Тип урока: Урок-путешествие в космос.
Цель урока: Создать условия для обобщения знаний по теме, провести предварительный контроль знаний.
Задачи урока:
- способствовать подготовке к контролю знаний;
- формирование саморазвития и самооценки личности; организация самостоятельной работы;
- развитие познавательного интереса к предмету.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, оформление доски рисунками учащихся.
Ход урока
Слайд 1 – путешествие в космос
Учитель: ребята, сегодня у нас урок повторного обобщения знаний по теме: “Вселенная”.
(Говорит о целях урока)
И для этого наш отряд юных космонавтов и отряд учителей отправится в космическое путешествие на этой ракете.
Слайд 2
Далёкие звёзды над нами горят,
Зовут они в гости пытливых ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас,
И вот мы к полёту готовы сейчас.
Скомандует диктор: “Внимание, взлёт!”
И наша ракета помчится вперёд.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.
Обращение: Космонавты, надеть шлемы, пристегнуть ремни, завести моторы!
Начинаем отсчёт (дети считают вместе с учителем): 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Пуск!
Звучит инструментальная музыка “Спейс”
Учитель: Летим! Красота! кругом звёзды, планеты!
Вопросы: (дети отвечают)
- А какие планеты вращаются вокруг Солнца?
- На какие группы они делятся?
- Перечислите планеты земной группы.
- Перечислите планеты гиганты.
Раздаю описания всем на парты: “Отгадай планету”
Отгадывают (описания взяты из текста учебника)
Ребята, смотрите, звезда упала! Верно?
Дети отвечают, нет и почему.
А теперь давайте сравним планеты и звёзды
Слайд таблица
Дети смотрят и сравнивают
Учитель: летим дальше. Вы видите Луну
Слайд Луна
Сейчас мы выйдем, отдохнём, подышим свежим воздухом, позагораем.
Но что это? На борт нашего корабля поступила телеграмма, она зашифрована.
Давайте её отгадаем:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
3,15,10,14,1,15,10,6!
16,20,5,16,23,15,21,20,30 15,6,13,30,9,33!
(ВНИМАНИЕ! ОТДОХНУТЬ НЕЛЬЗЯ!)
Вопросы: учащимся
Дети отвечают.
Ну, тогда мы полетим на Солнце, там отдохнём.
Слайд Солнце.
Дети отвечают нет и почему.
- Что такое Солнце?
- Как его называют?
- Какова его величина по сравнению с Землёй?
- Каково расстояние от Земли до Солнца?
- А знаете ли вы, что пройти такое расстояние можно за – 10 тысяч лет, проехать поездом – за 340 лет, пролететь самолётом – за 20 лет, пролететь на ракете – за 5 месяцев.
Учитель:
Тогда мы представим, что мы космические тела и подвигаемся.
Физминутка.
Спейс.
А что это за странные числа?
Слайд с числами:
+6000
150 000 000
384 000
300 000
88
1 000 000
+15 000 000
А теперь разгадаем кроссворд
Слайд с кроссвордом
А теперь всем задание:
Представим, что мы повстречались с гуманоидами, покажите, как бы вы с ними общались. (дети показывают пантомимой)
Итог:
Возвращаться нам пора
По местам, мои друзья!
Из полёта возвратились,
Мы на Землю опустились!
Слайд Земля
А теперь давайте вспомним пословицы, поговорки, загадки о небесных телах.
Дети свои, а учитель предлагает им.
- Рассыпался горох на 70 дорог?
- Синяя шапка. Вся в заплатках?
- Родится с рогами, потом их теряет?
- Летом греет, зимой холодит? (Солнце)
- Не стукнет, не брякнет, а в окно войдёт? (свет)
Мы земляне, давайте расскажем, что мы знаем о Земле.
- Какую форму имеет Земля?
- Покажите на карте экватор, северный и южный полюса.
- За какое время Земля делает полный оборот вокруг своей оси, Солнца?
- Почему на Земле сменяется день и ночь, времена года?
Наш урок подходит к концу, а теперь все сами поставят оценки, в тетради и покажите мне, а теперь гостям.
Все молодцы!
А теперь посмотрим, как вы подтвердите свои оценки:
Всем раздаю вопросы, и дети на них отвечают в форме игры “Да-нет”, сразу проводится взаимопроверка, выставляют друг другу оценки и сравнивают их с теми, которые поставили сами себе, делают выводы. (10 готовых вопросов из учебника Сонина).
Итог: Ну и давайте выберем самого находчивого космонавта (дети предлагают сами).
Дарю ему подарок.
А всем остальным космические конфеты оставили инопланетяне.
Д/З подготовиться к к.р.
Слайд Спасибо за урок.