Строим предложения и тексты

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (42 МБ)


Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Методы обучения:

- исследовательский;

- метод сотрудничества;

- метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Приемы обучения:

- сравнение;

- анализ;

- подведение под понятие.

Технология: коммуникативно-ориентированное обучение.

Средства обучения: интерактивная доска, презентация.

Задачи:

Образовательные:

- углубление представлений о назначении (“работе”) частей речи при выражении мыслей и чувств;

- для изложения мыслей уметь отбирать слова разных частей речи, связывать их по законам языка в предложении.

Развивающие:

- организация открытого диалога для аргументации доказательства своего мнения, для эффективного поиска общего решения;

- усиление интенсивности урока; повышение мотивации учащихся за счет реализации возможностей информационных технологий.

Воспитательные:

- воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму подачи материала;

- воспитание чувства патриотизма, глубокого уважения к героическому прошлому своей Родины, чувства гордости за свой народ;

- формирование эстетического вкуса посредством подачи материала с помощью красочных слайдов.

Ход урока

 Релаксация. Слайд №1

Создание психологической комфортности, эмоциональный настрой на урок.

Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро Вам, улыбчивым лицам.

Подарите друг другу улыбку и подумайте, как хорошо, что мы все вместе собрались. Нам спокойно, уютно. Мы здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните свежесть майского утра, лучик доброты, который принесли в своем сердце наши гости. Выдохните вчерашнюю злость, обиду, забудьте про нее.

Я желаю вам добра.

1. Актуализация темы. Подведение под понятие.

На экране слова: радостный, утро, победил, майское, народный, праздник, весна, отмечали, вспоминают. Слайд №2, 3

У.: - Что написано?

Д.: - Слова.

У.: - Что такое слово?

- Проанализируйте слова и предложите задания.

Д.: - Сгруппировать слова по частям речи, выделить орфограммы, составить словосочетания и т.д.

Д.: - Что такое словосочетание?

Подведение под понятие: как назвать эти слова одним словом? Слайд №4

- Части речи.

- Что такое части речи?

2. Постановка учебной задачи.

У.: - Мы закончили изучать тему “Части речи”.

Для чего нам нужны слова разных частей речи?

Д.: - Чтобы уметь отбирать слова для изложения мыслей и чувств; чтобы наша речь была богатой, образной и т.д.

3. Словарно-орфографическая работа. Слайд №5

Даю определение понятия, а дети называют его.

а) Древнейшее значение этого слова было “наёмщик, состоящий на жалованье”. Слово связано с итальянским сольдо, что означало название монеты. Человек, получающий сольдо, назывался “сольдато”.

- Это слово “солдат”.

б) Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

- “Герой”. (Рассказ об ученике нашей школы)

Родился Николай Куценков 22 апреля 1987 года в г. Каменске-Шахтинском.

Коля был жизнерадостный, оптимистичный, трудолюбивей ученик. Мягкий и добросердечный, общительный и радушный, искренний и скромный, всегда последовательный в словах и действиях. Однако, вопреки этим чертам личности выбрал настоящую мужскую профессию - Родину защищать. В 2007 г. погиб. Сегодня бы ему было всего 24 года.

в) Успех в бою, в войне. (Победа)

г) Солдат, отслуживший срок в армии. В словаре Даля “престарелый служака”.

- Ветеран. (Новое слово)

Алташкин Аркадий Ильич (р. 1926) - семнадцатилетним юношей ушел на фронт. Воевал наводчиком орудия танка танковой бригады 1-го Украинского фронта. Весть о победе встретил в госпитале. Награжден двумя орденами Отечественной войны, медалью “За отвагу”, другими наградами. После войны продолжил армейскую службу. В 1974 году в звании полковника ушел в отставку, а затем вплоть до 1999 года работал военруком в школах № 7, № 12, № 14. Председатель городского совета ветеранов войны и труда (2003-2005).

У.: - Солдат, герой, победа, ветеран - эти слова наиболее часто звучат в канун каких праздников?

Д.: - День защитников Отечества и День Победы.

У.: - Девятого мая исполнится 66 лет со дня победы. Честь и слава героям, защитникам, победителям, ветеранам. Слайд №6

4. Работа с предложением. Слайд №7

На доске запись: войны наш ветеранам поклон низкий

У.: - можно ли эту запись назвать предложением?

- Как отличить предложение от набора отдельных слов?

- Что такое предложение?

- Составь предложение. Разбери по частям речи.

- Дополнительное задание. Дополни предложение другими так, чтобы получился рассказ. Можно ли эту запись назвать текстом? Докажи.

- Что такое текст? Слайд №8

5. Электронная физминутка для глаз. Слайд №9

 6. Работа с текстом.

На доске деформированный текст. Слайд №10,11

А вечером с тихого, ясного неба бухает гром. Над крышами разноцветные звёзды то взойдут в один миг, то растают... Что же это?

В день Победы встречаются ветераны войны и вспоминают однополчан, бои.

Девятого мая отмечают замечательный народный праздник - День Победы. Этого праздника люди ждали долгих четыре года. Столько продолжалась битва с фашистами - Великая Отечественная война.

Это - салют. Добрая огненная памятка о силе и славе наших защитников.

У.: - Правильна ли такая последовательность частей? Что нужно сделать, чтобы текст стал понятным?

Толкование слов: Великая Отечественная война. Слайд №12

- Сколько частей в тексте? Как они связаны?

- Озаглавьте текст.

9 мая в нашем городе будут чествовать ветеранов и будет дан салют. А в Москве – главный салют. Слайд №13

Рассказ о георгиевской ленточке.

Георгиевская лента – символ доблести и славы. Знак особого отличия, двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали.

Цвета ленты — чёрный и жёлто-оранжевый — означают “дым и пламя” и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.

Георгиевская лента – общественная акция, посвященная празднованию Дня Победы. Акция стала традиционной и проводится ежегодно с 2005 года, с 12 апреля по 12 мая.

(Всем детям и гостям дарю ленточку)

7. Итог рока. Рефлексия. Самооценка. Слайд №14

- Довольны ли вы своей работой?

Ребята, на экране три смайлика: усвоил тему, не совсем усвоил, не усвоил.

Если сегодня на уроке вам было не сложно работать и вы справлялись со всеми заданиями без ошибок, то поместите своего смайлика в компанию первого. Если при выполнении заданий на уроке вам нужна была помощь, поместите в компанию второго смайлика. Ваш смайлик в компании третьего - объяснит мне, что у вас были проблемы на данном уроке, и мы с вами на следующих уроках должны с ними справиться вместе.

У каждого ребенка три смайлика. Он выбирает того, который соответствует уровню его знаний.

8. Инструктаж домашнего задания.

Составь небольшой рассказ на тему “Почему победа была за нами?” или по учебнику: с. 125, у. 4.