Цель:
- создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания,
- выпавшего на долю всех жителей нашей страны;
- учить детей делать выводы, анализировать, наблюдать;
- воспитывать патриотические чувства, уважение к людям, к родной истории.
Оборудование: учебник “Окружающий мир”. 4 класс. Н. Ф. Виноградова; иллюстрации; фонограмма песни «Вставай, страна огромная»; голоса Ю.Левитана – Из сообщения о вероломном нападении Германии; фрагмент документального фильма «Битва за Москву».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Ответы на вопросы.
- Что вам известно о второй мировой войне?
- Какое другое ее название вы знаете?
- Сколько лет миновало со дня окончания Великой Отечественной войны?
- Какие книги о Великой Отечественной войне с фашистскими захватчиками вы читали?
- Какие фильмы смотрели?
- Что вам рассказывали дедушки и бабушки, родители об этих событиях?
- С какими героическими подвигами вы встречались при описании военных событий этих лет?
- Какие памятные места, связанные с этим событием, есть в нашем селе?
3. Сообщение темы урока.
- Мы сегодня поговорим о тяжёлых испытаниях, выпавших на долю нашего народа. Мы будем говорить о Великой Отечественной войне.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки…Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!
4. Начало войны.
22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно обрушились на нашу страну. Мирный труд людей был прерван. Народ вступил в смертельную схватку со злейшим врагом всего человечества - германским фашизмом. В мире, в котором существует фашизм, право за справедливость нужно защищать с винтовкой, с гранатой в руках. Ожесточенные бои развернулись на обширном фронте от Баренцева до Черного моря. Над страной нависла смертельная опасность.
(Звучит запись песни композитора А.В.Александрова, на слова поэта В.И.Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная».)
- Для простых советских людей нападение оказалось неожиданным. В первый день на города у западных границ тысячами падали бомбы, по дорогам нашей страны маршировала фашистская пехота, и мчались танки. Полыхали огнем города и деревни. Много солдат и мирных жителей было убито в первые дни фашистского наступления. Войска нашей армии оказались не готовы к внезапному наступлению фашистов. Враги рассчитывали расправиться с нами быстро, одним стремительным ударом. Но они просчитались. Весь народ встал на защиту своей Родины, и эту войну стали называть Великой Отечественной войной.
- Как вы думаете, что испытывали люди, когда слушали объявление о начале войны?
- Давайте его послушаем. (Ю.Левитан – Из сообщения о вероломном нападении Германии.)
Тысячи людей записывались добровольцами в армию. Все люди, все народы Советского Союза сплотились перед лицом страшной опасности. Но в первые годы войны враг был слишком силён и неудержимо рвался вперёд.
Рассматривание плаката И.М.Таидзе «Родина-мать зовет!», беседа.
- Почему художник так назвал плакат?
5. Сражения Великой Отечественной войны.
Навсегда в истории Отечественной войны останется подвиг защитников Брестской крепости. Она стояла на границе. В первый же день войны фашистские захватчики атаковали ее защитников. Пограничники оказали яростное сопротивление. Не сумев взять крепость внезапным штурмом, фашистские войска обошли ее и двинулись дальше. Крепость и ее доблестные защитники оказались в глубоком тылу фашистских армий. Целый месяц сражались наши пограничники. Фашисты бомбили крепость с воздуха, с земли ее осыпали снаряды вражеских армий. Но насмерть стояли славные пограничники до последнего солдата. «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» - написал на стене крепости штыком один из последних ее защитников. Так не покорились фашистам пограничники. Они сражались до последнего солдата, до последнего патрона. Долго еще фашисты с опаской обходили развалины Брестской крепости, так и не сдавшейся врагу.
6. Физминутка
Битва за Москву.
Работа с учебником с. 144. Чтение вслух.
- Почему советские воины смогли дать отпор непобедимой в то время немецкой армии?
- Просмотр фрагмента документального фильма «Битва за Москву» (CD – ROM „ От Москвы до Рейхстага».
7. Закрепление изученного материала.
Ответы на вопросы.
- Когда враг перешел границу нашего государства?
- Кто первый принял удар врага?
- Кто руководил захватом нашей Родины?
- Почему наши войска не смогли сразу дать отпор врагу?
- Почему фашисты хотели захватить нашу столицу?
- Какая битва стала первым поражением врага?
8. Итог урока.
- Что нового о героических событиях в истории родной страны узнали сегодня на уроке?
- К какому периоду они относятся?
- Почему войну с гитлеровскими захватчиками называют Отечественной?
9. Домашнее задание.
Стр. 143-144 учебника.
Подготовить сообщения о защитниках Москвы, Брестской крепости.
10. Рефлексия.
- Назовите тему урока. Какой вопрос вам хочется задать? (“Когда же на Земле закончатся войны?”)
- Назовите антоним слову “война”.