Урок окружающего мира по теме "Великая Отечественная война 1941–1945 годов". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  • создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания,
  • выпавшего на долю всех жителей нашей страны;
  • учить детей делать выводы, анализировать, наблюдать;
  • воспитывать патриотические чувства, уважение к людям, к родной истории.

Оборудование: учебник “Окружающий мир”. 4 класс. Н. Ф. Виноградова; иллюстрации; фонограмма песни «Вставай, страна огромная»; голоса Ю.Левитана – Из сообщения о вероломном нападении Германии; фрагмент документального фильма «Битва за Москву».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Ответы на вопросы.

  • Что вам известно о второй мировой войне?
  • Какое другое ее название вы знаете?
  • Сколько лет миновало со дня окончания Великой Отечественной войны?
  • Какие книги о Великой Отечественной войне с фашистскими захватчиками вы читали?
  • Какие фильмы смотрели?
  • Что вам рассказывали дедушки и бабушки, родители об этих событиях?
  • С какими героическими подвигами вы встречались при описании военных событий этих лет?
  • Какие памятные места, связанные с этим событием, есть в нашем селе?

3. Сообщение темы урока.

- Мы сегодня поговорим о тяжёлых испытаниях, выпавших на долю нашего народа. Мы будем говорить о Великой Отечественной войне.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки…

Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!

4. Начало войны.

22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно обрушились на нашу страну. Мирный труд людей был прерван. Народ вступил в смертельную схватку со злейшим врагом всего человечества - германским фашизмом. В мире, в котором существует фашизм, право за справедливость нужно защищать с винтовкой, с гранатой в руках. Ожесточенные бои развернулись на обширном фронте от Баренцева до Черного моря. Над страной нависла смертельная опасность.

(Звучит запись песни композитора А.В.Александрова, на слова поэта В.И.Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная».)

- Для простых советских людей нападение оказалось неожиданным. В первый день на города у западных границ тысячами падали бомбы, по дорогам нашей страны маршировала фашистская пехота, и мчались танки. Полыхали огнем города и деревни. Много солдат и мирных жителей было убито в первые дни фашистского наступления. Войска нашей армии оказались не готовы к внезапному наступлению фашистов. Враги рассчитывали расправиться с нами быстро, одним стремительным ударом. Но они просчитались. Весь народ встал на защиту своей Родины, и эту войну стали называть Великой Отечественной войной.

- Как вы думаете, что испытывали люди, когда слушали объявление о начале войны?

- Давайте его послушаем. (Ю.Левитан – Из сообщения о вероломном нападении Германии.)

Тысячи людей записывались добровольцами в армию. Все люди, все народы Советского Союза сплотились перед лицом страшной опасности. Но в первые годы войны враг был слишком силён и неудержимо рвался вперёд.

Рассматривание плаката И.М.Таидзе «Родина-мать зовет!», беседа.

- Почему художник так назвал плакат?

5. Сражения Великой Отечественной войны.

Навсегда в истории Отечественной войны останется подвиг защитников Брестской крепости. Она стояла на границе. В первый же день войны фашистские захватчики атаковали ее защитников. Пограничники оказали яростное сопротивление. Не сумев взять крепость внезапным штурмом, фашистские войска обошли ее и двинулись дальше. Крепость и ее доблестные защитники оказались в глубоком тылу фашистских армий. Целый месяц сражались наши пограничники. Фашисты бомбили крепость с воздуха, с земли ее осыпали снаряды вражеских армий. Но насмерть стояли славные пограничники до последнего солдата. «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» - написал на стене крепости штыком один из последних ее защитников. Так не покорились фашистам пограничники. Они сражались до последнего солдата, до последнего патрона. Долго еще фашисты с опаской обходили развалины Брестской крепости, так и не сдавшейся врагу.

6. Физминутка

Битва за Москву.

Работа с учебником с. 144. Чтение вслух.

- Почему советские воины смогли дать отпор непобедимой в то время немецкой армии?

- Просмотр фрагмента документального фильма «Битва за Москву» (CD – ROM „ От Москвы до Рейхстага».

7. Закрепление изученного материала.

Ответы на вопросы.

  • Когда враг перешел границу нашего государства?
  • Кто первый принял удар врага?
  • Кто руководил захватом нашей Родины?
  • Почему наши войска не смогли сразу дать отпор врагу?
  • Почему фашисты хотели захватить нашу столицу?
  • Какая битва стала первым поражением врага?

8. Итог урока.

- Что нового о героических событиях в истории родной страны узнали сегодня на уроке?

- К какому периоду они относятся?

- Почему войну с гитлеровскими захватчиками называют Отечественной?

9. Домашнее задание.

Стр. 143-144 учебника.

Подготовить сообщения о защитниках Москвы, Брестской крепости.

10. Рефлексия.

- Назовите тему урока. Какой вопрос вам хочется задать? (“Когда же на Земле закончатся войны?”)

- Назовите антоним слову “война”.