Цель: Обучить составлению алгоритмов (линейных и циклических) для управления учебным исполнителем ЧЕРЕПАХА.
Задачи:
- Образовательная: проверить качество усвоения учебного материала по теме «Алгоритмы», систематизировать представление об исполнителях, сформировать общие представления о функциях, выполняемых человеком, компьютером и исполнителем алгоритмов, познакомить с понятием СКИ (система команд исполнителя), среда исполнителя, систематизировать и расширить знания учащихся о формах записи алгоритмов, познакомить с понятием блок-схема и типы алгоритмов.
- Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания учащихся, умения систематизировать знания, применять полученные знания на практике, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний.
- Воспитательная: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе, воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке.
Оборудование: компьютеры, проектор, программно-методическое обеспечение – видеоурок Тарасова Д.(фрагмент – исполнители, http://www.videouroki.net/), видеоурок «Исполнитель «Черепаха»»,учебная программа исполнителей «Исполнители» (Все авторские права на программное обеспечение "Исполнители", принадлежат Константину Полякову http://kpolyakov.narod.ru) раздаточный материал: карточки с заданиями, команды и возможности исполнителя «Черепаха», примеры написания алгоритмов.
План урока:
- Организационный этап (1 мин.)
- Проверка домашнего задания и актуализация знаний и умений учащихся (3 мин.)
- Создание проблемной ситуации (1 мин.)
- Объяснение нового материала (10 мин.)
- Закрепление знаний, умений и навыков (5 мин.)
- Практическая работа и проверка практической работы (20 мин.)
- Подведение итогов занятия, выставление оценок (2мин.)
- Задание на дом (2 мин.)
Ход урока
1. Организационный этап
Объявление темы и целей урока.
2. Проверка усвоения учащимися темы «Алгоритмы».
Устный опрос:
На предыдущих занятиях вы познакомились с понятием алгоритма. Сейчас мы повторим ключевые понятия этой темы.
Учитель: Что такое логика?
Ученик: Древняя наука, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств.
Учитель: Что такое понятие?
Ученик: Это форма мышления, отражающая признаки отдельного объекта или класса.
Учитель: Что такое алгоритм?
Ученик: Алгоритм — понятное и точное предписание исполнителю совершить конечную упорядоченную последовательность действий, направленную на достижение результата.
Учитель: Какие свойства алгоритма вы знаете?
Ученик: Понятный, точный, конечный, упорядоченный, результативный.
3. Создание проблемной ситуации (1 мин.)
Учитель: А теперь познакомимся с понятием исполнитель и разберём возможности исполнителя «Черепаха».
4. Объяснение нового материала
А) Показ фрагмента исполнители видеоурока Д.Тарасова (Урок 27. Алгоритм. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником сайт - videouroki.net). (Приложение № 1)
5. Закрепление пройденного материала.
Исполнитель – это человек, группа людей, животное или техническое устройство, которые выполняют заданный алгоритм действий (т.е. это объект, который способен понимать и исполнять команды).
Команды, которые может выполнить конкретный исполнитель, называют система команд исполнителя (СКИ)
Среда исполнителя — «место обитания» исполнителя (т.е. это многообразие условий, при которых становятся выполнимыми все известные исполнителю команды).
6. Практическая работа и проверка практической работы.
Инструктаж для выполнения практической работы. Показ видеоурока «Исполнитель «Черепаха»». (Приложение № 2)
Раздаточный материал:
- примеры написания алгоритмов (приложение № 3);
- карточки задания (приложение № 4). Карточка – задание состоит из 4 – х заданий, 2 задания для выполнения в классе, 3,4 задание для домашней работы;
- команды и возможности исполнителя «Черепаха» (Приложение № 5)
7. Подведение итогов урока, выставление оценок.
8. Задание на дом