С десятичными дробями учащиеся 5 класса встречаются впервые. Они должны научиться оперировать с дробями так же хорошо, как с натуральными числами. Поэтому при изучении темы “Десятичные дроби” я использовала метод проектов.
На первом уроке вместе с учащимися мы обсудили основополагающий вопрос, выдвинули гипотезы, определили план работы над проектом, сроки подготовки проекта, характер итогового продукта (презентация, кроссворд), разбились на три группы по 5 человек для выполнения проекта. Были определены вопросы для самостоятельных исследований учащихся:
- Из истории возникновения десятичных дробей.
- Дроби вокруг нас.
- Как сложить и вычесть десятичные дроби?
На 2, 3, 4 уроках каждая группа отчитывалась о ходе работы по проекту.
Во внеурочное время группы осуществляли поисковую деятельность (работали в библиотеке и в сети Интернет, проводили опросы, анкетирование и т.д.), отвечали на поставленные вопросы, оформляли результаты (сообщения, презентации, кроссворд). При этом каждая группа самостоятельно планировала свою деятельность, в отведенное для консультаций время докладывала о результатах своего труда, набирала тексты на компьютере. Учитель консультирует, координирует и корректирует, просматривает материалы учащихся.
5 урок – заключительный урок по проекту.
Его конспект я и представляю вашему вниманию.
Раздел программы: Десятичные дроби.
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Количество часов на данную тему: 5 часов.
Время проведения: первый урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Технология: метод проектов.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: путешествие «Математический поезд в страну Дроби»).
Цели.
Образовательные:
- Повторить материал о десятичных дробях (чтение, запись, сравнение)
- Познакомить учащихся с алгоритмом сложения и вычитания десятичных дробей.
Развивающие:
- Развивать творческих способностей учащихся ( наблюдательность, память, мышление);
- Развивать монологическую речь;
Воспитательные:
- развивать коммуникативные способности;
- развивать самостоятельность
Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, записи на доске, карточки с кроссвордом, сигнальные карточки.
Ход урока
I.. Организационный момент. Сообщение цели урока.
Учитель: В начальной школе вы начали путешествие в удивительный мир чисел и познакомились с натуральными числами и обыкновенными дробями. На этой неделе мы с вами работали над проектом «Что за чудо эти дроби?». Я предлагаю вам продолжить это путешествие и заглянуть в страну десятичных дробей.
II. Устные упражнения.
1. «Покупаем билеты». Проверка знания правил и определений.
Чтобы купить билет, группа должна ответить на вопросы, записанные на билете.
1-й - Какие вы знаете дроби? Какие дроби называются правильными?
2-й - Какие дроби называются неправильными? Как выделить из неправильной дроби целую часть?
3-й - Какие дроби можно записать десятичными? Изменится ли десятичная дробь, если в конце её приписать один или несколько нулей?
Учитель: Итак, поезд отправляется. Счастливого пути!
2. «Не скучай». Работа с сигнальными карточками.
Учитель: Чтобы во время поездки нам было не скучно, давайте поиграем. Я буду вам задавать вопрос, а вы показывать ответ с помощью сигнальных карточек.
На доске написаны дроби под номерами.
1 |
|
|
|
|
Задания:
- Показать номера правильных дробей.
- Показать номера неправильных дробей.
- Показать номера дробей, больших 1.
- Показать номера дробей, меньших 1
- Какая дробь равна 1?
- Какие дроби можно записать десятичными?
- Выделите целую часть неправильных дробей.
А теперь среди следующих дробей найдите равные.
2
3
0,24
3,076
1
0,024
3,76
III. « Контролёр». Самостоятельная работа.
Учитель: Ребята, к нам пришли контролёры (учителя, родители или старшеклассники). Они хотят проверить, действительно ли вы знаете много о дробях. Выполните, пожалуйста, задание на карточках и передайте им.
1.Подчеркни верную запись числа: Две целых сорок четыре сотых; ( 2.044; 20,44; 2.44 ) Ноль целых двенадцать тысячных; ( 0,12; 0,012; 12,0 ) 2. Запиши в виде десятичной дроби:
8 2 3. Поставьте знак < , > или = на месте звёздочки. 7,6 * 7,60 9,32 * 9,4 6,68 * 6,71 1,1 * 1,099 |
IV. «Остановка».
Выйдем из вагона и подвигаемся.
Физкультминутка.
V.Изучение нового материала.
Учитель: Вот мы с вами и прибыли в страну Десятичных дробей.
Первая остановка — станция Историческая. Здесь вы узнаете историю возникновения десятичных дробей. Презентация «Из истории возникновения десятичных дробей».
Вторая остановка — станция Любознательных. Здесь вы увидите, где используются десятичные дроби. Приложение 1. (Презентация «Для чего нужны дроби»).
Третья остановка — станция Учебная. Здесь вы научитесь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. Приложение 2. (Презентация «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»)
Четвёртая остановка — станция Загадочная. Здесь вы, работая в парах, сможете разгадать кроссворд проверить свои знания о десятичных дробях.
VI.Обобщение.
В конце урока учащиеся под руководством учителя делают вывод о значении десятичных дробей. Учитель читает стихотворение Лившица «Три десятых»
«Это кто из портфеля швыряет в досаде
Ненавистный задачник, пенал и тетради?
И сует свой дневник, не краснея при этом,
Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин,
Жертва вечных придирок , - он снова провален.
И шипит, на растрепанный глядя задачник:
- Просто мне не везет! Просто я неудачник!.
В чем причина обиды его и досады?
Что ответ не сошелся лишь на три десятых!
Это сущий пустяк, и к нему, безусловно,
Придирается строгая Марья Петровна,
Три десятых… Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых… И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Если б, строя Ваш дом, тот, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчете-
Что б случилось, ты знаешь ли Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в груду развалин!.
Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы , Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя, большое несчастье.
Разнесло бы турбину на мелкие части.
Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека -
Станет ядом лекарство, убьет человека….
Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно
И скажи – не права ль была Марья Петровна?
Если честно подумаешь, Костя, об этом,
То не долго лежать дневнику под буфетом!
Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?.. «
VII. Подведение итогов работы над проектом. Выставление оценок за работу по проекту.
Рефлексия. Ребята, понравилось ли вам изучение новой темы в ходе работы над проектом и почему?