Исследовательская деятельность на уроках физики

Разделы: Физика


Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Толстой

Работая в школе, мы приходим к выводу, что эти слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность проблемы — развитие творческих способностей учащихся — обусловлена, прежде всего, падением интереса к учебе. Мы не раз замечали, как блестят глаза у шестилетних ребятишек, которые впервые приходят в школу? Они в большинстве своем ждут от учебы чего-то нового, необыкновенного, интересного. Дети доверчиво смотрят на учителя, они полны желания делать вместе с ним все новые и новые открытия. К сожалению, уже к концу начальной школы часть детей теряет интерес к учебе; но все-таки основная масса пятиклассников еще открыта для педагога, у них еще сильна мотивация к обучению. Новые предметы, новые учителя, новые интересы... Также и в 7-х классах учащиеся приступают к изучению новых предметов, среди которых и физика. Что-то новое всегда заинтересовывает.

Возрастающая сложность и насыщенность школьной программы усложняют школьникам процесс освоения всего объема предлагаемых сведений. Не в силах справиться с такими нагрузками, дети просто перестают заниматься, свыкаются с ролью неспособных, бесперспективных, отстающих. Мы, педагоги, часто видим причины этого в нерадивости своих учеников. Я думаю, корни происходящего гораздо глубже. Нежелание части детей учиться — своего рода психологическая защита от перегрузки, потеря уверенности в своих силах. А ведь “воспитание отстающих, неспособных, “бездарных” — это пробный камень педагогики, ее мастерства, искусства, человечности”, — считал В.Сухомлинский.

На смену Федеральным Государственным образовательным стандартам первого поколения приходят “…новые стандарты общего образования второго поколения – это деятельностно-целевой подход к образованию, поскольку главным для них является вопрос: какими действиями необходимо овладеть ребёнку, чтобы решить любые задачи? Не знания, не навыки, а универсальные действия, которыми должен овладеть учащийся, чтобы решить в определённых жизненных ситуациях разные классы задач” (ст.Г.А Шапоренкова “Предметный принцип уходит в прошлое”). В этой связи базовыми результатами школьного образования могли бы стать умения учиться и познавать мир, сотрудничать, коммуникатировать, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации – ставить и решать задачи.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е. освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

Концепцию “учения через деятельность” предложил американский ученый Д.Дьюи.

Основные принципы его системы:

  • учет интересов учащихся;
  • учение через обучение мысли и действию;
  • познание и знание – следствие преодоления трудностей;
  • свободная творческая работа и сотрудничество.

Основное содержание исследовательского метода – обеспечить овладение учениками методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность исследовательского метода – обеспечение организаций поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

В такой работе с учениками учитель предъявляет ребятам новые для них проблемы, разрабатывает и ставит исследовательские задания, а ученики осваивают приемы самостоятельной постановки проблем и находят способы их решения.

Поставив целью развитие творческих способностей детей, я выделила ряд задач: поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.; прививать навыки исследовательской работы; развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет); показывать практическую направленность знаний, получаемых школьниками на уроках физики; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место изучаемых предметов в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.

Введение инновационных технологий позволяет усилить интерес учащихся к изучению школьных предметов, но, к сожалению, оснащение школы происходит с замедлением. В этих условиях наиболее рациональным выходом может являться пропедевтическая работа в создании компьютерных презентаций. Такие творческие работы ребятам интересны, но в то же время создают определенные трудности в оформлении. Учитель может научить ученика построению слайдов грамотно, наглядно, чтобы каждый из слайдов нес за собой определенную смысловую информацию, которая была бы читаема. И эту подготовительную работу можно выполнять в виде творческих проектов на бумаге различных форматах (А4, А3, А2).

Начав изучение физики в 7 классах, мы с учениками ведем работу с такими проектами. Ребята учатся правильному видению расположения информации на листе, чтобы не просто что-то изобразить или написать много нечитаемого текста, а эти проекты могли быть использованы и в дальнейшем изучении учебного материала.

Например: (сравниваем две работы менее и более удачные и рассматриваем области применения изображенной информации на каждом из них).

Освоив эти приемы на бумаге, ребята легко могут предвидеть целостность всей компьютерной программы. К концу года ученики уже самостоятельно готовят успешные презентации, в которых свободно используют материал из разных источников информации.

В нашей школе на уроках физики проводятся различные формы исследовательской деятельности: как на уроках, так и при подготовке к урокам. Если в 7-9 классах учащиеся занимаются исследовательскими видами деятельности при обобщении учебного материала, отыскивая дополнительные интересные факты из окружающей нас жизни, то в 10-11 классах мы проводим уроки-семинары, к которым ученики сами подбирают материал, рассматривают и раскрывают вопросы заданий.

Такие работы развивают практические умения, логическое мышление, самостоятельность, смекалку, учат анализировать наблюдаемый процесс, оценивать результаты, выдвигать гипотезы, делать обобщения и выводы, связывать теорию, практику и жизнь можно с помощью системы экспериментальных заданий, включая домашние.

Например, в 7, 8-х классах ребята сочиняют сказки (“Путешествие в страну сил”, “ Как Сорокин Кирилл ложку выбирал”), обобщают материал по темам: “Трение”, “Давление”, “Сила Архимеда”, “Виды теплопередачи”, “Физика на кухне”, “Физика у самовара”, “Оптические явления”, “Оптические приборы”, “Применение электродвигателей постоянного тока” и т.д.

В 9-х классах:

  • Механические колебания и волны
  • Принципы радиосвязи и ТВ
  • Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц
  • Атомная энергетика

В 10-х классах проводятся уроки-семинары по темам:

  • Реактивное движение
  • Тепловые двигатели
  • Электрический ток в различных средах.

В 11-х классах:

  • Производство, передача и использование электрической энергии
  • Развитие средств связи
  • Экология использования атомной энергии и др.

Изложив основные принципы своей работы, хочу отметить следующее: если учитель ставит своей целью развивать творческие возможности ребенка, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая свой научно-методический уровень, совершенствуя формы и методы работы. Учитель должен быть личностью, интересной для учеников, тонким психологом, способным понять каждого ребенка. Пусть ученик поверит в себя, и тогда он сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от своей маленькой победы.

Презентация

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996.
  2. Дьюи Дж. Школа будущего. – М.: Госиздат. 1926.
  3. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. – М.: Педагогика. 2000.
  4. Теплоухова Л.А. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности.
  5. Брыкина Н.В. С аппетитом поглощать знания.
  6. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения.
  7. Вшивцева Л.А. Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС.
  8. Интеренет-сайты.
  9. “Физика”, приложение к “1 сентября”.