Как известно, 2011 год объявлен годом Космоса. Учитывая высокий интерес учащихся к изучению основ астрономии, разработано мероприятие, способствующее развитию познавательной активности учащихся по изучению космического пространства.
Данное внеклассное мероприятие “Загадки звездного неба” относится к серии занятий по интеллектуальному воспитанию детей в средней школе.
Материал рассчитан на учащихся 7 класса с учетом знаний по природоведению, географии.
Цели внеклассного мероприятия.
Образовательные: в игровой форме познакомить учащихся со звёздным небом; изучить самые яркие созвездия северного полушария; рассмотреть классификацию звезд по цвету; научить учащихся работать с картой звездного неба.
Развивающие: развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности на основе анализа и оценки новой информации; научить самостоятельно, творчески работать в коллективе.
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство ответственности и коллективизма, лидерские качества, активность, деловитость.
Материально-техническое оснащение: интерактивная доска, участок карты звездного неба, звездочки (разных цветов).
Форма проведения мероприятия: нетрадиционная – творческий проект.
Ход мероприятия
Заставка (песенка Звездочета из к/ф “Красная Шапочка”).
- Вы любите смотреть на звезды? И запрокинув голову отыскивать знакомые созвездия, звёзды и планеты.
- Давайте вспомним, что вы видели на небе и что знаете о нем.
- В этом нам поможет блиц-турнир Игра “Верю не верю”.
Правила: если вы согласны с утверждением, то есть вы мне верите громко хлопайте в ладоши, если не верите, то громко топайте ногами.
- Верите ли вы, что звезд на небе бесчисленное множество, и все их пересчитать невозможно. Да
- Верите ли вы, что ежегодно в галактике рождается 5 новых звезд. Да
- Верите ли вы, что звезды живут вечно. Нет
- Верите ли вы, что звезды движутся. Да
- Верите ли вы, что звезда твердая. Нет
- Верите ли вы, что все звезды одинаковы. Нет
- Верите ли вы, что у каждой звезды есть планеты. Нет
- Верите ли вы, что Солнце это звезда. Да
- Верите ли вы, что черная дыра существует. Да
Молодцы! Если у вас и были ошибки, то правильный ответ вы найдете в конце нашей встречи.
Работа с картой.
- Ребята, посмотрите на звездное небо. Вам открывается звёздная бездна. Не кажется ли вам, что звёзд бесчисленное множество и что расположены они “как попало”.
- Приглядитесь внимательно, пофантазируйте! И глаз замечает и выделяет группы звёзд, похожие на какой-то рисунок – это созвездия.
Наши предки увидели в этих рисунках очертания мифических героев или животных. О каждом из которых существует своя древняя легенда или миф.
- Ребята, а вы знаете, откуда появилось слово – “каникулы”?
Каникула – маленькая собачка. Римляне называли Каникулой звезду Сириус (созвездия большого пса). Она появлялась на небосклоне Рима в летние, очень жаркие дни. Именно это время Сенат объявлял днями отдыха – днями Каникулы.
- С помощью какого прибора можно рассматривать звезды? Телескопа.
В Казане есть единственная обсерватория Татарстана, которой в этом году исполнилось 110-лет со дня основания.
Работа с картой.
- Какое созвездие северного полушария самое яркое? Найдите её на карте. (Большая медведица)
- Сколько самых ярких звезд образуют эту фигуру? (Семь самых ярких звёзд созвездия образуют фигуру, похожую на ковш)
- Мы работаем в режиме реального времени, если внимательно присмотреться, то можно увидеть, как передвигаются планеты, меняются расположения звезд.
- Созвездие Малой Медведицы найти на небе труднее, чем созвездие Большой. Её наиболее яркие звёзды тоже образуют ковш из семи звёзд, правда совсем небольшой, да и эти звёзды менее яркие.
Задание: найти на карте Малую медведицу, показать полярную звезду. (В этом созвездии находится звезда, которая является ориентиром для всех путешественников. Это полярная звезда. По ней определяют север. Полярная звезда находится на конце ручки ковшика Малой Медведицы)
- При наблюдения звездного неба вы заметили, что цвет звезд различен. Какие это цвета? Цвет звезды свидетельствует о её температуре.
Задание: на интерактивной доске сопоставить температуру и цвет звезды.
Подсказка самая холодная звезда с температурой около 3000 градусов - красного цвета.
Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению “языка красок”, и это нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках. Цвет может также рассказать очень много и о человеке.
Задание: ребята поднимите руку те, у кого любимым является …
Белый цвет — характеризует самоотдачу, открытость, легкость, чистоту, справедливость.
Голубой – это цвет мечтаний и грез, цвет мира и согласия.
Желтый — когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость.
Оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей.
Красный — олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, энергию он всегда добивается того, чего хочет.
Каждый из вас это звезда, которая сияет в классе и без которой дружному коллективу никогда не стать ярким созвездием.
- У вас на столе лежит маленькая звездочка. Она лично ваша. И зажигать её сейчас будет каждый из вас сам.
Творческая работа “Мой портрет в лучах звезды”.
- Нарисуйте звездочке настроение.
- Напишите на лучиках только положительные качества своего характера. Лучики могут быть заполнены не все.
- Зачитываются несколько ответов.
Еще древние Астрологи подметили определенную схожесть людей, родившихся под одинаковыми знаками зодиака. Знак зодиака позволяет сказать о характере человека, о его выносливости, целеустремленности, о внутреннем и внешнем развитии. Найдите себя в этом гороскопе.
Двенадцать знаков Зодиака делятся на четыре группы по стихиям. Вода, Воздух, Огонь, Земля.
Стихии показывают устойчивые качества характера и темперамент.
Звезды объединяются в семьи-созвездия. Вот и мы сегодня объединимся с вами в большую дружную семью созвездия 7 класса.
- Ребята, вы поделились на 4 команды. А теперь представьте, что каждый из вас звездочка, а, когда вы вместе, вы – большое созвездие под названием “Коллектив”. И каждый из вас может сделать так, чтобы всем стало уютно и комфортно.
Проектная работа: Перед вами кусочек звездного неба. Из своих звездочек создайте созвездие, охарактеризуйте его, какими качествами обладает ваше созвездие, придумайте девиз. Каждому созвездию присвоено имя: созвездие Тепла, Дружбы, Любви, Мира.
После окончания работы.
- Ребята, вы создали свое созвездие. Расскажите про него.
- Мы объединили эти созвездия в одно целое. И получили с вами небольшой кусочек неба, свой маленький мир – мир классного коллектива. Одна звезда не даёт яркого света на Земле. Так и человек не может жить без друзей и товарищей. Как и звезды, вы все разные по цвету волос, глаз, характеру, но все вы единый коллектив, по-настоящему дружный, искренне, заботливо относящийся друг к другу, стремящийся жить “ради улыбки товарища”.
- Похлопаем друг другу.
- Ваше созвездие засверкало и засияло новыми красками. Я рада. Спасибо ребята.