Введение
«Система работы учителя представляет собой
целесообразно спроектированную совокупность взаимосвязанных
и главных взаимообусловленных компонентов труда учителя,
представляющих собой целостное образование».
Ю. Конаржевский.
С самого раннего возраста человек начинает познавать окружающий мир. В школьные годы, неосознанное любопытство постепенно перерастает в осознанное желание познать законы, которые управляют природой. « Любопытство сродно человеку и просвещённому, и дикому», - утверждал выдающийся русский историк и писатель Н.М.Карамзин. Школьный курс физики позволяет ответить на многие вопросы о окружающем мире. И здесь , с самого начала , очень важна роль учителя в организации работы с учениками, как на уроке, так и во внеклассной деятельности. А.В. Сухомлинский говорил, что учитель « не только открывает учащимся окно в мир знаний, но и выражает сам себя».
Внеклассная работа заставляет и учителя и учащихся находиться в условиях поиска ответа на поставленные вопросы. И главным здесь для учителя является поиск информации, которая будет вызывать интерес у учащихся. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия , предметы или явления представляются ему важными, значимыми, тогда он с увлечением ими занимается, старается глубоко изучить. При этом ученик имеет право на ошибку, на собственное мнение, отличное от мнения учителя, открыто демонстрирует свои способности. Несогласие ученика с учителем нельзя рассматривать как сопротивление, которое обязательно надо сломить. Б. Паскаль утверждал, что «опираться можно только на то, что сопротивляется»[1]. Именно в этом случае можно говорить об общении как об обмене не только знаниями, но и мыслями, чувствами. В такой атмосфере растёт и сам учитель. Очень важно на начальном этапе внеурочной деятельности показать учащимся радость творчества, научить преодолевать трудные моменты в работе, распределять задания так, чтобы они были по силам каждому. Природа одаряет человека талантами. Учителю важно суметь раскрыть эти таланты.
За годы работы в школе смогла убедиться в том, что внеклассная работа по физике очень помогает развитию способностей к учению, рождает положительные эмоции и чувство удовлетворения от сделанной работы, а значит знания даже самых слабоуспевающих учащихся становятся лучше. Внеклассная работа по физике обучает умению доказывать и опровергать, умению сравнивать и анализировать, строить аналогии, обобщать и систематизировать. Овладение этими методами и означает умение мыслить творчески. Такая деятельность учащихся подготавливает их к исследовательской работе в старших классах.
Цель этого пособия состоит в том, чтобы показать формы и методы в организации внеклассной работы по физике с учащимися 7 – 9 классов.
Известно одно изречение выдающегося философа древности Плутарха, смысл которого заключается в следующем: Рабочие везут тачки с камнями. К ним подошёл человек и задал один и тот же вопрос: “Чем ты занимаешься?” Ответ первого был таков: “Везу эту проклятую тачку”. По-иному ответил второй: “Зарабатываю себе на хлеб”. Третий воодушевлённо провозгласил: “Строю прекрасный храм”. Они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и делали её по – разному.[6]
Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьника «строить прекрасный храм знаний». Познакомившись с опытом моей работы, вы узнаете, что из этого получилось. Очень надеюсь, что результаты моей работы помогут начинающим учителям физики, руководителям кружков.
2. Организация внеклассной работы учащихся.
2.1. Формирование познавательного интереса к физике в 7 классе.
Изучение курса физики в школе начинается с 7 класса. С первых уроков на ученика обрушивается огромное количество новой незнакомой информации, новых понятий, терминов, таких как «физические явления», «физическое тело», «материя», «погрешность измерения», «цена деления прибора» и т.д. Для осмысления новых понятий требуется время, а его просто нет, так как учитель ограничен рамками учебного плана. Чтобы помочь каждому обучающемуся лучше разобраться в изучаемом материале, я предлагаю школьникам изготовить словарь физических терминов. Сделать его очень просто: разрезать пополам тетрадь (18 листов) в клетку. Записи в словаре можно делать в виде таблицы, образец которой показан на рисунке 1.
№ | Физический термин |
Значение термина |
1. |
Физические явления |
Любые изменения в окружающем мире( тает снег, идёт дождь, падает лист с дерева и т. д.) |
2. |
Материя |
Это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания(небесные тела, растения, животные и др.) |
Рис. 1
Разрешаю детям красочно оформить словари рисунками, наклейками, поместить изречения великих учёных-физиков о физике, явлениях природы, открытиях в науке. Такая работа в значительной мере усиливает интерес ученика к изучению физики, развивает желание больше прочитать, больше узнать за рамками учебника. Жизнь требует большего. Ученик должен научиться систематически добывать знания. Поэтому постепенно школьники переходят полностью на самостоятельную работу со словарём. Контроль знания терминов провожу в форме физического диктанта 1 раз в четверть.
Любознательность и познавательный интерес ученика 7 класса развивается также при изготовлении самодельных физических приборов своими руками. Например, при изучении темы «Сообщающиеся сосуды», предлагаю учащимся изготовить модель фонтана из любых подручных средств. Фантазии детей безграничны. По истечении срока, отведённого на изготовление поделки (1-2 недели), прямо на уроке, предлагаю выступить каждому ученику и рассказать о работе фонтана, а также показать как действует модель. Потом с ребятами отбираем лучшие поделки для выставки при проведении предметной недели физики (рис.2).В работе с изготовлением самодельных приборов реализовать себя может каждый ученик, и слабоуспевающий, и сильный. Мною замечено, что подобная работа школьников обязательно способствует интеллектуальному развитию и улучшению качества знаний по предмету.
Очень важно с начала изучения курса физики формировать у учащихся первичные представления о научной картине мира. Обучение необходимо организовывать так, чтобы ребёнок понимал и принимал цели, которые поставил учитель. Для этого необходимо разнообразить формы и методы работы с детьми. При обобщении знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» предлагаю школьникам сочинить физическую сказку про молекулу, а также красочно оформить своё повествование. Такая творческая работа очень нравится детям, способствует развитию мышления и творчества. Каждый старается с помощью сказочных персонажей показать фактические знания по изученной ранее теме (см. в приложении).
2.2. Методы внеклассной работы с учащимися 8 класса.
Формирование мировоззрения и творческих способностей учащихся продолжается в 8 классе. Давно обратила внимание на то, что ребята любят решать необычные нестандартные задания по физике. Решила предложить такие задания сочинить самим. Вот что из этого получилось. При изучении темы «Электрические явления» школьники с увлечением придумывали истории, делали «открытия», учились наблюдать, размышлять. Так родилась идея организации и проведения игровой формы урока-суда над явлением электризации. Готовились к уроку 2 недели. Выбрали главного судью, прокурора- обвинителя, защитника, свидетелей со стороны обвинения и защиты. Подготовили разнообразный физический эксперимент. Результаты превзошли все ожидания: блестящие и аргументированные ответы были у всех учащихся в том числе и у слабоуспевающих. В проведённой после этого урока контрольной работе неудовлетворительных оценок не было, а 75% учащихся показали отличные и хорошие знания!
Для обобщения и систематизации знаний предлагаю учащимся в дни зимних каникул участие в работе творческой мастерской юных физиков «Самоделкины», причем виды деятельности школьники выбирают сами. Это и изготовление самодельных приборов, и написание реферата по заранее предложенной тематике, и сочинение рассказов про открытия в науке и , конечно, сказочные сюжеты про изученные физические явления (см. в приложении).
В первые дни после каникул вместе с ребятами провожу презентацию выполненных работ, при этом лучшие работы поощряю отличной оценкой и, в дальнейшем, эти работы обязательно участвуют в школьной выставке во время проведения предметной недели (рис.3).
Применение учителем во внеурочной деятельности дидактических игр придаёт особую привлекательность процессу изучения физики. То, что на уроках ученику казалось трудным, на внеклассных занятиях, во время игры, прекрасно усваивается. При этом сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую надо преодолеть, а затем – радость открытия, ощущение победы от найденного решения. В 8 классе одной из эффективных разновидностей дидактической игры является решение или составление кроссвордов. Это заставляет ученика неоднократно обращаться к учебнику, выделять наиболее важные физические термины, отражающие физические явления, понятия, величины, имена учёных - физиков, назначения и названия физических приборов. Чтобы чётко выделить и сформулировать признаки физических понятий и явлений, учащиеся выполняют значительную творческую работу. При такой работе очень помогает словарь физических терминов, работа над которым идёт с 7 класса. Несложный кроссворд или его фрагмент может служить пропуском на физический вечер или КВН на предметной неделе(см. в приложении).
Учитывая современную направленность обучения с использованием компьютерных технологий, стала использовать во внеурочной деятельности презентации, которые школьники 8 классов с удовольствием делают на компьютере по различным темам . Время, отводимое на презентацию ограничиваю до 2 -3 минут , в результате удаётся увидеть, на большом экране с использованием проектора, работы всего класса. Обычно такой урок провожу при завершении изучения большой темы. Удовлетворение от данной работы учащиеся получают огромное, очень стараются показать свой труд как можно лучше, следовательно, знания также становятся качественнее. Кроме того данный вид деятельности рождает мощный эмоциональный подъём и желание учиться ещё лучше! (презентации представлены в приложении)
2.3. Презентация творческих работ в 9 классе как этап подготовки к исследовательской работе в старших классах.
В 9 классе завершается формирование первоначальных представлений о физической картине мира. Поэтому подход к изучению курса физики становится иным. В цели каждого урока должен быть сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремиться учитель и ученики. В качестве развивающего аспекта триединой цели урока ставится задача учить учащихся мыслить. На уровне 9 класса это означает учить школьника анализировать, сравнивать, строить аналогии, доказывать и опровергать, обобщать и систематизировать. Чтобы овладеть этими методами , особую значимость приобретает творческий подход к внеклассной деятельности ученика. На первый план здесь выходит участие каждого школьника в проектной работе по физике. Работать над проектом может и группа учащихся, и, индивидуально ,отдельные ученики. Темы проектов разрабатываю вместе с детьми, учитывая их интерес к различным направлениям в науке. За 2 последних года учащиеся выполняли школьные проекты по следующей тематике: «Влияние излучения сотовых телефонов на организм человека», «Влияние обуви на опорно – двигательный аппарат человека», «Влияние шума на эмоциональное состояние человека», «Необыкновенная жизнь обыкновенной капли» (см. в приложении).Завершением работы над проектом является его защита в виде презентации в конце полугодия, во время проведения школьного Дня Науки. Значение такой работы велико, так как школьники при этом приобретают необходимые им надпредметные навыки исследовательской деятельности, учатся ставить и решать проблемы, доказывать и опровергать. В ходе работы с учащимися растёт и сам учитель, так как он постоянно анализирует свои шаги.(рис.4)
Для того чтобы лучше понять зачем нужен этот анализ, приведу пример. Одна серьёзная зарубежная фирма построила новый мощный электродвигатель и при его запуске потерпела фиаско. Двигатель никак не хотел работать, и все попытки специалистов самой фирмы и приглашённых инженеров оказались бесплодными, несмотря на большое, в 10000 марок вознаграждение, обещанное тому, кто сумеет найти неисправность. Следующим шагом фирмы было приглашение П.Л. Капицы для диагностики двигателя и нахождение возможной неисправности его. Пётр Леонидович долго и тщательно осматривал двигатель, затем взял молоток, ударил по одному из подшипников, и двигатель заработал. Фирме стало очень жаль выплачивать за такое простое (как им казалось ) действие по запуску двигателя, и они предложили П.Л. Капице составить финансовый отчёт о проделанной работе. Этот отчёт, составленный П.Л.Капицей, выглядел следующим образом: «Удар молотком по подшипнику – 1 марка. За то, что знал, где ударить – 9999 марок».[6] Таким образом эта поучительная история помогает понять для чего учитель должен делать анализ своей деятельности. Так он может понять «где ударить» и «почему ударить нужно именно здесь». Анализ даёт возможность решать вопросы повышения профессионального мастерства учителя, его взаимоотношений с детьми.
2.4. Развитие творческих способностей учащихся при организации работы астрономического кружка «Тайны Вселенной».
Особое место во внеклассной работе с учащимися занимает организация работы астрономического кружка. В нашей школе астрономия как отдельный предмет не изучается уже ряд лет. А интерес к этой науке у школьников постоянно растёт. В нашем городе есть планетарий, которому в 2010 году исполнилось 50 лет. С коллективом планетария у нашей школы тесные творческие отношения. Учащиеся регулярно слушают лекции, ведут наблюдения за звёздным небом, изучают созвездия, учатся работать с картой звёздного неба, определять координаты наиболее ярких звёзд. Затем дети участвуют в школьной олимпиаде по астрономии. Победители школьного тура успешно выступают в городской олимпиаде и работе научно-практической конференции, посвящённой Международному Дню авиации и космонавтики (Рис.5).
К перечисленным выше мероприятиям нужно готовиться, а это значит изучать азы астрономии, используя энциклопедии, различную специальную литературу, интернет. Поэтому, начиная с 7 класса, по желанию, школьники посещают руководимый мною астрономический кружок «Тайны Вселенной». Мои многолетние наблюдения показывают, что учащиеся, которые занимаются в кружке и принимают участие в олимпиадах и конференциях по астрономии, значительно лучше начинают учиться по физике, больше читают научно – популярной литературы , а значит потенциал творческого познания законов природы постоянно растёт!
В преддверии большого события, 50 – летия полёта первого человека Земли, Юрия Алексеевича Гагарина, в космическое пространство, в апреле 2011 года, Департаментом образования Кемеровской области, в ноябре 2010 года, был объявлен творческий конкурс «Космос – воплощение моей мечты!». Категории конкурса были разные: а)написать стихотворение; б)сочинить рассказ или историю; в)нарисовать рисунок; г)сделать подарок (сувенир космонавту). Ученики нашей школы приняли самое активное участие в конкурсе в разных категориях (92 участника). Лучшие работы представлены в Приложении.
3. Заключение
Физика, как учебный предмет, в 7- 9 классе формирует первичные представления о современной картине мира. Внеклассная работа по предмету помогает в значительной мере поднять уровень образованности учащихся на высокую ступень качества, обучает научному методу познания и умению работать радостно и творчески. [2]
Творчество и познание каждого ученика индивидуально. Внеклассная работа по физике способствует индивидуализации обучения, развивает способности к наблюдению и анализу явлений, обучает умению делать выводы, расширяет представления ученика о явлениях природы и законах, которые их могут объяснить.
Реформа образования привела к печальным последствиям: сокращению количества часов на изучение физики. Это, на мой взгляд, необоснованно, так как кроме физики ни один другой предмет не даёт такого ясного понимания процесса познания природы и общества.
«Если нация хочет застраховать себя от потери самых сенсационных открытий, она должна обеспечить поддержку научным направлениям, которые находятся на переднем крае познания, даже если они кажутся бесполезными»,- утверждал Ч.Таунс. Учёными не рождаются, ими становятся постепенно, и обучение этому начинается в школьные годы через творческий поиск собственных « открытий», даже если они уже кем-то были совершены.[2]
Организация внеклассной работы помогает мне вернуть не только потерянные часы, но и любовь к предмету. И может быть такая моя работа поможет появлению в России новых Ломоносовых и Циолковских, Курчатовых и Менделеевых, что , в конце концов позволит вернуть утерянный сегодня престиж Российского образования!
Список литературы:
- Разумовский В.Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучения/В.Г.Разумовский, В.В.Майер.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.
- Ковтунович М.Г. домашний эксперимент по физике: пособие для учителя/М.Г.Ковтунович.М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.
- Покровский С.Ф. Наблюдай и исследуй сам. – М., 1966.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., 1983.
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 1988.
- Кропотова Л.А. Проектирование и анализ современного урока – Учебно- методическое издание. – Новокузнецк: Изд.ИПК, 2001.
- Физика в кроссвордах. Дидактические материалы. Авторы-составители М.Г.Токмашев, И.И.Тимченко – Новокузнецк: Изд.ИПК, 1997.