Использование метода проектов при изучении темы "Десятичные дроби". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


С десятичными дробями учащиеся 5 класса встречаются впервые. Они должны научиться оперировать с дробями так же хорошо, как с натуральными числами. Поэтому при изучении темы “Десятичные дроби” я использовала метод проектов.

На первом уроке вместе с учащимися мы обсудили основополагающий вопрос, выдвинули гипотезы, определили план работы над проектом, сроки подготовки проекта, характер итогового продукта (презентация, кроссворд), разбились на три группы по 5 человек для выполнения проекта. Были определены вопросы для самостоятельных исследований учащихся:

  1. Из истории возникновения десятичных дробей.
  2. Дроби вокруг нас.
  3. Как сложить и вычесть десятичные дроби?

На 2, 3, 4 уроках каждая группа отчитывалась о ходе работы по проекту.

Во внеурочное время группы осуществляли поисковую деятельность (работали в библиотеке и в сети Интернет, проводили опросы, анкетирование и т.д.), отвечали на поставленные вопросы, оформляли результаты (сообщения, презентации, кроссворд). При этом каждая группа самостоятельно планировала свою деятельность, в отведенное для консультаций время докладывала о результатах своего труда, набирала тексты на компьютере. Учитель консультирует, координирует и корректирует, просматривает материалы учащихся.

5 урок – заключительный урок по проекту.

Его конспект я и представляю вашему вниманию.

Раздел программы: Десятичные дроби.

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.

Количество часов на данную тему: 5 часов.

Время проведения: первый урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Технология: метод проектов.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: путешествие «Математический поезд в страну Дроби»).

Цели.

Образовательные:

  1. Повторить материал о десятичных дробях (чтение, запись, сравнение)
  2. Познакомить учащихся с алгоритмом сложения и вычитания десятичных дробей.

Развивающие:

  1. Развивать творческих способностей учащихся ( наблюдательность, память, мышление);
  2. Развивать монологическую речь;

 Воспитательные:

  1. развивать коммуникативные способности;
  2. развивать самостоятельность

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, записи на доске, карточки с кроссвордом, сигнальные карточки.

Ход урока

I.. Организационный момент. Сообщение цели урока.

Учитель: В начальной школе вы начали путешествие в удивительный мир чисел и познакомились с натуральными числами и обыкновенными дробями. На этой неделе мы с вами работали над проектом «Что за чудо эти дроби?». Я предлагаю вам продолжить это путешествие и заглянуть в страну десятичных дробей.

II. Устные упражнения.

1. «Покупаем билеты». Проверка знания правил и определений.

Чтобы купить билет, группа должна ответить на вопросы, записанные на билете.

1-й - Какие вы знаете дроби? Какие дроби называются правильными?

2-й - Какие дроби называются неправильными? Как выделить из неправильной дроби целую часть?

3-й - Какие дроби можно записать десятичными? Изменится ли десятичная дробь, если в конце её приписать один или несколько нулей?

Учитель: Итак, поезд отправляется. Счастливого пути!

2. «Не скучай». Работа с сигнальными карточками.

Учитель: Чтобы во время поездки нам было не скучно, давайте поиграем. Я буду вам задавать вопрос, а вы показывать ответ с помощью сигнальных карточек.

На доске написаны дроби под номерами.

 

  

  

  

 

 1

2

3

4

 5

 
Задания:

  • Показать номера правильных дробей.
  • Показать номера неправильных дробей.
  • Показать номера дробей, больших 1.
  • Показать номера дробей, меньших 1
  • Какая дробь равна 1?
  • Какие дроби можно записать десятичными?
  • Выделите целую часть неправильных дробей.

А теперь среди следующих дробей найдите равные.

2 

3 

0,24

3,076

 

1

 

0,024

3,76

III. « Контролёр». Самостоятельная работа.

Учитель: Ребята, к нам пришли контролёры (учителя, родители или старшеклассники). Они хотят проверить, действительно ли вы знаете много о дробях. Выполните, пожалуйста, задание на карточках и передайте им.

1.Подчеркни верную запись числа:

Две целых сорок четыре сотых; ( 2.044; 20,44; 2.44 )

Ноль целых двенадцать тысячных; ( 0,12; 0,012; 12,0 )

2. Запиши в виде десятичной дроби:

 

 

 

8 

2

3. Поставьте знак < , > или = на месте звёздочки.

7,6 * 7,60

9,32 * 9,4

6,68 * 6,71

1,1 * 1,099

IV. «Остановка».

Выйдем из вагона и подвигаемся.

Физкультминутка.

V.Изучение нового материала.

Учитель: Вот мы с вами и прибыли в страну Десятичных дробей.

Первая остановка — станция Историческая. Здесь вы узнаете историю возникновения десятичных дробей. Презентация «Из истории возникновения десятичных дробей».

Вторая остановка — станция Любознательных. Здесь вы увидите, где используются десятичные дроби. Приложение 1. (Презентация «Для чего нужны дроби»).

Третья остановка — станция Учебная. Здесь вы научитесь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. Приложение 2. (Презентация «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»)

Четвёртая остановка — станция Загадочная. Здесь вы, работая в парах, сможете разгадать кроссворд проверить свои знания о десятичных дробях.

Приложение 3

VI.Обобщение.

В конце урока учащиеся под руководством учителя делают вывод о значении десятичных дробей. Учитель читает стихотворение Лившица «Три десятых»

«Это кто из портфеля швыряет в досаде
Ненавистный задачник, пенал и тетради?
И сует свой дневник, не краснея при этом,
Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин,
Жертва вечных придирок , - он снова провален.
И шипит, на растрепанный глядя задачник:
- Просто мне не везет! Просто я неудачник!.
В чем причина обиды его и досады?
Что ответ не сошелся лишь на три десятых!
Это сущий пустяк, и к нему, безусловно,
Придирается строгая Марья Петровна,
Три десятых… Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых… И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Если б, строя Ваш дом, тот, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчете-
Что б случилось, ты знаешь ли Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в груду развалин!.
Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы , Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя, большое несчастье.
Разнесло бы турбину на мелкие части.
Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека -
Станет ядом лекарство, убьет человека….
Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно
И скажи – не права ль была Марья Петровна?
Если честно подумаешь, Костя, об этом,
То не долго лежать дневнику под буфетом!
Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?.. «

VII. Подведение итогов работы над проектом. Выставление оценок за работу по проекту.

Рефлексия. Ребята, понравилось ли вам изучение новой темы в ходе работы над проектом и почему?