Цель: дать понятие, что такое вода, определить с помощью практической деятельности, что вода жидкая, течет, льётся, журчит, предметы могут в ней плавать, тонуть и выпрыгивать из воды.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: повторить с детьми цвет, форму предметов;
- Коррекционно-развивающие: активизировать словарный запас, развивать логическое мышление, внимание.
- Коррекционно-воспитательные: формирование положительной установки на участие в занятии.
Оборудование: тазы (пластмассовые) разного цвета, картина с изображением девочки и тазика с водой (на поверхности плавают три уточки, а на дне тазика лежат мячи), вода, мячи разного цвета, резина.
Ход занятия
Дети полукругом сидят лицом к гостям.
Стук в дверь. Вбегает в группу мячик! (воспитатель в костюме «мячика» прыгает и скачет).
- Ребята, здравствуйте!
- А вы меня узнали, кто я такой? (ответы детей)
«Мячик» читает стихотворение:
«Вот прыгун весёлый мячик,
Он не любит тех, кто плачет,
Любит тех, кто быстро скачет!»
«Мячик» предлагает детям побыть мячиками, попрыгать и проговаривать слова: «Мячик, мячик, круглый бок, прыг-скок, прыг-скок, вот какие мячики девочки и мальчики!»
Дети садятся на свои места.
- У меня есть очень красивая, интересная картина. Давайте подойдём и посмотрим её вместе.
- Что изображено на картине?
- Скажите, сколько уточек плавает в тазике?
Сколько мячей лежит на дне тазика?
- Подумайте ребята, правильно ли, что мячики лежат на дне тазика?
- Как вы думаете, верно ли художник нарисовал эту картину?
- Хотите проверить?
- Для этого нам нужны тазы, вода и мячики?
(Дети подходят к столам).
- Посмотрите и скажите какой формы и цветом тазики?
- Давайте нальём в тазы воды леечкой. (Выполняют)
- Ребята, послушайте, вода шумит?
- Как можно сказать по другому? (журчит)
- Давайте мы с вами побудем водичкой. Откройте ротики, улыбнитесь, , язычок упёрся в нижние зубки, и запела водичка, засвистела: с-с-с-с!
- Молодцы, ребята!
Игра «Уточка».
«На волнах качаясь,
Уточка плывёт!
То нырнёт, то вынырнет,
Лапками гребёт!
Игра «Неумоя».
- Ребята, давайте покажем мальчику Ване, как надо умываться!
Дети имитируют движения и говорят слова: «Как на нашей лавке все сидят ребятки, чисто умылись, славно нарядились. Один Ванечка неумоя, Ванечка, умойся!» (Кукла-Ваня сидит на стуле). Дети умывают Ваню и говорят потешку «Водичка, водичка…»
- Давайте подойдём к столу и посмотрим какие предметы на нём лежат?
- Скажите, вода в тазиках какая?
- Возьмите водичку в кулачок! Можно её взять?
- Почему она не держится в кулачке?
- Ребята, посмотрите, какого цвета мячи?
- Возьмите в руки мячи! Из чего они сделаны? Что внутри мячей?
Выполнение упражнения на дыхание.
- Мы с вами сейчас будем мячиками. Надуйте щёчки и потихоньку выдувайте воздух из ротика на ладонь.
- А теперь потрогайте мячики и скажите, какая у них резина, твёрдая или мягкая?
- Посмотрите, у меня есть резина, какого она цвета? (Чёрная)
- Давайте опустим её в воду, что с ней произошло? (Она утонула)
- А теперь в воду опустим мячи, что с ними произошло? (Они плавают)
- Подумайте. Ребята, почему резина утонула, а мячики нет? (Резина тяжёлая и твёрдая она и утонула. А мяч лёгкий и в нём есть воздух, он помогает мячу держаться на воде.)
- Дети возьмите мячики и погрузите их ладонью на дно тазика и резко отпустите. Что с ними произошло? (Мячики выскочили на поверхность воды).
- Почему? (Мячик лёгкий, в нём есть воздух, поэтому вода выталкивает лёгкие предметы на поверхность воды).
- Пришла пора вернуться к нашей картине. Верно ли художник нарисовал, что мячи лежат на дне тазика? (Нет)
- Почему? (Он резиновый, резина у него лёгкая, внутри его воздух, он помогает ему держаться на поверхности воды).
- Дети, наше занятие подходит к концу.
- Что вы интересное сегодня узнали? Что мы с вами делали? В какие игры играли?
- За то, что справились с заданием, нашли ошибку художника, я вам в подарок подарю круглые, разноцветные мячики!
- Давайте, расскажем стихотворение «Мой веселый, звонкий мяч…»
- Занятие окончено. (Дети уходят)