Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Методы обучения:
- исследовательский;
- метод сотрудничества;
- метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Приемы обучения:
- сравнение;
- анализ;
- подведение под понятие.
Технология: коммуникативно-ориентированное обучение.
Средства обучения: интерактивная доска, презентация.
Задачи:
Образовательные:
- углубление представлений о назначении (“работе”) частей речи при выражении мыслей и чувств;
- для изложения мыслей уметь отбирать слова разных частей речи, связывать их по законам языка в предложении.
Развивающие:
- организация открытого диалога для аргументации доказательства своего мнения, для эффективного поиска общего решения;
- усиление интенсивности урока; повышение мотивации учащихся за счет реализации возможностей информационных технологий.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму подачи материала;
- воспитание чувства патриотизма, глубокого уважения к героическому прошлому своей Родины, чувства гордости за свой народ;
- формирование эстетического вкуса посредством подачи материала с помощью красочных слайдов.
Ход урока
Релаксация. Слайд №1
Создание психологической комфортности, эмоциональный настрой на урок.
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро Вам, улыбчивым лицам.
Подарите друг другу улыбку и подумайте, как хорошо, что мы все вместе собрались. Нам спокойно, уютно. Мы здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните свежесть майского утра, лучик доброты, который принесли в своем сердце наши гости. Выдохните вчерашнюю злость, обиду, забудьте про нее.
Я желаю вам добра.
1. Актуализация темы. Подведение под понятие.
На экране слова: радостный, утро, победил, майское, народный, праздник, весна, отмечали, вспоминают. Слайд №2, 3
У.: - Что написано?
Д.: - Слова.
У.: - Что такое слово?
- Проанализируйте слова и предложите задания.
Д.: - Сгруппировать слова по частям речи, выделить орфограммы, составить словосочетания и т.д.
Д.: - Что такое словосочетание?
Подведение под понятие: как назвать эти слова одним словом? Слайд №4
- Части речи.
- Что такое части речи?
2. Постановка учебной задачи.
У.: - Мы закончили изучать тему “Части речи”.
Для чего нам нужны слова разных частей речи?
Д.: - Чтобы уметь отбирать слова для изложения мыслей и чувств; чтобы наша речь была богатой, образной и т.д.
3. Словарно-орфографическая работа. Слайд №5
Даю определение понятия, а дети называют его.
а) Древнейшее значение этого слова было “наёмщик, состоящий на жалованье”. Слово связано с итальянским сольдо, что означало название монеты. Человек, получающий сольдо, назывался “сольдато”.
- Это слово “солдат”.
б) Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
- “Герой”. (Рассказ об ученике нашей школы)
Родился Николай Куценков 22 апреля 1987 года в г. Каменске-Шахтинском.
Коля был жизнерадостный, оптимистичный, трудолюбивей ученик. Мягкий и добросердечный, общительный и радушный, искренний и скромный, всегда последовательный в словах и действиях. Однако, вопреки этим чертам личности выбрал настоящую мужскую профессию - Родину защищать. В 2007 г. погиб. Сегодня бы ему было всего 24 года.
в) Успех в бою, в войне. (Победа)
г) Солдат, отслуживший срок в армии. В словаре Даля “престарелый служака”.
- Ветеран. (Новое слово)
Алташкин Аркадий Ильич (р. 1926) - семнадцатилетним юношей ушел на фронт. Воевал наводчиком орудия танка танковой бригады 1-го Украинского фронта. Весть о победе встретил в госпитале. Награжден двумя орденами Отечественной войны, медалью “За отвагу”, другими наградами. После войны продолжил армейскую службу. В 1974 году в звании полковника ушел в отставку, а затем вплоть до 1999 года работал военруком в школах № 7, № 12, № 14. Председатель городского совета ветеранов войны и труда (2003-2005).
У.: - Солдат, герой, победа, ветеран - эти слова наиболее часто звучат в канун каких праздников?
Д.: - День защитников Отечества и День Победы.
У.: - Девятого мая исполнится 66 лет со дня победы. Честь и слава героям, защитникам, победителям, ветеранам. Слайд №6
4. Работа с предложением. Слайд №7
На доске запись: войны наш ветеранам поклон низкий
У.: - можно ли эту запись назвать предложением?
- Как отличить предложение от набора отдельных слов?
- Что такое предложение?
- Составь предложение. Разбери по частям речи.
- Дополнительное задание. Дополни предложение другими так, чтобы получился рассказ. Можно ли эту запись назвать текстом? Докажи.
- Что такое текст? Слайд №8
5. Электронная физминутка для глаз. Слайд №9
6. Работа с текстом.
На доске деформированный текст. Слайд №10,11
А вечером с тихого, ясного неба бухает гром. Над крышами разноцветные звёзды то взойдут в один миг, то растают... Что же это?
В день Победы встречаются ветераны войны и вспоминают однополчан, бои.
Девятого мая отмечают замечательный народный праздник - День Победы. Этого праздника люди ждали долгих четыре года. Столько продолжалась битва с фашистами - Великая Отечественная война.
Это - салют. Добрая огненная памятка о силе и славе наших защитников.
У.: - Правильна ли такая последовательность частей? Что нужно сделать, чтобы текст стал понятным?
Толкование слов: Великая Отечественная война. Слайд №12
- Сколько частей в тексте? Как они связаны?
- Озаглавьте текст.
9 мая в нашем городе будут чествовать ветеранов и будет дан салют. А в Москве – главный салют. Слайд №13
Рассказ о георгиевской ленточке.
Георгиевская лента – символ доблести и славы. Знак особого отличия, двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали.
Цвета ленты — чёрный и жёлто-оранжевый — означают “дым и пламя” и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.
Георгиевская лента – общественная акция, посвященная празднованию Дня Победы. Акция стала традиционной и проводится ежегодно с 2005 года, с 12 апреля по 12 мая.
(Всем детям и гостям дарю ленточку)
7. Итог рока. Рефлексия. Самооценка. Слайд №14
- Довольны ли вы своей работой?
Ребята, на экране три смайлика: усвоил тему, не совсем усвоил, не усвоил.
Если сегодня на уроке вам было не сложно работать и вы справлялись со всеми заданиями без ошибок, то поместите своего смайлика в компанию первого. Если при выполнении заданий на уроке вам нужна была помощь, поместите в компанию второго смайлика. Ваш смайлик в компании третьего - объяснит мне, что у вас были проблемы на данном уроке, и мы с вами на следующих уроках должны с ними справиться вместе.
У каждого ребенка три смайлика. Он выбирает того, который соответствует уровню его знаний.
8. Инструктаж домашнего задания.
Составь небольшой рассказ на тему “Почему победа была за нами?” или по учебнику: с. 125, у. 4.