Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста традициями программы "Радуга"

Разделы: Работа с дошкольниками


Перспективное планирование составлено с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, согласно комплексно – тематическому принципу построения образовательного процесса. Главный девиз всей работы по проблеме безопасности: «Научить детей думать; уметь предусмотреть последствия своих действий хотя бы на один шаг вперед» (см. Приложение).

Примерное перспективное планирование, реализуемое через традиции программы «РАДУГА» и режимные моменты

Раздел ОБЖ

Месяц

Тема

Задачи

Младший дошкольный возраст (3-5 лет)

Пути реализации

ПДД

Сентябрь

«Знакомство с улицей»

- Познакомить с некоторыми правилами поведения на улице: пешеходный переход, двустороннее движение.

- Воспитывать умение ориентироваться на улице (дорога, тротуар, здания, виды транспорта).

Экскурсии, пешие прогулки

«В гостях у Светофорика»

- Познакомить с работой светофора (п/и «Воробьи и автомобиль», «Найди свой цвет» и др.)

Через подвижные игры, досуги: «Музыка и дети», «Спорт и дети»

Опасные случайности

Опасные предметы

Октябрь

«Проходите, путь открыт»

«Каждый маленький ребенок, должен знать еще с пеленок»

- Познакомить детей с различными видами автомобилей (легковой, грузовой), их назначение.

- Дать элементарные сведения о том, чем опасен автомобиль для человека.

- Познакомить с назначением проезжей части.

- Дать знания о личной безопасности дома и на улице.

- Помочь детям опасность мелких, колющих, режущих предметов, лекарств.

Пешие прогулки, « А знаете ли вы, что…»,
Читаем детям

«А знаете ли вы, что…»

«Когда ты дома один»

- Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичной той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят»

- Объяснить детям, как важно доверять родным.

- Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких.

Читаем детям («Машенька и медведь», «Петух и кот», «Волк и 7 козлят»

Безопасность в социуме

Ноябрь

«Как мы играем с друзьями в игрушки»

- Учить детей дружить.

- Показать на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей.

- Подчеркнуть значимость дружбы в жизни.

УРВ*«Портрет друга», читаем детям

«Кто нас окружает»

- Объяснить разницу во взаимоотношениях между родными и близкими, знакомыми
и незнакомыми.

- Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми.

- Убедить, что не все люди с добрыми намерениями.

Читаем детям (Сестрица Аленушка…», «Лиса и заяц», «Колобок» + «Театр и дети»

Безопасность
при пожаре

Декабрь

«Спички - детям не игрушка»

- Дать детям представление о причинах возникновения пожара.

Читаем вместе «Кошкин дом», С.Я. Маршак

«А знаете ли вы, что…»

«Полезный и опасный огонь»

- Формировать навыки поведения при пожаре (правило «Нельзя»)

Мое тело

Мое здоровье

Январь

«В гостях у Здоровейки»

- Формировать привычку к здоровому образу жизни, заботу о своем здоровье

Неделя Здоровья: досуги, выставки рисунков, журналы Здоровья, т.д.

Читаем детям (песенки, потешки).

А знаете ли вы, что…

«Если ты заболел»

- Дать детям элементарные сведения о своем организме.

Убедить в необходимости заботиться и беречь свои органы (уши, глаза, руки, нос и т.п.).

- Формировать у детей навыки личной гигиены.

- Учить осознанно воспринимать врачебные предписания и строго их соблюдать.

Безопасность в быту

Февраль

«Наши друзья и враги»

- Расширять знания детей об электроприборах.

- Показать зависимость между нарушениями определенных правил и возникновением опасности.

- Убедить в необходимости быть осторожным.

Читаем детям (С.Я. Маршак «Кошкин дом»)

А знаете ли вы, что…

Безопасность в природе

Март

«Мы в лесок пойдем, мы цветок найдем»

«Маленький да удаленький»

«Собака бывает кусачей»

- Обратить внимание детей, какой вред окружающей среде наносит безответственное поведение людей.

- Обратить внимание как много разных жучков и паучков.

- Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними.

- Учить детей правильно обращаться с животными.

- Дать сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности.

Читаем детям

А знаете ли вы, что…

Безопасность на воде

Апрель

«Как вести себя, чтобы не случилось беды»

- Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток)

- Объяснить к каким неприятностям приводит неправильное поведение на воде (зима, лето)

Читаем детям (С.Я. Маршак «Кошкин дом»)

А знаете ли вы, что…

ПДД

Май

«Вот эта улица, вот этот дом»

- Продолжить расширять представление об улице (жилые дома и учреждения).

- Учить называть свой адрес.

- Продолжать расширять сведения о работе светофора.

Пешие прогулки, Досуги: «Музыка и дети», «Дети и спорт»

«Помни это каждый сын, знай любой ребенок»

- Познакомить детей с понятием «пешеход».

-Объяснить правила безопасности жизни для пешехода.

 

Раздел ОБЖ

Месяц

Тема

Задачи

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Пути
реализации

ПДД

Сентябрь

«Прогулка по городу» или «Учимся видеть и слышать улицу»

- Закреплять правила поведения детей на улице и дороге.

- Знакомить со знаками дорожного движения, «островом безопасности», разметкой улиц.

- Продолжать знакомить с транспортом на дороге, рассказать о преимуществах спецмашин.

Экскурсии по городу.

А знаете ли вы, что…

Интеллектуальный ринг.

Читаем детям «У нас в гостях…»

Опасные
предметы

Опасные
ситуации

Октябрь

«Учим правила движения как таблицу умножения» «10 советов майора Мурова»

- Предупреждать наиболее распространенные ошибки поведения на дороге («ловушки на дороге»: игры у и на дороге, катание, прицепившись за машину, езда на велосипеде по дороге и т.д.)

- Предостеречь от контактов с незнакомыми людьми (взрослые и подростки).

- Обратить внимание на неприятности, которые случаются при таких контактах.

 « У нас в гостях…»

Интеллектуальный ринг

Читаем детям (Дядя Степа - милиционер)

А знаете ли вы, что…

Безопасность в социуме

Ноябрь

Опасные люди: кто они?

- Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми (хулиганы, насильники, убийцы, воры, наркоманы и т.д.)

- Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече.

- Рассказать о работе сотрудников милиции.

У нас в гостях

А знаете ли вы, что…

Читаем детям (Ш. Перро «Красная шапочка»

Безопасность при пожаре

Мое тело, мое здоровье

Декабрь

Январь

«Большая беда от маленькой спички»

«Пожарный – профессия героическая»

«Один дома»

«Что такое вирус гриппа, как уберечься от бронхита»

«Самые большие опасности» или «Самое большое зло» (курение, алкоголь, наркотики)

- Закреплять и уточнять знания детей о возникновении пожаре, его последствий

- Показать значимость профессии пожарного.

- Воспитывать уважительное отношение к людям этой профессии.

- Уточнить правила поведения при пожаре.

- Формировать навыки пользования телефоном.

- Знакомить с предметами необходимыми для тушения пожара.

- Обобщать знания детей о профилактике и причинах простудных заболеваний.

- Установление причинно-следственных связей

- Поговорим с детьми о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

- Формировать отрицательное отношение к этим привычкам.

Интеллектуальный ринг.

У нас в гостях.

Читаем детям («Пожар» С.Маршак, «Рассказ о неизвестном герое» С. Михалков).

Выставки рисунков на тему: «Шалости с огнем».

Экскурсия в пожарную часть

А знаете ли вы, что…

Интеллектуальный ринг

Выставка рисунков (коллажи)

УРВ* Выпуск журналов (УРВ)

Просмотр видеофильмов.

А знаете ли вы, что…

«У нас в гостях».

Безопасность в быту

Февраль

«Плохие привычки хороших детей»

- Формировать представление детей о вредных привычках: неправильной осанке, неподстриженных ногтях, дети грызут ногти, злоупотребление чипсами, газировкой и т.п.

- Дать детям знания о вреде любимого телефона.

Выставки рисунков

А знаете ли вы, что…

УРВ

Создание коллажа

«TV - опасность или безопасность»

- Рассказать детям о физиологических основах и нормативах просмотра телевизионных передач.

А знаете ли вы, что…

Безопасность в природе

Март

«Как и зачем люди отдыхают»

- Познакомить с понятием отдыха, доказать его необходимость, раскрыть возможное содержание активного отдыха, обучить способам организации самостоятельной деятельности.

ОСД* (план-е)

Досуги: «Дети и музыка», «Спорт и дети»

А знаете ли вы, что…

«Собака - друг человека?»

- Познакомить детей, чем опасны контакты с больными (либо незнакомыми) животными.

- Объяснить особенности поведения животных.

- Дополнить знания детей о защитных реакциях животных (цвет, звуки и т.д.)

А знаете ли вы, что…

У нас в гостях

«Лесные опасности» (грибы, ягоды, змеи, клещи и др.)

- Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы.

- Обратить внимание на отравления, их причины и следствие.

- Рассказать об оказании первой помощи.

А знаете ли вы, что…

У нас в гостях

Безопасность на воде

Апрель

Отдых у воды зимой и летом

- Познакомить детей с пословицей «Не зная броду, не суйся в воду».

- Поговорить с детьми на темы: « Грязные водоемы», «Тонкий лед», «Незнакомое место для купания», «Гроза», «Шалости».

- Помочь установить причину и следствие между поступком и его исходом.

А знаете ли вы, что…

Читаем детям

ПДД

Май

 «Перекресток загадок»

- Совершенствовать умение детей загадывать и отгадывать загадки на темы ПДД, дать понятие « Перекресток», «Регулировщик».

- Закреплять и уточнять знания о знаках и символах на дороге.

- Довести до детей понятие «тормозной путь» автомобиля и его значение.

УРВ – выставка рисунков

УРВ – создание коллажа

Интеллектуальный ринг

А знаете ли вы, что…

*УРВ – «Утро радостных встреч», ОСД – основы совместной деятельности – специально организованные занятия