Обучение – сложный процесс, как для детей, так и для взрослых – родителей и педагогов. И дело не в том, что кому-то учение дается легко, а кто-то испытывает те или иные трудности. Современная действительность ставит перед всеми участниками образовательного процесса совершенно новые задачи.
Изменилось понимание грамотности современного молодого человека. Сегодня быть грамотным – это иметь образование на уровне средней школы, уметь работать на компьютере, уметь общаться на родном и иностранном языках, уметь быстро и качественно работать с информацией (информационная грамотность), т. е. уметь прочитать, сделать заметки по тексту, изложить, написать ответный текст, который может иметь форму письма, справки, сообщения.
Всемирная Организация Здравоохранения включает показатель грамотности в 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации. Организация Объединенных Наций считает грамотность и продолжительность жизни одинаково важными характеристиками жизни народа. Десятилетие 2003 – 2013 объявлено ЮНЕСКО Десятилетием грамотности. Какое отношение имеет вышесказанное к нашим младшим школьникам? Да самое прямое. Грамотность начинается с умения читать. В настоящее время изменился подход к чтению, в том числе и к чтению младших школьников. Ежегодно проводится рубежный контроль знаний учащихся общеобразовательных школ по основным предметам. Читательские умения учащихся рассматриваются по 10 критериям. Первый: “Упорядочивание объектов по алфавиту и/или числовым параметрам (возрастанию или убыванию), упорядочивание информации, содержащейся в тексте, установление простейших закономерностей”. Умение – это то, чем ребенок хорошо владеет, а значит и задания для проверки умений даются не самые простые. Далеко не все дети справляются с такой работой без предварительной подготовки. Чтобы помочь ребенку преодолеть трудности, необходимо выяснить, в чем именно наблюдаются затруднения. Серия специальных упражнений поможет ребенку овладеть необходимыми умениями и навыками.
Упорядочивание объектов по алфавиту
Многие учебники по разным предметам включают задания расположить по алфавиту группу слов. Для выполнения данного задания ребенок должен хорошо знать алфавит. Если нет слов, начинающихся с одной и той же буквы, сложностей обычно не возникает. В том случае, когда ребенок вынужден ориентироваться и на первые буквы слов, и на последующие, возникают трудности.
Пример задания, вызывающего трудности: Расположите по алфавиту слова.
Аллея, ритм, паркет, корова, алфавит, трясогузка, алгебра, корзина, пароход, кормушка, комар, муравьи, яблочный, абрикос.
Иногда затруднения возникают из-за того, что ребенок недостаточно внимательно прочитывает задание к упражнению, и в процессе его выполнения соскальзывает на когда-то выполненные.
Пример заданий, вызывающих трудности: Расположите по алфавиту слова.
- Именительный, винительный, предложный, дательный, родительный, творительный.
- Малюсенький, большой, маленький, большущий, огромный, гигантский.
Упорядочивание объектов по числовым параметрам (возрастанию или убыванию).
Проще всего детям удается располагать в порядке возрастания и убывания цифры от 1 до 20. Ошибки встречаются при работе с цифрами от 20. Еще большие затруднения возникают при работе с цифрами, имеющими неодинаковое количество знаков.
Например: Расположи в порядке возрастания (убывания).
6789, 65, 432, 3, 890, 1123, 1124, 67, 32.
Труднее идет работа с именованными числами.
Например: Расположи в порядке возрастания (убывания).
1 см, 2 км, 2 дм, 6 м, 250 мм.
Недостаточный словарный запас и знания об окружающем мире затрудняет аналогичную работу со словами.
Например: Расположи в порядке возрастания (убывания).
- Ветерок, ветрище, ураган, ветер, смерч.
- Час, месяц, сутки, год, високосный год, день, неделя, столетие.
Для подобной работы материал можно подбирать самый разнообразный, главное – помочь ребенку понять, как выстраивается та или иная закономерность.
Упорядочивание информации
Ребенок должен уметь по порядку изложить те или иные данные.
В основе этого умения лежит рядоговорение – умение перечислить по порядку дни недели, месяцы, времена года и т.д., умение рассказать о прошедших событиях (например, о вчерашнем дне) подробно по порядку.
Много тренировочных текстов содержится в учебниках иностранного языка, в которых необходимо последовательно изложить распорядок дня героя рассказа, рассказать о его занятиях, увлечениях и т.д.
Интересные упражнения содержатся и в различных детских журналах, когда предлагается ребенку расположить картинки в порядке следования событий.
Для развития данного умения желательно выбирать тексты, содержащие смену событий, тогда ребенку будет проще понять и передать, что было вначале, что потом. Постепенно
Установление простейших закономерностей
Умение устанавливать простейшие закономерности формируется в дошкольном возрасте. Это умение помогает детям отгадывать загадки, понимать значение поговорок и пословиц. Загадки помогают развивать речь и мышление детей.
Интерес у детей вызывает игра “Если…, то…”, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.
Например: “Если я буду в библиотеке, то выберу интересную книгу”.
Народные приметы так же способствуют формированию данного умения.
Какие специальные упражнения можно использовать?
- Составление рассказов по серии картинок.
- Продолжи предложение (Например: Мама вышла на улицу…).
- Составь рассказ по данному началу, началу и концу.
- Придумай начало рассказа.
- Вставь слово.
(Какой?)… в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. (Какой?)… лист и (какая?)…травинка. - Составь предложение.
(В мы рощу пруда мимо ходили.) - Составь рассказ.
(Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звездочки. На полу лежал пушистый снег.)
Читательские умения выходят далеко за рамки сложения слогов в слова и чтение предложений. Овладение чтением – первый шаг к мастерству. Необходимо работать с ребенком по всем направлениям, тогда овладеть мастерством чтения ему будет значительно легче.