Цели и задачи:
- Развитие навыков отношений детей с окружающим миром, безопасного движения на улицах города.
- Развитие умений предвидеть опасную ситуацию.
- Повторить правила дорожного движения.
- Дальнейшее изучение элементов улиц, дорог, перекрестков.
- Развитие разговорной речи, умение выражать свои мысли. Развитие эмоциональной отзывчивости, наблюдательности и образности мышления
- Развитие изобразительных и коллективных навыков в передаче собственного восприятия мира по памяти и представлению
- Развитие практических навыков работы гуашью и акварелью
- Развитие эстетического восприятия, освоение мира, творческий фантазии и бережного отношения к окружающему миру
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока. Стадия вызова.
- Повторение. Коллективная работа.
- Практическая часть.
- Закрепление.
- Завершение урока.
- Итог.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Быстренько проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Тут затеи и рассказы,
И рисунки, и плакаты,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
2. Сообщение темы и цели урока. Стадия вызова
Учитель: Здравствуйте дорогие ребята!
Сегодня мы с вами проведем интересный урок, на котором повторим правила ПДД, почитаем стихи, посмотрим выступление агитбригады, выполним коллективную работу на доске, а также нарисуем много замечательных рисунков, о которых вы расскажите нам в конце урока.
Итак, тема нашего урока:
“Улицы и перекрестки”
Ребята, вы каждый день ходите по улицам нашего прекрасного города. Вы видите, как меняется город, его улицы, перекрестки. Они обновляются, становятся краше. Но вместе с городом растет и необходимость помнить и соблюдать ПДД.
Об этом мы послушаем выступление агитбригады. Она поможет вам соблюдать ПДД, а я покажу вам, как это делается.
Выступление агитбригады класса
Мы команда – высший класс,
Полюбуйтесь вы на нас
Ребята мы – обычные,
Внешности приличные.
Мы везде всё успеваем,
О ПДД не забываем.
Хороша Уфа-столица.
Миллион людей живет,
И на улицах толпится
Целый день спешит народ.
На улицах уфимских порядок и простор,
Ведь здесь всегда командует
Все:
Свет Сигналыч Светофор.
Я и вежливый и строгий,
Я известен на весь мир
Я на улице широкой
Самый главный командир.
У меня девиз такой:
Все: Нужно, чтобы все ребята стали дружными со мной.
Члены штаба с увлеченьем
Выполняют порученье.
Мы дежурим возле школы,
За порядком мы следим.
Первоклашкам знак даём,
Чтоб они гурьбой веселой
Не попали в переплёт.
Не шныряли без разбор
За опасную черту…
Мы сегодня СВЕТОФОРУ
Помогаем на посту,
Город, в котором мы с тобой живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Песня “Светофор”
Красный свет – твой первый друг,
Деловито строгий,
Если он зажжется вдруг-
Нет пути-дороги
Жёлтый свет – твой друг второй,
Дает совет толковый:
Стой! Внимание утрой!
Жди сигналов новых!
Третий друг – зеленый свет
Со своим советом:
Проходи – угрозы нет!
Я порукой в этом.
Все:
Азбукой улиц, проспектов, дорог.
Город дает нам всё время урок.
Вот она азбука над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобой беда
Учитель: Молодцы, ребята! Вы замечательно справились.
3. Повторение. Коллективная работа.
а) – Сегодня, ребята, я принесла на занятие много интересных рисунков и картинок.
Посмотрите, что на них изображено?
Дети отвечают:
– (Улицы города, движущийся на низ транспорт, пешеходы, идущие по тротуарам, переходящие улицу)
– Здесь улицы города.
Мы с вами живем в очень большом, огромном, красивом городе. В нем проживает много людей, по улицам ездит много машин, в нем постоянно происходят какие-то интересные события. Для того, чтобы в большом городе люди и машины не мешали друг другу, придуманы специальные правила. Они называются правилами дорожного движения. О них мы сегодня и поговорим.
Как мы участвуем в дорожном движении?
Ответы детей.
– Мы можем идти по улице (пешеходы), переходить через проезжую часть.
– Еще мы можем ехать на автобусе, троллейбусе, трамвае – значит, мы пассажиры транспорта
– Еще вы можете ехать на велосипеде, самокате – значит, вы водители детских транспортных средств
Получается, что мы должны знать правила пешеходов, пассажиров и водителей.
Давайте попробуем изобразить улицу, которая была бы удобна для всех – и для пешеходов, и для транспорта. Кто попробует? (Пригласить 2-х детей к доске)
Дети рисуют на доске.
– Где по улице движется транспорт? (По проезжей части)
– Какой должна быть проезжая часть, чтобы на ней хватило места и легковым машинам, и грузовикам с троллейбусами (Просторной)
– как показать, что транспорт может двигаться в разных направлениях? (Двойная сплошная линия в середине, аппликация)
– Кто сделает тротуар на нашей улице? (Рисуют)
– Мы все забыли про дома, в которых живут все наши пешеходы и водители.
Давайте их изобразим. А за жомами будут детские площадки, скверы для прогулок взрослых и детей.
Чего еще не хватает на нашей улице? Между дорогой и домами мы обязательно посадим деревья.
Как вы думаете зачем? (Чтобы неприятный, загрязненный воздух л проезжей части как можно меньше попадал в наши дома. Деревья очищают воздух. Деревья и клумбы с цветами нужны нам во все дворах и в скверах)
(Дети по желанию могут изобразить детсад, школу, парк, пруд)
Наша улица готова. Начала пройдемся по ней пешком, и будем пешеходами.
Некоторые правила для пешеходов вы уже знаете. Например, я уверена, вы знаете правила пешеходов проезжей части:
– без взрослых на дорогу выходить нельзя; ходить держась за руку;
– ходить спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;
– переходить на зеленый свет;
– проезжая часть только для машин.
(Поставить все необходимые знаки. Дети расставляют знаки).
Самым главным при переходе улицы является хороший обзор: ребенок должен видеть всю улицу, и водители транспорта должны хорошо видеть ребенка.
б). А теперь (учитель показывает рисунок велосипедиста) представили – вы решили покататься на велосипеде или самокате. Рассмотрим, где же на нашей улице вы сможете покататься?
– На проезжей части? (Пока вам не исполнится 14 лет)
– На тротуаре? (Нет, вы можете помешать пешеходам или можете упасть на проезжую часть)
Где можно покататься?
Во дворе, в парке, на специальных площадках.
А чтобы вам случайно не помешали машины, мы повесим для водителей специальные знаки.
Какие можно поставить знаки?
- Въезд запрещен
- Осторожно дети
- Движение автотранспорта запрещено
Мальчик в костюме светофора выходит и читает стих:
Разодетый в плащ-палатку,
В серый лаковый мундир,
Строго смотрит за порядком
Перекрестка командир.
И огни на нем горят,
Словно пуговицы вряд.
Стоп машина. Стоп, мотор.
Тормозни скорей, шофёр!
Красный глаз – гляди в упор-
Я ведь строгий светофор.
Красный…
Желтый…
И зеленый.
Он на службе с давних пор.
Друг мальчишек, друг девчонок-
Все: СВЕТ СИГНАЛЫЧ СВЕТОФОР!
Дети выходят к доске и устанавливают знаки.
А на проезжей части вот этот знак (изображение на белом фоне, обведенное красным кругом. Знак называется “ движение на велосипеде запрещено”)
Ну, теперь мы полностью закончили наш рисунок. Я убедилась, что вы хорошо знаете правила дорожного движения. Теперь самое главное, что вы применяли их всегда.
в) – Ребята, посмотрит на эти рисунки (висят рисунки двух дорог).
I – улицы с транспортом;
II – перекрестки).
– Чем они отличаются? (Дети отвечают. Перекресток – пересечение двух дорог)
Кто выйдет к доске и нарисует, какие бывают перекрестки.
Что должно быть обязательно на перекрестке?
а) светофор или регулировщик;
б) зебры.
Нарисуйте.
4. Практическая часть
А теперь, ребята, перейдем к рисованию.
У вас на картах – рисунки, где изображены дома, вы должны закончить эти рисунки – дорисуйте улицы, перекрестки, транспорт.
И обязательно поставьте знаки, которые вы знаете, светофор, вообще все, что должно быть на улицах города, но знаки пока не ставьте, о них мы поговорим чуть позже.
5. Закрепление теоретических знаний
Учитель: Пока остальные дети рисуют, вспомним дорожные знаки.
Учитель читает стих о знаке. Дети называют № знака и его название.
– Молодцы, ребята! Мы видим, что вы хорошо знаете дорожные знаки, а значит, можете легко читать дорожную азбуку. Но какого цвета бывают дорожные знаки и как они подразделяются?
Ответы детей:
1) Красные – формы – предупреждающие об опасности (ж.д. проезд)
2) Красные – формы – запрещающие знаки (например “Движение пешеходов запрещено)
3) Синие – формы – предписывающие знаки (велосипед на синем фоне – “Велосипедная дорожка”)
4) Синие прямоугольные формы – информационные знаки(“Пешеходный переход”)
6. Завершение урока
Учитель: А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось. (Дети выходят к доске и показывают свои рисунки, комментируя применение ПДД знаков. Затем показывают примененные знаки на наглядном примере)
Ребята, я убедилась в том, что вы знаете ПДД и умеете прекрасно рисовать. А умеете ли вы разгадывать загадки? (Загадки)
7. Итог
Учитель: Сегодня мы с вами поговорили о ПДД в стихах, загадках, плакатах, рисунках. Но самое главное, чтобы вы запомнили их на всю жизнь и соблюдали везде, где бы вы ни были – на улицах, перекрестках, в больших и малых городах.
Спасибо за активную работу. Удачи вам. До свидания.