Цели урока: показать красоту русской природы зимой, используя поэзию, художественное слово, изо; обобщить знания о зимних явлениях природы; воспитывать чувство гордости за красоту нашей природы, умение любоваться ею; развивать внимание, память, речь, любознательность.
Оборудование:
- картины “Зимние явления природы”;
- снежинки – загадки;
- карточки – названия зимних месяцев;
- фрагмент фильма “Снежные фигуры”;
- картина И. Шишкина “Зима”.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы занятия.
Учитель: Какое время года заканчивается по календарю?
Учитель: Сегодня мы проведём обобщающее занятие по теме “Волшебница – зима”. Мы будем отгадывать загадки, побываем в зимнем лесу, вспомним пословицы о зиме, почитаем стихи.
III. Основная часть занятия.
1. Игра “Дополни пословицы”.
Учитель: Как долго продолжается зима?
Назовите зимние месяцы.
На доске записаны пословицы с пропущенным словом. Прочитайте и дополните пословицу нужным словом, используя карточки:
- …год кончает, зиму начинает
- …году начало, зиме середина
- …зиму замыкает, три часа прибавляет.
(Учитель рассказывает о зимних месяцах, как их называют в народе и почему).
Учитель: Какие ещё пословицы о зиме вы знаете?
2. Чтение и отгадывание загадок.
Учитель:
Зима для вас, ребятки,
Приготовила загадки.
Читайте их внимательно,
Отгадывайте старательно!
(Ученики по очереди достают снежинки с загадками о зиме из шкатулки, читают и отгадывают).
3. Обобщение знаний о зимних явлениях природы.
Учитель: Посмотрите на иллюстрации и назовите зимние явления природы. “Подпишите” картины словами-карточками.
4. Физкультминутка.
Мы на лыжах в лес идём.
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Но пора остановиться,
Зимним лесом насладиться.
5. Просмотр кинофрагмента “Снежные фигурки”.
Учитель: Итак, мы с вами добрались до зимнего леса. А кругом красота-то какая! Похозяйничала зима в лесу! Смотрите кинофильм и ответьте на вопрос:
- Какие волшебные фигурки можно увидеть в зимнем лесу?
- Какие чувства вызывает у вас зимний лес?
6. Знакомство с картиной И.Шишкина “Зима”.
(Рассматривание картины детьми).
Учитель: Иван Иванович Шишкин с детства любил родную природу, видел её красоту. В этом произведении он изобразил русскую зиму.
Пришла, рассыпалась. Клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов
А.С.Пушкин
- Какой лес изображён на картине?
- Как вы догадались, что лес старый?
- Как художнику удалось передать состояние покоя?
- Как Шишкин изобразил зиму?
- Как бы вы назвали картину?
Верно. Мы смотрим на картину и будто слышим слова Ивана Ивановича Шишкина: “Посмотрите, полюбуйтесь, как красива наша природа!”.
7. Конкурс чтецов.
Учитель: Это чудесное время года с большой любовью описывали поэты, писатели. Вы учили стихи о зиме. Я предлагаю в подарок зиме прочитать стихи наизусть. Зимой всё таинственно, красиво, волшебно. Читайте стихи не торопясь, выразительно, по-зимнему!
(Дети по желанию читают стихи наизусть).
8. Подведение итога конкурса. Награждение.