Цель: продолжать учить детей навыкам безопасного поведения; познакомить с пожароопасными предметами, о правилах пользования ими; обсудить причины возникновения пожаров. Развивать умение моделировать ситуацию и самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с пожароопасными предметами. Воспитывать умение сострадать, вызвать желание помочь другим в трудных ситуациях.
Материалы и оборудование: большой конверт (письмо от Стобеда), картинки с изображением пожароопасных предметов: спички, свечка, утюг, чайник, плита.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, помните, мы с вами читали рассказы о мальчике, который все время попадал в разные неприятные ситуации. У него еще очень необычное имя. Может кто-то вспомнит, как его зовут? (Стобед). Правильно. Так вот, сегодня утром в детский сад пришло письмо от Стобеда. Письмо срочное и очень важное (воспитатель читает надпись на конверте.) Получается, что нам. Давайте посмотрим, что же там внутри?
Но для того чтобы открыть конверт, нам предлагается отгадать, из какой очень известной сказки этот отрывок. Я прочитаю, а вы внимательно послушайте:
Против дома у ворот
Жил в сторожке старый кот.
Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил,
Подметал дорожки
Возле дома кошки.
У ворот стоял с метлой
Посторонних гнал домой.
(Дети отгадывают отрывок из сказки «Кошкин дом».)
Странно, почему Стобед предлагает вспомнить именно эту сказку? Может быть, потом поймем? Ну а вы ребята молодцы! Теперь конверт мы можем открыть. Давайте прочтем.
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Стобед. После того, как я решил поиграть в индейцев и разжег малюсенький костер – дома получился большущий пожар. Я никогда не думал, что огонь может причинить столько бед. В квартире все почернело от дыма, сгорели мои игрушки, книги, компьютер. Я очень сильно обжегся и теперь лежу в больнице. Мне очень больно и стыдно. Ребята, я так хочу стать умным и послушным, и не попадать больше в такие ситуации. Я ведь уже взрослый и осенью пойду в школу, в первый класс. Помогите мне, пожалуйста. Напишите, какие предметы могут вызвать пожар, как мне с ними обращаться, чтобы этого никогда не случилось. Стобед»
Воспитатель. Ребята, как жалко Стобеда. Лежит бедный в больнице. Наверняка, принимает много лекарств, а может, ему даже уколы прописали. Что же мы будем делать? Раз ребенок решил исправиться – нужно ему обязательно помочь. Вы согласны со мной? Но прежде чем давать советы Стобеду, давайте подумаем с вами, а все ли мы с вами знаем об этом? Вот послушайте загадки:
Шипит и злится, воды боится.
С языком – а не лает, без зубов – а кусает…(огонь)
- Ребята, а огонь друг или враг человеку? В каких случаях огонь – друг, а в каких – враг? (ответы детей.)
В полотняной стране, по реке простыне
Плывет пароход, то взад, то вперед.
А за ним такая гладь, ни морщинки не видать.
(утюг)В брюхе жарко у меня
И в носу моем дыра
Когда во мне все кипит
То из носа пар валит… (чайник)Я на кухне – главная.
Без меня, как ни трудитесь –
Без обеда насидитесь … (плита)Живут в одной коробке
Тонкие сестрички,
Маленькие, шустрые, озорные … (спички)Тонкая девчонка, белая юбчонка,
Красный нос.
Чем длиннее ночи – тем она короче
От горючих слез… (свечка)
- Ребята, что же объединяет эти предметы. Как с ними нужно обращаться? Что может случиться, если неправильно ими пользоваться (пожар.) Значит, эти предметы можно назвать… (пожароопасные.)
- Вокруг нас есть много предметов. Посмотрите внимательно на плакат. Он называется «Пожароопасные предметы». Все ли предметы здесь пожароопасные? (здесь много других предметов.) Давайте обведем все пожароопасные предметы красным цветом. Почему именно красным? (красный цвет – цвет опасности.) Теперь сразу понятно, с какими предметами нужно обращаться с осторожностью.
Молодцы, ребята. А теперь дайте немножко отдохнем.
Динамическая пауза «Кошкин дом»
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся Кошкин дом!
(Руки вверху, движения напоминают звон в колокольчики)
Кошка выскочила!
(Резко присели, а затем прыжком встали.)
Глаза выпучила!
(Делаем руками «бинокль», приставляем к глазам и «смотрим» так влево-вправо)
Бежит Курица с ведром,
Поливает Кошкин дом!
(Бег на месте.)
Тушат-тушат, не потушат,
Заливают – не зальют!
(Движения, имитирующие выплескивание воды из ведра)
Прилетел вдруг мотылек –
Крылышками им помог –
(Дети кружатся на месте и взмахивают руками.)
Стало пламя потухать – и потухло…
(Дети потихоньку приседают на корточки.)
Воспитатель. А теперь я предлагаю поиграть в игру. Она называется «Что было и что будет». Я покажу вам картинку с определенной ситуацией, которая произошла с детьми или взрослыми. А вы хорошо подумайте и скажите, из-за чего это случилось, и какие последствия будут (детям предлагаются 3-4 проблемных ситуации).
- Ребята, а если вдруг случилась такая опасная ситуация и начался пожар, что нужно делать в таких случаях? …(имя ребенка), а вот ты говорил, что знаешь стихотворение, в котором напоминают, что нужно делать в первую очередь? (ребенок рассказывает стихотворение.)
Сам не справишься с пожаром
Этот труд не для детей!
Не теряя время даром
01 звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не все сгорело!
Зильберт Л.
- О каком номере здесь говорится? Что это за номер? Что же нужно сообщить по номеру 01? (адрес.) Верно, адрес нужно говорить точно и понятно. А вы все знаете свой адрес? А адрес вашего детского сада?
- Молодцы, ребята! Я теперь убедилась, что вы на самом деле знаете, как избежать неприятностей при обращении с пожароопасными предметами. А чтобы это правило еще лучше запомнить, предлагаю поиграть. А поможет мне мячик. Я буду читать стихотворение, а тот, кому я брошу мяч, попробует закончить строку этого стихотворения.
Игра «Добавь слово»
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар.
Там всегда грозить им будет злой… ПОЖАР.
1, 2, 3, 4 – у кого пожар в… КВАРТИРЕ.
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил… УТЮГ.
Красный отблеск пробежал
Кто со спичками… ИГРАЛ.
Кто в огонь бросал при этом
Незнакомые… ПРЕДМЕТЫ.
Помни каждый гражданин:
Этот номер… 01!
Дым увидел – не зевай,
И пожарных… ВЫЗЫВАЙ!
Как же помочь Стобеду? Как передать ему то, о чем мы с вами вспоминали? (написать письмо.) Давайте договоримся так, во вторую половину дня мы все вместе напишем Стобеду письмо. Что мы напишем в письме? С какими предметами нужно обращаться с большой осторожностью? Как называются эти предметы? Если вдруг случился пожар, куда обращаться в первую очередь? Что делать потом? Мы создали замечательный плакат, на котором отметили…(пожароопасные предметы). Предлагаю этот плакат, картинки с пожароопасными предметами, номер 01 вложить тоже в письмо. Думаю, Стобед внимательно их рассмотрит, прочтет письмо и ему все станет понятно. Согласны?