Программное содержание:
- Познакомить детей с русскими традициями выпечки хлеба, данным процессом в современных условиях. (познание)
- Дать первичные представления о профессии пекаря. Воспитывать уважение к представителям данной профессии. (познание, социализация)
- Дать представления о пользе хлеба для здоровья человека. (познание, здоровье)
- Закрепить знания детей о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России. (познание, социализация)
- Воспитывать уважение к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми. (социализация)
- Отметить роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную. (безопасность)
- Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара, мерах предосторожности при пользовании электрическими приборами. (безопасность)
- Формировать умение работать с солёным тестом. (художественное творчество)
- Развивать воображение, фантазию, умение составлять технологическую карту процесса работы.
- Развивать такие социально-психологической черты как – терпение, умение терпеливо слушать, быть усидчивым, тактичным в общении, уметь владеть собой. (социализация, коммуникация)
- Формировать умение работать сообща.
- Используя музыкальный фон, создавать положительный эмоциональный настрой у детей.
Возраст детей: 6-7 лет
Материалы и оборудование:
- Атрибуты: игрушка домовёнок Кузя, ширма для театра, кукольная мебель для чаепития
- Ноутбук (или большой экран с проектором)
- Картинки с изображением хлебобулочных изделий, пекарни
- Карточки с изображением различных этапов выпечки хлеба
- Солёное тесто
- Приспособления для лепки(доска, стеки, влажная тряпочка)
Используемые технологии: игровые, проблемно-развивающее образование, моделирование, партнёрское общение,
Ход занятия
Дети играют, (воспитатель заранее должен приготовить все оборудование для занятия, установить проектор или ноутбук) неожиданно появляется сказочный персонаж – домовёнок Кузя:
– Ой, беда, беда, огорчение! Ой-ой-ой.
Воспитатель: – Что случилось? Ребятки, смотрите кто это? (ответы детей – домовёнок Кузя). Что с тобой случилось, Кузенька?
– Ой, беда, беда!!! Я сегодня в гости Нафаню пригласил, стол накрыл, спохватился а хлеба то нету! Ой, беда, беда.
– Кузенька, а без хлеба нельзя обойтись?
– Да вы что?! Да кто ж без хлеба за стол садится?! Это где ж видано, чтобы русские люди без хлеба трапезничали?!
– Дети, что же нам делать, как помочь Кузьме? (ответы – сходить в магазин)
– Да ходил я. Нету там хлебушка. Что же делать? Нафаня мне этого не простит!
– Ну как же нам поступить, чтобы помочь Кузьме? (ответы – испечь самим).
– Правильно. А как пекут хлеб, кто этим занимается? Вот сколько вопросов накопилось у нас. Хотите получить на них ответы?
– Яхонтовые мои, устраивайтесь на стульчиках, а я вам расскажу и покажу как раньше пекли хлеб, как это делают сейчас и ещё много интересного. А поможет мне мой друг Колобок. Смотрите. (дети рассаживаются на стулья, воспитатель демонстрирует презентацию)
У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!» Славится он первым на земле, Ставится он первым на столе! |
Трудно, просто невозможно представить себе нашу жизнь без хлеба, без блинов и вкусных булочек, пирожков и всевозможных пирогов, тортов, сушек, сухариков. Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе. Это основной продукт питания русских людей. Он очень полезен для здоровья, так как богат всевозможными витаминами. |
Издревле особое место за трапезой отводилось хлебу – Божьему дару. Если хлеб случайно падал на пол, следовало его поднять, поцеловать и попросить у него прощения. Оставшийся после обеда хлеб в специальной коробушке ставили на лавку под образами. Гостя встречали всегда хлебом и солью. |
Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно дешевле да и сытнее пшеничного, белого хлеба. С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. |
во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. |
сельские жители пекли хлеб сами в русских печах К печи на Руси тоже всегда было особое отношение. Печь – центр, возле которого всегда жизнь. Печь согревает, кормит, лечит, утешает, учит (именно возле печи старики рассказывали былины, сказки, историю рода и Отечества). С печью связан и хранитель дома, его "дух" – домовой (запечник). На печи получали самую ценную информацию о жизни, и залезать на неё разрешалось только родным. Старались, чтобы печь была большой, красивой, как невеста, жаркой, но не жадной на дрова. И называли её ласково "матушка", "кормилица". |
На деревянную лопатку помещали капустный лист, затем заворачивали в него каравай и резким движением руки кидали в печь. Через несколько минут каравай готов. Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах. |
Вот он – хлебушек душистый. Вот он – теплый, золотистый, В нем – здоровье наше, сила, В нем – чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло |
В наше время хлеб пекут на больших хлебозаводах, в небольших пекарнях, а так же в домашних условиях – в духовке, а на смену русской печи пришли электрические хлебопечки. |
Сначала замешивают тесто из муки, дрожжей, сахара, масла. Затем отправляют тесто на «расстойку» чтобы оно забродило и поднялось и уже после отправляют в печь. Через некоторое время душистый, ароматный хлебушек готов. |
Но всем известно, что без огня не возможно затопить печь, но и обращаться с ним надо очень осторожно. Как и с электрической печью. |
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Про него сложено очень много пословиц “Без хлеба – нет обеда” “Хлеб – батюшка, вода – матушка” “ Хлеб сердце человеку укрепит. Будет хлеб – будет и песня” Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай. Хлеб хлебу брат. Хлеба ни куска – и в горле тоска. Хлебу – мера, деньгам – счет. Бог на стене, хлеб на столе. Без хлеба святого всё приестся. Калач приестся, а хлеб никогда. |
– Ну что ж, мы с вами узнали много интересного. Давайте ещё раз повторим, что же мы узнали?!(ответы детей – о процессе выпечки хлеба и в старину и в современном мире, узнали, что хлеб –главный продукт на столе русских людей, узнали о его пользе, познакомились с профессией пекаря, поняли какой это тяжёлый труд.)
А вы хотите побывать в роли пекарей?. Ну что ж это возможно, но прежде, чем приступить к работе давайте немного отдохнём, наберёмся сил, ведь выпечка хлеба – это процесс сложный и трудоёмкий.
Проводится физкультминутка:
Подрастает зёрнышко – потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет, ветерок его качает, к земле низко прижимает – вот как весело играет!
(потянулись, руки вверх, прогнулись, наклоны туловища, присели).
– Ну вот мы с вами и готовы приступить к работе. Итак занимайте свои места. Прежде чем начать, давайте графически выстроим процесс выпечки хлеба, чтобы вы ничего не забыли и удачно справились с поставленной задачей.
(один ребёнок приглашается к доске и выкладывает схематично из представленных картинок процесс выпечки хлеба, остальные дети на столах проделывают ту же операцию).
– Итак, какую же операцию необходимо выполнить сначала? Правильно, замесить тесто. Затем?
(отправить тесто на расстойку, подниматься), дальше – сформировать хлебобулочное изделие
(батон, буханку, бублики, плюшки и т.д.) и отправить в печь. Молодцы! Ну что ж, а теперь следуя вашим технологическим картам, приступайте..
– Бриллиантовые мои, я вам немного помог и тесто уже замесил. Вам остаётся только сформировать различные хлебобулочные изделия и испечь. Мы с Нафаней очень любим калачи, каравай, бублики, да и батончиком побаловаться не прочь.
Воспитатель: Приступайте. Вы можете « испечь» любой хлеб, какой захотите, посмотрите ещё раз на картинки и начинайте. (дети лепят из солёного теста различные хлебобулочные изделия, воспитатель индивидуально помогает каждому ребёнку) в ходе работы воспитатель использует индивидуальный подход – детям, которые быстрее справляются с заданием предлагается «испечь» как можно больше хлебобулочных изделий различной формы.
– Ну что ж вы все молодцы. Давайте посмотрим, что же вылепил каждый из вас. (обсуждение работ детей с показом, отмечая положительные аспекты).
– Что ж мы вылепили наши хлебобулочные изделия. Что же делаем дальше? Посмотрите в ваши технологические карты. Правильно, отправляем в печь. Но печь у нас есть только на пищеблоке, я сейчас отнесу наши поделки в печку, а Кузьма их потом заберёт и вам покажем. Вы все сегодня славно потрудились, выручили Кузю, теперь можно и гостей дорогих хлебом-солью встречать, молодцы. Я надеюсь, что теперь вы будете помогать мамам, бабушкам дома выпекать хлеб, ведь вы так много знаете об этом и обязательно поделитесь своими знаниями с родителями.
– Спасибо, яхонтовые мои. Выручили меня. Пойду Нафаню встречать.
(воспитатель уносит поделки, а через некоторое время приносит и предлагает детям поиграть). В свободное время поделки необходимо раскрасить и покрыть лаком.