Урок русского языка по теме "Падежные окончания имен прилагательных во множественном числе". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • закрепить умение учащихся правильно писать падежные окончания имён прилагательных в форме множественного числа;
  • развивать внимание, речь учащихся; навыки самоконтроля и взаимоконтроля; способствовать развитию навыков сотрудничества;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок повторения.

Ход урока

1. Организационный момент. Положительный эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение, а также гостям, которые присутствуют сегодня на нашем уроке.

 Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по-доброму, мыслите, творите прекрасное.

Теперь тихонечко садитесь.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, урок я начну с загадки.

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар.

- Что это?

- Да, это Земля.

(слайд 1, приложение 1 - Земля)

- В апреле отмечается День Земли.

Этот праздник проводиться с целью объединения всех людей в деле защиты окружающей среды. На нашей планете очень много больных мест. Это случилось потому, что люди не берегут всё живое не нашей планете. Загрязняются реки, воздух ,гибнут растения и животные. И сегодня мы поговорим об охране окружающей среды. Одновременно повторим падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.

(слайд 2, приложение 1 – Падежные окончания имён прилагательных во множественном числе)

3. Работа над темой.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

И сейчас я вам предлагаю поработать в парах. На столе у вас листочки со словосочетаниями. Задание: распределите словосочетания на две группы. Пара, выполнившая задание ставит ручку на локоток.

- Давайте проверим (пара зачитывает словосочетания).

(слайд 3, приложение 1)

огромное море

 маленькие озёра

бурлящая река

 прохладные родники

журчащий ручей

 прозрачные росинки

- По каким признакам вы распределили словосочетания?

- Назовите словосочетания во множественном числе.

- Давайте запишем только словосочетания во множественном числе и выделим окончания.

(Ученик называет словосочетание и окончание).

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные во множественном числе?

- Какие имеют окончания?

- А теперь оцените свою деятельность. Поставьте на полях «+», если справился с заданием,«?», если сомневался, «-», не справился.

- Ребята, а какое вещество заполняет море, реки, ручьи, озёра, родники, росинки?

-Да, это вода. Там , где есть жизнь, всегда есть вода. Жизнь без воды невозможна!

Поэтому нельзя загрязнять водоёмы.

4. Релаксация.

- А сейчас, сядьте поудобней ,представьте, что вы оказались в лесу, около небольшого ручейка. (слайд 4, приложение 1 - река)

(Звук журчащей воды).

- Вы слышите его журчание, ощущаете свежесть, прохладу. Набираетесь сил, наполняетесь энергией и готовы работать дальше.

5. Работа над темой.

- Ребята, от загрязнения водоёмов погибают многие животные. А некоторые (слайд 5, приложение 1 - животные из Красной книги) находятся под угрозой исчезновения из-за чрезмерной добычи животных, охоты, коллекционирования.

- А теперь, посмотрите, как называется группа животных, представленная слева от вас. (Птицы.)

- Как называется группа животных, представленная справа от вас. (Насекомые.)

- А в центре, ребята, представлены некоторые животные, занесённые в Красную книгу. Вы их видите на экране.

- И сейчас я предлагаю вам немного посоревноваться. Каждый ряд будет работать со своей группой животных. Выходить к доске будете по цепочке. Один ученик вставляет пропущенное окончание, другой указывает вверху над прилагательным его падеж.

Но сначала давайте вспомним, что надо сделать, чтобы правильно написать окончание прилагательного? (Ответы.)

Как определить падеж имени прилагательного? (Ответы.)

Итак, начинаем.

о пёстр… дятлах

 осторожн… рыси

 над пёстр… бабочками

к маленьк… синичкам

 над удивительн… бобрами

 о рабоч… пчёлах

над красногруд… снегирями

 о ловк… горностаях

 возле рыж… муравьёв

около сереньк… воробьёв

 возле бел… журавлей

 к зелён… кузнечикам

о ловк… сороках

 к краснозоб… казаркам

 о мохнат… шмелях

- Итак, первым у нас закончил … ряд.

Проверим работу 1 ряда. (Слайд 6 с образцом, приложение 1)

Проверим работу 2 ряда. (Слайд 7 с образцом, приложение 1)

Проверим работу 3 ряда. (Слайд 8 с образцом, приложение 1)

- Молодцы! А теперь оцените свою работу.

Поставьте на полях «+», если справился с заданием,«?», если сомневался, были затруднения.

- Ребята, помните о пользе, которую приносят птицы, насекомые, звери. Не позволяйте убивать, ловить или тревожить их для забавы.

Ещё причиной исчезновения животных является разрушение мест их обитания. Когда, например, через глухой лес прокладывают дорогу и начинается вырубка деревьев.

Говорят, что жизнь не прошла даром, если человек посадил хотя бы одно деревце. Давайте посмотрим, какие удивительные деревья растут в наших лесах. (слайд 9, приложение 1)

_______ …….. берёзы Р.п.

_______ ………. дубы Д.п.

- Подберите подходящие имена прилагательные к существительному берёзы.(Щелчок)(Белоствольные).Запишите это словосочетание в форме Р.п. мн. числа. .(Щелчок)Выделите окончание в прилагательном.

- Подберите подходящие имена прилагательные к существительному дубы. (Щелчок) (Могучие). Запишите это словосочетание в форме Д.п. мн. числа. (Щелчок).Выделите окончание в прилагательном. (слайд 10, приложение 1)

_______ ………..сосны Т.п

_______ …………. ели П.п

- Подберите подходящие имена прилагательные к существительному сосны. (Щелчок) (Светолюбивые). Запишите это словосочетание в форме Т.п. мн. числа. (Щелчок). Выделите окончание в прилагательном.

- Подберите подходящие имена прилагательные к существительному ели. (Щелчок). (Вечнозелёные). Запишите это словосочетание в форме П.п. мн. числа. (Щелчок). Выделите окончание в прилагательном.

- Итак, давайте проверим. (Слайд 11 с образцом, приложение 1)

- Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа.

Поставьте на полях «+», если нет ни одной ошибки,«?», если 1 ошибка, «-», если 2 ошибки.

- Растения, ребята, называют «лёгкими» планеты. Все деревья выделяют особые летучие вещества- фитонциды, которые убивают бактерии. Запахи многих деревьев очень полезны для дыхания человека.

- Чтобы очистить воздух, который загрязнён выхлопными газами, высаживают деревья и кустарники, а также цветы – украшение Земли.

6. Гимнастика для глаз.

Посмотрите, пожалуйста, и полюбуйтесь цветами, которые есть в нашем классе. В верхнем левом углу – медуница, в правом верхнем – хохлатка, теперь оглянитесь назад: в верхнем левом углу - перелеска, в правом верхнем- ветреница.

- Кто знает, как называются эти цветы?

- Да, это первоцветы. Их становится всё меньше и меньше. Поэтому надо очень бережно к ним относиться.

7. Самостоятельная работа.

- А теперь я предлагаю вам под звуки природы поработать самостоятельно.

На столе у каждого из вас лежат карточки. На них задания разного уровня сложности. Прочтите задания.

Выберите то задание, с котором вы справитесь лучше всего на данный момент. Если у вас были ошибки , то выполните задание 1, если вы не сомневались в течение урока, не ошибались, то выполните задание 2 или 3.Можете приступать к работе.

(Звучит музыка.) (слайд 12, приложение 1 - природа)

Карточка.

Уровень 1.

Спиши. Выдели окончания прилагательных. Определи падеж имён прилагательных.

По дремуч… лесам, о весен… цветах, к тонк… лепесткам.

Уровень 2.

Запиши словосочетание в форме Р.п., Д.п., Т.п. множественного числа.

Выдели окончания имён прилагательных.

Колючие кусты.

Уровень 3.

Вставь на месте пропусков подходящие по смыслу имена прилагательные во множественном числе. Определи падеж, выдели окончания.

Тёплая весенняя погода сменила холодную зимнюю. _________________ручейками побежал по проснувшейся земле тающий снег. ______________ цветы радуют нас нежной свежей красотой.

_________________ стебельками появляется из влажной почвы первая весенняя травка. В дремлющих лесах______________ почки готовы выпустить _____________ листочки.

8. Итог.

- Музыка затихает, заканчиваем и мы работу.

- А теперь давайте подведём итог. В каком падеже прилагательные множественного числа имеют окончания …

(слайд 13, приложение 1)

-ыми -ими (щелчок) Т.п.

-ых -их (щелчок) П.п. Р.п.

-ым -им (щелчок) Д.п.

-ые -ие (щелчок) И.п. В.п.

9. Домашнее задание.

- Из тетради на печатной основе на выбор упражнение 89 или 90.

10. Рефлексия.

- Наш урок мне хочется закончить такими словами:

Говорим при всём народе: чтоб продлить природе век.
Должен помогать природе друг природы – человек.
Чтобы мирно мчались годы, расцветал за веком век.
Другом быть для всей природы должен каждый человек.

- Давайте мы, как друзья природы, украсим Землю цветами.

(слайд 14, приложение 1)

Если вам урок понравился, он прошёл полезно, плодотворно, у вас хорошее настроение, то возьмите розовый, жёлтый цветок. Если вы не довольны своей работой, то возьмите синий цветок. Подойдите и украсьте нашу Землю!