

о

н

е

п

о

в

н

и

к

а

л

и

в

С

ы

р

к

а

л

к

н

к

е

ж

е

о

а

н

и

ш

у

а

ж

к

а

р

с

о

с

н

а

к

ж

и

б

я

б

р

у

с

н

и

о

н

а

м

о

р

о

ш

к

а

м

(Слайд 7, приложение 1)

2 задание. Среди карточек с названиями растений найти лекарственные растения.

(Дети, по одному, подбегают к столу, где лежат карточки с названиями растений. Среди этих карточек ищут ту, на которой написано лекарственное растение. Какая из команд быстрее справится.)

Крапива, ромашка, подорожник, зверобой, лютик, клевер, берёза, сосна, тополь, осина, белая кувшинка, волчье лыко, одуванчик, осот, купальница, рябина.

Выступления родителей. Они рассказывают о растениях, занесённых в Красную книгу Архангельской области.

(Слайды 8, 9, 10, 11, 12, приложение 1) «Растения, занесённые в Красную книгу Архангельской области».

(Приложение 2)

4 РАУНД «Животные нашего края». (Слайд 13, приложение 1)

1 задание. Используя Красную книгу Архангельской области, дайте описание следующим животным: НАРВАЛ, СЕВЕРНЫЙ КОЖАНОК, КРОШЕЧНАЯ БУРОЗУБКА.
(Команда выбирает одно животное. Дети читают про это животное, а потом рассказывают про него.)

НАРВАЛ. (Приложение 3) (Слайд 14, приложение 1)

КОЖАНОК СЕВЕРНЫЙ. (Приложение 4) (Слайд 15, приложение 1)

КРОШЕЧНАЯ БУРОЗУБКА. (Приложение 5) (Слайд 16, приложение 1)

2 задание. Отгадайте загадки про птиц.

Птичка – невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок. (ВОРОБЕЙ)

Длиннохвостая она.
Со спины черным – черна,
Брюхо белое да плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит вмиг,
Поднимает стрекот, крик.(СОРОКА)

Ей на месте не сидится:
Всё летает целый день.
Суетится, суетится,
Целый день звенит: «Тень – тень!»
Угадайте что за птица,
То весёлая … (СИНИЦА)

Хоть я не молоток -
По дереву стучу.
В нём каждый уголок обследовать хочу.
Хоть я в шапке красной
И акробат прекрасный. (ДЯТЕЛ)

Пусть я птичка – невеличка,
Зимой на ветках яблоки,
У меня, друзья, привычка,
Скорей же собери!
Как начнутся холода,
И вдруг - вспорхнули яблоки
Прямо с Севера сюда!
Ведь это - … (СНЕГИРИ)

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым:
Кле – кле – кле поёт со свистом! (КЛЁСТ)
[4]

5 РАУНД «М. В. Ломоносов». (Слайд 17, приложение 1)

Вопросы для команд.

  1. Как называлась деревня, в которой родился и провёл детство М. В. Ломоносов? (д. Мишанинская)
  2. Как по-другому называлась Спасская школа в Москве, куда был принят М. В. Ломоносов? (Славяно – греко – латинская академия)
  3. В какой стране обучался М. В. Ломоносов горному делу и металлургии? ( в Германии)
  4. Ломоносов сделал свыше 4 тысяч химических опытов, чтобы научиться изготовлять разноцветное непрозрачное стекло – смальту. Он возродил древнее искусство … (мозаики). За эти работы он был избран членом Академии художеств. Что это за древнее искусство? (За мозаичные работы «Пётр Первый», «Полтавская баталия» избран членом Академии художеств.) (Слайд 18, приложение 1)
  5. Вопрос для родителей: Какой титул был присвоен М. В. Ломоносову императрицей Елизаветой Петровной? (По указу императрицы Елизаветы Петровны было пожаловано потомственное дворянское достоинство.)
  6. Вопрос для родителей: Назовите художника, который нарисовал картину «Юноша Ломоносов на пути в Москву». (Н. И. Кисляков) (Слайд 19, приложение 1)

6 РАУНД.«Литературный Север». (Слайд 20, приложение 1)

1) Ф. Абрамов писал: « … - великий сказочник Севера». О ком идёт речь? (о Степане Писахове)

2) Какому сказочному герою поставлен памятник в Архангельске? (Сеня Малина – герой сказок С. Писахова) (Слайд 21, приложение 1)

3) Родиной какого поэта является село Емецк? (Н. Рубцов) (Слайд 22, приложение 1)

ВОПРОС для родителей: В честь какого писателя назван пароход? (Ф. Абрамов)

Следующее задание: «СОБЕРИ КАРТИНКУ». Каждой команде выдаются картинки – иллюстрации к произведениям С. Писахова, Б. Шергина. Картинка разрезана на мелкие части. Кто быстрее соберёт картинку. (Слайды 23, 24, 25, приложение 1)

Подведение итогов. (Слайд 26, приложение 1)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антропова Е. Б. Северный клубок. Архангельск. ОАО «ИПП «Правда Севера», 2008.
  2. Кодола О.Е. История Архангельской области. Архангельск. ОАО «ИПП «Правда Севера», 2006.
  3. Красная книга Архангельской области. Авторы: В. А. Андреев, А. В. Даценко, Н. М. Клюева, др. Архангельск, 1995.
  4. Путешествие с волшебницей природой. Авторы – составители: Мальханова Л. П., Миронова Е. А., Васильева Т. В. Архангельск, 1997.