Перспективное планирование составлено с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, согласно комплексно – тематическому принципу построения образовательного процесса. Главный девиз всей работы по проблеме безопасности: «Научить детей думать; уметь предусмотреть последствия своих действий хотя бы на один шаг вперед» (см. Приложение).
Примерное перспективное планирование, реализуемое через традиции программы «РАДУГА» и режимные моменты
Раздел ОБЖ | Месяц |
Тема |
Задачи Младший дошкольный возраст (3-5 лет) |
Пути реализации |
ПДД |
Сентябрь |
«Знакомство с улицей» |
- Познакомить с некоторыми правилами поведения на улице: пешеходный переход, двустороннее движение. - Воспитывать умение ориентироваться на улице (дорога, тротуар, здания, виды транспорта). |
Экскурсии, пешие прогулки |
«В гостях у Светофорика» |
- Познакомить с работой светофора (п/и «Воробьи и автомобиль», «Найди свой цвет» и др.) |
Через подвижные игры, досуги: «Музыка и дети», «Спорт и дети» |
||
Опасные случайности Опасные предметы |
Октябрь |
«Проходите, путь открыт» «Каждый маленький ребенок, должен знать еще с пеленок» |
- Познакомить детей с различными видами автомобилей (легковой, грузовой), их назначение. - Дать элементарные сведения о том, чем опасен автомобиль для человека. - Познакомить с назначением проезжей части. - Дать знания о личной безопасности дома и на улице. - Помочь детям опасность мелких, колющих, режущих предметов, лекарств. |
Пешие прогулки, « А знаете ли вы, что…», «А знаете ли вы, что…» |
«Когда ты дома один» |
- Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичной той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят» - Объяснить детям, как важно доверять родным. - Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких. |
Читаем детям («Машенька и медведь», «Петух и кот», «Волк и 7 козлят» |
||
Безопасность в социуме |
Ноябрь |
«Как мы играем с друзьями в игрушки» |
- Учить детей дружить. - Показать на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. - Подчеркнуть значимость дружбы в жизни. |
УРВ*«Портрет друга», читаем детям |
«Кто нас окружает» |
- Объяснить разницу во взаимоотношениях между родными и близкими, знакомыми - Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. - Убедить, что не все люди с добрыми намерениями. |
Читаем детям (Сестрица Аленушка…», «Лиса и заяц», «Колобок» + «Театр и дети» |
||
Безопасность |
Декабрь |
«Спички - детям не игрушка» |
- Дать детям представление о причинах возникновения пожара. |
Читаем вместе «Кошкин дом», С.Я. Маршак «А знаете ли вы, что…» |
«Полезный и опасный огонь» |
- Формировать навыки поведения при пожаре (правило «Нельзя») |
|||
Мое тело Мое здоровье |
Январь |
«В гостях у Здоровейки» |
- Формировать привычку к здоровому образу жизни, заботу о своем здоровье |
Неделя Здоровья: досуги, выставки рисунков, журналы Здоровья, т.д. Читаем детям (песенки, потешки). А знаете ли вы, что… |
«Если ты заболел» |
- Дать детям элементарные сведения о своем организме. Убедить в необходимости заботиться и беречь свои органы (уши, глаза, руки, нос и т.п.). - Формировать у детей навыки личной гигиены. - Учить осознанно воспринимать врачебные предписания и строго их соблюдать. |
|||
Безопасность в быту |
Февраль |
«Наши друзья и враги» |
- Расширять знания детей об электроприборах. - Показать зависимость между нарушениями определенных правил и возникновением опасности. - Убедить в необходимости быть осторожным. |
Читаем детям (С.Я. Маршак «Кошкин дом») А знаете ли вы, что… |
Безопасность в природе |
Март |
«Мы в лесок пойдем, мы цветок найдем» «Маленький да удаленький» «Собака бывает кусачей» |
- Обратить внимание детей, какой вред окружающей среде наносит безответственное поведение людей. - Обратить внимание как много разных жучков и паучков. - Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними. - Учить детей правильно обращаться с животными. - Дать сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности. |
Читаем детям А знаете ли вы, что… |
Безопасность на воде |
Апрель |
«Как вести себя, чтобы не случилось беды» |
- Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток) - Объяснить к каким неприятностям приводит неправильное поведение на воде (зима, лето) |
Читаем детям (С.Я. Маршак «Кошкин дом») А знаете ли вы, что… |
ПДД |
Май |
«Вот эта улица, вот этот дом» |
- Продолжить расширять представление об улице (жилые дома и учреждения). - Учить называть свой адрес. - Продолжать расширять сведения о работе светофора. |
Пешие прогулки, Досуги: «Музыка и дети», «Дети и спорт» |
«Помни это каждый сын, знай любой ребенок» |
- Познакомить детей с понятием «пешеход». -Объяснить правила безопасности жизни для пешехода. |
Раздел ОБЖ |
Месяц |
Тема |
Задачи Старший дошкольный возраст (5-7 лет) |
Пути |
ПДД |
Сентябрь |
«Прогулка по городу» или «Учимся видеть и слышать улицу» |
- Закреплять правила поведения детей на улице и дороге. - Знакомить со знаками дорожного движения, «островом безопасности», разметкой улиц. - Продолжать знакомить с транспортом на дороге, рассказать о преимуществах спецмашин. |
Экскурсии по городу. А знаете ли вы, что… Интеллектуальный ринг. Читаем детям «У нас в гостях…» |
Опасные Опасные |
Октябрь |
«Учим правила движения как таблицу умножения» «10 советов майора Мурова» |
- Предупреждать наиболее распространенные ошибки поведения на дороге («ловушки на дороге»: игры у и на дороге, катание, прицепившись за машину, езда на велосипеде по дороге и т.д.) - Предостеречь от контактов с незнакомыми людьми (взрослые и подростки). - Обратить внимание на неприятности, которые случаются при таких контактах. |
« У нас в гостях…» Интеллектуальный ринг Читаем детям (Дядя Степа - милиционер) А знаете ли вы, что… |
Безопасность в социуме |
Ноябрь |
Опасные люди: кто они? |
- Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми (хулиганы, насильники, убийцы, воры, наркоманы и т.д.) - Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече. - Рассказать о работе сотрудников милиции. |
У нас в гостях А знаете ли вы, что… Читаем детям (Ш. Перро «Красная шапочка» |
Безопасность при пожаре Мое тело, мое здоровье |
Декабрь Январь |
«Большая беда от маленькой спички» «Пожарный – профессия героическая» «Один дома» «Что такое вирус гриппа, как уберечься от бронхита» «Самые большие опасности» или «Самое большое зло» (курение, алкоголь, наркотики) |
- Закреплять и уточнять знания детей о возникновении пожаре, его последствий - Показать значимость профессии пожарного. - Воспитывать уважительное отношение к людям этой профессии. - Уточнить правила поведения при пожаре. - Формировать навыки пользования телефоном. - Знакомить с предметами необходимыми для тушения пожара. - Обобщать знания детей о профилактике и причинах простудных заболеваний. - Установление причинно-следственных связей - Поговорим с детьми о вреде курения, алкоголя, наркотиков. - Формировать отрицательное отношение к этим привычкам. |
Интеллектуальный ринг. У нас в гостях. Читаем детям («Пожар» С.Маршак, «Рассказ о неизвестном герое» С. Михалков). Выставки рисунков на тему: «Шалости с огнем». Экскурсия в пожарную часть А знаете ли вы, что… Интеллектуальный ринг Выставка рисунков (коллажи) УРВ* Выпуск журналов (УРВ) Просмотр видеофильмов. А знаете ли вы, что… «У нас в гостях». |
Безопасность в быту |
Февраль |
«Плохие привычки хороших детей» |
- Формировать представление детей о вредных привычках: неправильной осанке, неподстриженных ногтях, дети грызут ногти, злоупотребление чипсами, газировкой и т.п. - Дать детям знания о вреде любимого телефона. |
Выставки рисунков А знаете ли вы, что… УРВ Создание коллажа |
«TV - опасность или безопасность» |
- Рассказать детям о физиологических основах и нормативах просмотра телевизионных передач. |
А знаете ли вы, что… |
||
Безопасность в природе |
Март |
«Как и зачем люди отдыхают» |
- Познакомить с понятием отдыха, доказать его необходимость, раскрыть возможное содержание активного отдыха, обучить способам организации самостоятельной деятельности. |
ОСД* (план-е) Досуги: «Дети и музыка», «Спорт и дети» А знаете ли вы, что… |
«Собака - друг человека?» |
- Познакомить детей, чем опасны контакты с больными (либо незнакомыми) животными. - Объяснить особенности поведения животных. - Дополнить знания детей о защитных реакциях животных (цвет, звуки и т.д.) |
А знаете ли вы, что… У нас в гостях |
||
«Лесные опасности» (грибы, ягоды, змеи, клещи и др.) |
- Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. - Обратить внимание на отравления, их причины и следствие. - Рассказать об оказании первой помощи. |
А знаете ли вы, что… У нас в гостях |
||
Безопасность на воде |
Апрель |
Отдых у воды зимой и летом |
- Познакомить детей с пословицей «Не зная броду, не суйся в воду». - Поговорить с детьми на темы: « Грязные водоемы», «Тонкий лед», «Незнакомое место для купания», «Гроза», «Шалости». - Помочь установить причину и следствие между поступком и его исходом. |
А знаете ли вы, что… Читаем детям |
ПДД |
Май |
«Перекресток загадок» |
- Совершенствовать умение детей загадывать и отгадывать загадки на темы ПДД, дать понятие « Перекресток», «Регулировщик». - Закреплять и уточнять знания о знаках и символах на дороге. - Довести до детей понятие «тормозной путь» автомобиля и его значение. |
УРВ – выставка рисунков УРВ – создание коллажа Интеллектуальный ринг А знаете ли вы, что… |
*УРВ – «Утро радостных встреч», ОСД – основы совместной деятельности – специально организованные занятия