Внеклассное занятие "Волшебница-зима"

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока: показать красоту русской природы зимой, используя поэзию, художественное слово, изо; обобщить знания о зимних явлениях природы; воспитывать чувство гордости за красоту нашей природы, умение любоваться ею; развивать внимание, память, речь, любознательность.

Оборудование:

  • картины “Зимние явления природы”;
  • снежинки – загадки;
  • карточки – названия зимних месяцев;
  • фрагмент фильма “Снежные фигуры”;
  • картина И. Шишкина “Зима”.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

Учитель: Какое время года заканчивается по календарю?

Учитель: Сегодня мы проведём обобщающее занятие по теме “Волшебница – зима”. Мы будем отгадывать загадки, побываем в зимнем лесу, вспомним пословицы о зиме, почитаем стихи.

III. Основная часть занятия.

1. Игра “Дополни пословицы”.

Учитель: Как долго продолжается зима?

Назовите зимние месяцы.

На доске записаны пословицы с пропущенным словом. Прочитайте и дополните пословицу нужным словом, используя карточки:

  • …год кончает, зиму начинает
  • …году начало, зиме середина
  • …зиму замыкает, три часа прибавляет.

(Учитель рассказывает о зимних месяцах, как их называют в народе и почему).

Учитель: Какие ещё пословицы о зиме вы знаете?

2. Чтение и отгадывание загадок.

Учитель:

Зима для вас, ребятки,
Приготовила загадки.
Читайте их внимательно,
Отгадывайте старательно!

(Ученики по очереди достают снежинки с загадками о зиме из шкатулки, читают и отгадывают).

3. Обобщение знаний о зимних явлениях природы.

Учитель: Посмотрите на иллюстрации и назовите зимние явления природы. “Подпишите” картины словами-карточками.

4. Физкультминутка.

Мы на лыжах в лес идём.
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Но пора остановиться,
Зимним лесом насладиться.

5. Просмотр кинофрагмента “Снежные фигурки”.

Учитель: Итак, мы с вами добрались до зимнего леса. А кругом красота-то какая! Похозяйничала зима в лесу! Смотрите кинофильм и ответьте на вопрос:

  • Какие волшебные фигурки можно увидеть в зимнем лесу?
  • Какие чувства вызывает у вас зимний лес?

6. Знакомство с картиной И.Шишкина “Зима”.

(Рассматривание картины детьми).

Учитель: Иван Иванович Шишкин с детства любил родную природу, видел её красоту. В этом произведении он изобразил русскую зиму.

Пришла, рассыпалась. Клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов

А.С.Пушкин

  • Какой лес изображён на картине?
  • Как вы догадались, что лес старый?
  • Как художнику удалось передать состояние покоя?
  • Как Шишкин изобразил зиму?
  • Как бы вы назвали картину?

Верно. Мы смотрим на картину и будто слышим слова Ивана Ивановича Шишкина: “Посмотрите, полюбуйтесь, как красива наша природа!”.

7. Конкурс чтецов.

Учитель: Это чудесное время года с большой любовью описывали поэты, писатели. Вы учили стихи о зиме. Я предлагаю в подарок зиме прочитать стихи наизусть. Зимой всё таинственно, красиво, волшебно. Читайте стихи не торопясь, выразительно, по-зимнему!

(Дети по желанию читают стихи наизусть).

8. Подведение итога конкурса. Награждение.

IV. Заключительное слово учителя.