Интеграция и междисциплинарные связи физики и предметов специального цикла

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Особенностью преподавания общеобразовательных и спецдисциплин в профессиональном училище является обучение через развитие у обучающихся профессиональных знаний, навыков и умений с учетом их специализации. Преподавание различных дисциплин в училище осуществляется через их профилирование и междисциплинарные связи. Профилирование дисциплин и междисциплинарные связи решают проблему активизации мыслительной деятельности обучающихся, помогают развитию самостоятельного логического мышления при любых традиционных и нетрадиционных методах и приемах работы во время уроков.

Основная задача системы профессионального обучения – подготовка квалифицированных рабочих, которые понимают принципы действия и работу различных технических устройств, машин, механизмов и станков, умеют ими управлять, могут объяснить технологические процессы, выдвигать и реализовывать рационализаторские предложения. Решению задачи системы профессионального обучения по подготовки квалифицированных кадров отлично способствует профилирование преподавания различных предметов и междисциплинарные связи. Так как максимально приближают изучение физических законов и явлений к будущей профессиональной деятельности сегодняшних обучающихся.

Профилированное обучение и междисциплинарные связи:

  • совершенствуют процесс обучения, оказывая влияние на качество знаний, приобретаемых обучающимися,
  • содействуют повышению активности в получении новых знаний и показывают их практическое применение в жизни,
  • развивают познавательные интересы и расширяют научный кругозор,
  • способствуют формированию у обучающихся стремления к творчеству и помогают им это творчество проявить.

Взаимосвязь близких по содержанию дисциплин не только обеспечивает повышение качества знаний обучающихся, но и способствует развитию логического мышления, умению анализировать, выделять главное и находить общее в изучаемом теоретическом материале, применять свои знания в период прохождения производственного обучения и в дальнейшем во время практики на производстве.

Основные направления работы по профессиональной направленности дисциплин:

  • подбор содержания учебного материала,
  • выбор форм организации учебной деятельности, методов и приемов обучения,
  • опора на профилирование предметов и междисциплинарные связи,
  • использование наглядности и технических средств обучения,
  • применение передовых информационно-коммуникативных технологий.

Наше образовательное учреждение готовит профессиональные кадры для работы в строительных организациях, на железнодорожном транспорте и для обслуживания металлообрабатывающих предприятий.

На примере преподавания теоретического материала в группе по профессии "Станочник" продемонстрируем профилирование физики и междисциплинарную связь с предметами профессионального цикла. Профессия станочник - это высококвалифицированный труд, требующий большого объёма знаний и навыков, т.к. металлообрабатывающие станки - сложная техническая система. Среди профессионально важных качеств важную роль играет развитое техническое мышление, а становление и развитие этого качества происходит при изучении физики с учетом профилирования предмета и междисциплинарных связей. Развитое техническое мышление позволяет принимать оперативное решение производственных технических задач в ограниченное время и в разных условиях. Для станочника в профессиональной деятельности главное - обеспечить безопасность выполнения различных процессов обработки заготовки на металлообрабатывающих станках. Для того чтобы выполнять свои должностные обязанности, нашему выпускнику потребуются прочные знания дисциплин профессионально - технического цикла, основу которых составляют физические законы, теории, явления. В процессе обучения под влиянием изучаемого теоретического материала формируются личностные качества человека и его профессиональные навыки. Преподавание курса физики невозможно без учета связей с предметами специального цикла, техникой и производственным обучением. Материал, изучаемый на уроках физики, имеет большое значение для понимания обучающимися принципа действия различных технических устройств, станков, механизмов, а также помогает объяснять сущность технологического процесса.

Анализируя рабочие программы по физике, технической механике, спецтехнологии, материаловедению, производственному обучению, учебные пособия по предметам,мы выделили ряд теоретических вопросов, которые имеют профессиональную направленность и способствуют подготовке высококвалифицированных специалистов. Приложение 1. Таблица «Междисциплинарные связи в группе по специальности «Станочник».

Принципы профессиональной направленности реализуются при использовании в учебном процессе фактического материала из содержания физики, предметов специального цикла и производственного обучения.

В своей практической деятельности реализуем междисциплинарные связи и принцип профилированного обучения через проведение интегрированных уроков, исследовательских работ, зачетов, совместных консультаций и внеклассных мероприятий.

Примером выше изложенного являются различные формы учебной деятельности:

  • Интегрированный урок «Обработка типовых деталей с учетом нагревания материала» (приложение 2)
  • Исследовательские работы «Физические процессы образования стружки» (приложение 3);
  • Исследовательский проект «Процесс образования стружки» (отправлен на Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»);
  • Разработка и заполнение таблиц: «Тренинг по оформлению технологических и операционных карт», «Характеристика твердого состояния вещества» (приложение 4);
  • Интегрированные зачеты (приложение 5).