Создание и внедрение системы дистанционной работы с одаренными детьми позволяет обучающимся при помощи учителей и родителей раскрыть свой творческий потенциал, узнать и попробовать что-то новое, представить миру свои таланты и получить признание. В основе этой работы лежат дистанционные конкурсы, предметные олимпиады, предметные недели, турниры, конкурсы-игры по математике, ОБЖ и физической культуре. В ходе конкурсов выявляются компетентные, талантливые, творческие ученики, имеющие активную жизненную позицию и высокий рейтинг,оцениваются эрудиция, интеллект, неординарность мышления, творческие способности.
Цели и задачи дистанционной работы:
- Выявление талантливых, творческих детей, их поддержка и поощрение.
- Выявление и развитие интеллектуальных, познавательных способностей, широты кругозора одаренных учащихся, глубины их знаний.
- Развитие чувства солидарности, здорового соперничества.
- Предоставление участникам возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки учреждения и региона в рамках открытых творческих конкурсов.
Основные принципы организации индивидуальной работы с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Все это предлагает центр творческих инициатив «Снейл»(http://nic-snail.ru), Фактор Роста (http://www.farosta.ru/),Мир дистанционных конкурсов!www.mir-konkursov.ru, Минобр. Орг (http://minobr.org») Фиолетовый слон (http://supporttalent.ru/
Хотелось бы поделиться впечатлениями и практическим опытом участия в мероприятиях, предлагаемых Центром творческой инициативы «SNAIL»
О центре «СНЕЙЛ» в нашей школе узнали в апреле 2010 года, поучаствовали в олимпиаде по биологии «Человек» и новогодних конкурсах. Отнеслись к этому занятию со всей серьезностью и инициативой. Детям очень понравилось, учителя были немного растеряны, так как не предполагали такой объем и сложность заданий. Получив первые положительные результаты, поделились с коллегами.
В основе работы Центра лежат два основных принципа:
ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ – одна из особенностей модели дистанционного образования, приверженцем которой является Центр «СНЕЙЛ». На первое место ставит личную заинтересованность участников, помощь в социальной адаптации личности в условиях современного общества. В основе каждого конкурса Центра лежит стремление выявить и поддержать личностные и индивидуальные способности каждого участника. Этому служит и непременное наличие в каждом конкурсе собственной рефлексии деятельности. Так за 2010 – 2011 уч.год лучшими были признаны рефлексии учеников нашей школы Лебедевой В., Бусыгина Е., Китаевой Татьяны. Приведем примеры рефлексии, которая пишется по плану, предлагаемому конкурсами.[1]
Китаева Татьяна, МОУ «СОШ №13», г. Оленегорск-8, Мурманская область, 1 класс: «Это один из самых интересных конкурсов, который мне приходилось выполнять! Я очень долго ждала этот день. Мне было интересно, какие задания будут, справлюсь я или нет. Задания оказались не такими трудными, как мне казалось, но пришлось поломать немного голову. Но благодаря маме я правильно оформила все свои мысли, идеи и мама меня в этом поддержала. Больше всего в этой олимпиаде мне понравилось отвечать на вопросы’’ веселая викторина’’ и придумывать розыгрыши. А самым трудным оказалось’’ Первоапрельская разминка’’. Мне хотелось что бы следующие викторины были такими же интересными как и эта олимпиада! Дорогие организаторы конкурса, спасибо вам за интересные задания и за возможность развиваться»
Лебедева Виолетта, МОУ «СОШ №13», г. Оленегорск, 1 класс: «Моя дочь впервые участвует в дистанционном конкурсе. Когда в школе предложили поучаствовать, то она с радостью согласилась, так как тема очень интересная. При подготовке к новогоднему празднику дома у дочери возникла масса вопросов про то, как справляют этот сказочный праздник в других странах. И конкурс нам помог. Отвечая на вопросы, она узнавала столько нового, что глаза загорались от удивления и желания продолжать находить разные версии ответов. Она как будто в разных странах побывала за эти 3-4 дня. Некоторые вопросы казались простыми, но когда находишь точный ответ, то понимаешь, что при ответе на задания без литературы не обойтись. А сколько мультфильмов пересмотрели?! Это, пожалуй, самое запоминающееся в конкурсе. Некоторые задания были очень сложными, но с помощью знаний родных, знакомых, телевидения, интернета и литературы смогли ответить. Впечатлений море, скучать было некогда. Такие конкурсы влияют только положительно на развитие детей. Обучают правильно пользоваться литературой, красиво излагать ответы, побуждают к приобретению новых знаний, развивают память и не навязчиво дают детям представления о культуре других стран и народов. Участвуйте в подобных конкурсах. Главное участие, а не победа!!!»
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД – позволяет каждому из участников конкурсов Центра «СНЕЙЛ», исходя из его личных интересов и особенностей, создать творческий, личностно значимый продукт. Этот продукт возможно применить в различных областях знаний, опираясь при этом на те навыки и способы деятельности, которые были приобретены посредством участия в конкурсе. Именно эти принципы способствуют развитию основных компетентностей, формирующих социальную личность и ее гражданскую позицию.
Для того чтобы проверить свои знания, развить мышление, заявить о себе как о знающей, эрудированной и всесторонне развитой личности, мы уверены, что дистанционные конкурсы и олимпиады дают прекрасный шанс попробовать свои силы. Опыт участия показывает, что каждый из учеников выбирает мероприятие по душе, в чем чувствует силы участвовать результативно.
Все конкурсные задания оформляются на компьютере с использованием разных программ, которые оговариваются в условиях конкурсов. Дистанционные конкурсы проводятся по возрастным категориям, время выполнения заданий: 5 дней. Победители и лауреаты конкурса определяются в каждой возрастной категории.
Каждое дистанционное мероприятие - это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию. Среди многообразия конкурсов педагог всегда сможет подобрать мероприятие как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников. Интересные задания, направленные на всестороннее изучение предмета, развивающие мышление, логику, фантазию и креативность, не оставят равнодушными ни детей, ни их родителей. Задания конкурсов можно выполнять не только в школе, но и дома. Участие в конкурсах является платным. [3]
Все победители награждаются грамотами и призами, лауреаты - грамотами. Все участники получат физический сертификат с подписью руководителя Центра, подтверждающий участие в конкурсе.
Все участники могут получить "Диплом участника", учителя - "Диплом учителя за подготовку участников", Локальные координаторы - "Диплом за организацию и проведение конкурса".
Мы приняли участие в 2010 – 11 уч. г. в 12 конкурсах. Из них 3 победителя, 2 лауреата. А уже в 2011 – 12 учебном году количество участников увеличилось. Из 15 конкурсов победителями признаны 5 человек. В рамках развития Центра «СНЕЙЛ» в 2009 появилось отдельное направление для учителей - Фестиваль педагогического мастерства "Дистанционная волна". Фестиваль проводится для педагогов, желающих представить свой педагогический опыт и научиться новому, для тех, кто ищет единомышленников среди коллег. Фестиваль дает педагогам возможность познакомиться с новыми теориями и подходами в образовании, освоить новые технологии, в том числе и информационные, пополнить свое Портфолио. Педагогический марафон проводится по теме «Новая школа». Каждый участник получает комплект итоговых материалов, включающий:
- Персональный Диплом участника Фестиваля педагогического мастерства "Дистанционная волна".
- Сертификат, подтверждающий факт публикации материалов.
Параллельно наши обучающиеся участвовали в работе Центра Дистанционных Мероприятий «Фактора Роста». Из 10 участников призерами было 6 человек.
Принимая участие в дистанционных всероссийских олимпиадах, мы пришли к выводу, что такая работа поможет сделать жизнь детей более насыщенной, а время, проведенное в Интернете – более полезным и увлекательным, учит детей искать и находить информацию из разных источников, объединяет семью и повышает творческий и культурный уровень семьи. Разнообразие дистанционных конкурсов, проектов с каждым годом увеличивается, и любой ученик может выбрать именно то, что ему нравится, то, к чему он стремится.
Кроме того, участие в дистанционных мероприятиях поможет учителю сформировать портфолио собственных достижений, достижений своих учащихся и успешно пройти процедуру аттестации. Мы предлагаем и вам выйти на эти сайты и найти свой конкурс.
Источники:
- http://nic-snail.ru
- http://www.farosta.ru
- http://odt.orb.ru