Цели:
Образовательные:
а) Дифференциация звуков [А], [У] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи.
в) Закрепления навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционные:
а) Развитие просодических компонентов речи. Развитие модуляции силы голоса.
в) Развитие навыков звукового анализа, умения определять и выделять первый звук в слове.
г) Развитие лексико-грамматического строя речи, согласования слов в предложении о субъектно-объектных отношений.
д) Развитие способность составлять предложения с использованием зрительной опоры.
е) Развитие связной речи, способности восстанавливать стихотворный текст с опорой на рисуночный план.
ё) Обогащение пассивного словаря.
Развивающие:
а) Развитие произвольного внимания, переключаемости и концентрации внимания.
в) Развитие мышления, способности устанавливать логические связи.
г) Развитие слухового внимания.
д) Развитие крупной и мелкой моторики.
Оборудование и ТСО:
- предметные картинки;
- сюжетные картинки;
- символы звуков;
- конверты для игры «Почтальон»;
- цветные полоски;
- картиночный план;
- кассета «Звуки леса»;
- кассета «Азбука-потешка»;
- магнитофон.
Лексический материал: Апельсин, абрикос, учебник, утюг, утка, автобус, арбуз, ананас, аккордеон, утята, аист, улитка, аквариум, Антон, удочка, Аня, улица, уж, асфальт.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Инструкция: Закройте глаза и прислушайтесь. Мы слышим голоса птиц, шум ветра, шелест листьев, журчание ручья. Куда мы попали? (В лес). Откройте глаза. Ребята мы заблудились. Будем искать дорогу домой.
II. Сообщение темы.
Сравнительная характеристика звуков [А],[У] по артикуляционным и акустическим признакам.
Инструкция:
Вот ползёт улитка. Давайте попросим улитку нам помочь. Как сказать ласково? (Улиточка помоги пожалуйста.) Улиточка нам поможет, если мы выполним все её задания. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук [У]). Посмотрите в зеркало и произнесите звук [У]. Горлышко гудит, воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [У] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на маленький круг. Звук [У] можно петь, тянуть, его легко говорить.
Смотрите, к нам летит аистёнок. Попросите его помочь нам найти дорогу домой. (Аистёнок помоги нам пожалуйста.) Он согласен. Какой первый звук в слове «аист»? (Звук [А]). Посмотрите в зеркало и произнесите звук [А]. Горлышко гудит. Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [А] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на большой круг. Возьмите на столе большой красный круг. Звук [А] можно петь, тянуть, его легко говорить. Чем похожи эти звуки? (Их можно петь, тянуть, они гласные.) Чем отличаются эти звуки? (А-воротца большие, У-воротца маленькие.) Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [А], [У]. А аистёнок и улиточка будут задавать нам задания и давать подсказки, как же добраться до дома.
III. Дифференциация звуков [А], [У] изолированно.
Развитие слухового внимания.
1. Игра «Какой звук [А]».
Инструкция: Слушайте внимательно. Вместе с аистёнком произносите звук [А] по разному.
Со мною вместе пойте, -А!
Пошире рот откройте, -А!
Споём мы высоко, -А!
Теперь протянем низко, -А!
Как будто далеко, -А…
А теперь близко, -А…
Шепнём слегка, -А…
И крикнем звонко, -А!
Тихонько, -А.
Так громко, -А!
Теперь мы будем знать,
Как «А» может звучать.
2. Игра «Подудим, погудим».
Инструкция: Слушайте внимательно. Вместе с улиточкой произносите звук [У].
Мы в дудочку дудим, -У…
Как поезд мы гудим, -У!
Вперёд потянем губки, -У.
И выдыхаем в трубку, -У…
3. Игра «Будь внимателен, не проспи, [А] и [У] не пропусти.»
Инструкция: Я буду называть разные звуки. Слушайте внимательно, когда услышите звук [А], поднимите большой красный кружочек. Когда услышите звук [У], поднимите маленький красный кружочек.
А-У-О-А-А-У-И-У-У-У-А-И-А.
Молодцы! Положите кружочки на край стола. Улиточка и аистёнок очень нами довольны и дают нам первую подсказку (красная полоска).
IV. Дифференциация звуков [А], [У] в слогах.
Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.
1. Игра «Слог поймай и измени, [А] на [У] перемени».
Инструкция: Аистёнок и улитка будут называть слоги со звуками [А], [У]. Если вы услышите слог со звуком [А], замените его на [У]. Если вы услышите слог со звуком [У], замените его на [А]. Например: «мА» нужно поменять на «мУ», а «рУ»-на «рА».
Слоги: му, ра, УК, па, ан, ну, ру, ма.
Правильно! Улиточка и аистёнок дают нам вторую подсказку (оранжевая полоска).
2. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.
Игра «Потерялись в лесу».
Инструкция:
- Вдруг мы уже близко от дома, давайте попробуем кого-нибудь позвать: «Ау!Ау!». Все вместе «Ау!Ау!». Какой первый звук мы произносили? (Звук [А]).Какой звук был после звука [А]? (Звук [У]) Выложите кружочки в правильной последовательности. Сначало звук [А]-(большой красный кружочек), потом звук [У]-(маленький красный кружочек). Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось.
- Послушайте, в далеке кто-то плачет «Уа!». Это потерялся малыш. Какой первый звук мы услышали? (Звук [У]). Какой звук был после звука [У]? (Звук [А]). Выложите кружочки в правильной последовательности. Сначало звук [У]- (маленький красный кружочек), потом звук [А]- (большой красный кружочек).
Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось. Малыш больше не плачет, его нашла мама. Улиточка и аистёнок дают нам третью подсказку (жёлтая полоска).
V. Дифференциация звуков [А],[У] в словах, выделение первого звука.
1. Игра «Посмотри и разложи».
Инструкция: Возьмите конверты, аккуратно достаньте картинки. Посмотрите внимательно и разложите картинки, названия которых начинается на [А], к большому красному кружку и картинки, названия которых начинается на [У], к маленькому красному кружку.
Картинки: Апельсин, абрикос, учебник, утюг, утка, автобус, арбуз, ананас, аккордеон, утята, аист, улитка, аквариум.
2.Игра «Почтальон».
Инструкция: Аистёнок и улитка решили отправить письма своим мамам. В конверт с большим красным кружком опустите картинки, названия которых начинаются на звук [А]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. В конверт с маленьким красным кружком опустите картинку, названия которых начинаются на звук [У]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. Улиточка и аистёнок дают нам четвёртую подсказку (зелёная полоска).
VI. Физминутка.
Инструкция:
Аист, аист длинноногий, - Дети попеременно топают ногами
Покажи скорей дорогу.
Топай правою ногой,
После левою ногой,
Снова правою ногой,
После левою ногой.
И тогда придёшь домой.
Уля, милая улитка, - Дети складывают руки в виде «улитки», высовывают «рожки»
Дом найти нам помоги-ка.
Высунь рожки покажись.
Помоги, не откажись.
VI. Дифференциация звуков [А],[У] в предложениях.
1. Игра «Исправь ошибку».
Инструкция: Аистёнок и улитка решили нас перехитрить и задать непростое задание. Послушайте внимательно. Аистёнок и улитка специально будут делать ошибки. Вам нужно их исправит и повторить правильно неправильное.
Антон ловит удочку рыбой.
Аня гладит утюг рубашкой.
Аквариум сидит а улитке.
Апельсин, ананас и абрикос-это овощи.
Улица едет по автобусу.
Папа Анатолий отрастил длинные уши.
Улиточка и аистёнок дают нам пятую подсказку (голубая полоска).
2. Игра «Посмотри и расскажи».
Инструкция: Перед вами лежит картинка. Посмотрите на неё внимательно и расскажите, что там произошло. Не забывайте про слова со звуками [А], [У].
Картинки: Рыбак удит рыбу. Утки летят на юг. Уж ползёт по тропинке. Автобус стоит на остановке. Рыбки плавают в аквариуме. Утка и утята плавают в пруду. Дети рисуют на асфальте. Улиточка и аистёнок дают нам шестую подсказку (синяя полоска).
VIII. Дифференциация звуков [А], [У] в связной речи.
1. Потешка «Аты-баты».
Инструкция: Послушайте потешку. Какой звук часто встречается в этой потешке? (Звук [А]). Давайте её споём.
Аты-баты, шли солдаты
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты самовар.
2. Потешка «Утки».
Инструкция: Послушайте потешку. Какие слова со звуком [У] вы услышали в этой потешке?
Давайте её споём.
Раз, два, три, четыре,
Утки жили на квартире.
Чай пили, чашки били,
«Ути-ути» говорили.
3. Стихотворение «Апельсин».
Инструкция: Жители леса собрались все вместе проводить нас домой. Посмотрите, кто пришёл с нами попрощаться? (волк, кабан, бельчата, ёж). Как можно назвать их ласково? Аистёнок и улитка приготовили последнее задание. Послушайте внимательно.
Мы дели апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа.
Эта долька для ужа.
Эта долька для бельчат.
Эта долька для утят.
Долечка для кабана.
А для волка кожура.
Смотрите внимательно на картинки и вспоминайте стихотворение. Вспомните, какие герои не нарисованы (утята, уж).
Молодцы! Улиточка и аистёнок дают нам последнюю седьмую подсказку (фиолетовая полоска).
IX. Итог.
Инструкция: Посмотрите внимательно, что у нас получилось? (радуга). Пойдёмте по осеннему лесу собирать листья, искать цвета радуги и они нас приведут к дому.
Красный – Какие звуки мы сегодня слушали и произносили? – Звук [А],[У]
Оранжевый – Как мы зовём друг друга в лесу? – Ау, ау…
Жёлтый – Как плачет маленький ребёнок?– Уа, уа…
Зелёный – Назовите слова со звуком [А].
Голубой – Назовите слова со звуком [У].
Синий – Кто нам помогал найти дорогу домой? – Аист,
Какой первый звук в этом слове? – Улитка
Фиолетовый – Вот наш дом. Давайте громко крикнем Ура!