Урок математики в 4-м классе "Единицы массы"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • закрепить соотношения между единицами измерения массы, умение выражать значения величин в разных единицах измерения, повторить и закрепить решение текстовых задач, показать практическое значение единиц измерения массы;
  • воспитывать бережное отношение к бумаге;
  • развивать логическое мышление, кругозор, речь.

Оборудование урока: учебник математики 4 класс, М.И.Моро; чашечные весы, карточки для устного счета.

План урока

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Психологический настрой на урок - 1 мин.
  3. Устный счет -6 мин.
  4. Сообщение цели и темы урока - 3 мин.
  5. Практическая работа - 10 мин.
  6. Физкультминутка - 3 мин
  7. Повторение соотношения между единицами массы - 10 мин.
  8. Решение задачи. - 5 мин.
  9. Самопроверка. - 1 мин.
  10. Подведение итогов урока - 2 мин
  11. Домашнее задание -3 мин

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Психологический настрой на урок.

Девизом нашего урока станут слова:

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

3. Устный счет.

У. Начнем мы урок с разминки, с тренировки своего внимания.

У каждого из вас на парте лежит листочек, на котором отмечены точки с числами. На этом листочке вы находите точки с ответами заданий математического диктанта и последовательно соединяете их отрезками.

Математический диктант. Показываю картинки.

  1. Масса оленя 1 ц 20 кг. Выразите вес оленя в кг.
  2. Сова весит 3000 г. Выразите ее вес в кг.
  3. Масса ежа 900 г. На сколько г еж легче совы?
  4. Заяц имеет массу 6000 г. Выразите его вес в кг.                                     
  5. Медведь весит 300 кг. Узнайте вес в центнерах.
  6. Сколько граммов весят сова и заяц вместе?

У. Проверьте правильность своих вычислений, сравнив с ключом на доске.

После проверки правильности вычислений у детей получится рисунок в виде весов.

У. Какую фигуру напоминает вам получившийся рисунок? (весы)

У. Люди каких профессий пользуются весами? (врач, фармацевт, продавец, работник почты, и т.д.)

У. Как видим, человек в повседневной жизни на каждом шагу сталкивается с массой. Нужно ли человеку знать единицы измерения массы?

У. Как бы вы сформулировали цель нашего урока? (повторить единицы массы)

У. Как назовем тему урока? (Единицы массы)

Вид доски:

  • ТЕМА: Единицы массы.
  • ЦЕЛЬ: повторить единицы массы.

4. Практическая работа.

У. Реализуем первую цель.

Сегодня у нас практическая работа. Будем работать в парах. У каждой пары на столе стоят весы. Рассмотрите их. Эти весы предназначены для взвешивания предметов малой массы.

У. Весы – это прибор для измерения массы. На прошлом уроке вы узнали, какие бывают весы. А сегодня будем работать с чашечными весами. Весы состоят из двух чаш, коромысла. Взвешиваем с помощью комплекта гирь. На одну чашу весов кладем груз, а на другую - гири, стараясь уравновесить чаши весов.

У. Как вы думаете, сколько сахарного песка в одной столовой ложке? (ответы детей).

У. Проверим наше предположение взвешиванием. Полученный результат будем записывать в таблицу. Эти данные могут пригодиться для приготовления пищи.

Дети взвешивают.

У. Поднимите руки «домиком» пары, которые уже взвесили?

2-3 пары называют свой результат.

Аналогичная работа проводится с манной крупой и рисом.

В результате получается таблица. Какой вывод можно сделать?

Название продукта

Масса в граммах

Сахар (песок)

25

Манная крупа

30

Рис

20

У. Для приготовления одной порции манной каши требуется 60 г крупы. Сколько ложек крупы нужно взять? (2 столовые ложки)

У. Молодцы! Хорошо поработали! А теперь отдохнем.

5. Физкультминутка.

Упражнения для глаз. «Часики», «Колесики», «Восьмерки».

Как живешь? Вот так!
Как идешь? Вот так!
Как летишь? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
Как шалишь? Вот так!
Как сидишь? Вот так!

6. Повторение таблицы единиц массы.

У. Сравнить величины.

Первые номера работают у доски с комментированием:

3 кг 60 г … 3600 г
4 т 20 кг … 4200 кг
15 кг 900 г … 16400 г
85 кг … 85 км

Вторые номера выполняют задание самостоятельно в тетрадях. Один ученик у доски. Затем проверка.

У. Работа по учебнику.

Задача №243.

  1. Прочитайте самостоятельно. Жужжащее чтение. Из 1 кг макулатуры можно изготовить 25 школьных тетрадей. Сколько таких тетрадей можно изготовить из 1 ц макулатуры? Из 1 т макулатуры? Какие слова не понятны в задаче?
  2. Как устроена эта задачи? (два вопроса)
  3. Прочитаем задачу с первым вопросом?

Анализ задачи.

Составим план решения задачи. ( Чтобы узнать, сколько тетрадей можно изготовить из 1 ц макулатуры, нужно сначала выразить величины в одинаковых мерках. 1ц=100кг. 1ц больше кг в 100 раз, значит, из 1ц можно изготовить в 100 раз больше тетрадей, чем из 1кг: 25*100=2500(т)

У. Самостоятельная работа. Первые номера решают задачу с первым вопросом, а вторые номера - со вторым. На доске по одному представителю решают задачу за доской.

У. Какие еще вопросы можно придумать к этому условию задачи?

Учащиеся сопоставляют свои записи с записями у доски.

Приятно видеть, что все решения совпали, пояснение и ответ задачи оформили правильно.

Из чего делают бумагу? Нужно бережно относиться к бумаге, так мы сможем сберечь больше деревьев, леса.

7. Итог урока.

Достигли ли мы цели урока? Почему?

Какие задания оказались трудными? Легкими?

Продолжите предложение. На уроке мне понравилось… Мне захотелось…

Кто сегодня помогал на уроке?

Оценки за урок.

Домашнее задание.

Комментирование д.з.

№236(У), 235, более сложное задание стр.48, задача на смекалку.