Урок истории в 5-м классе по теме «Троянская война и поэма Гомера "Илиада"»

Разделы: История и обществознание


Цели:

Образовательные

  • Сформировать у учащихся общее представление о целях, ходе и результатах. Троянской войны.
  • Знакомство учащихся с основными героями поэмы Гомера «Илиада».

Воспитательные

  • Формирование толерантного отношения к истории другого народа.
  • Формирование уважительного отношения к достижениям культуры другого народа.
  • Повышение интереса к предмету.
  • Повышение общей эстетической культуры.

Развивающие

  • Развитие навыков работы с картой, ориентирование по сторонам света, расширение географического кругозора.
  • Развитие навыков групповой работы.
  • Развитие монологической речи учащихся.
  • Развитие умения работать с различными источниками информации.
  • Развитие навыков решения исторических задач.
  • Развитие умений вести дискуссию.

Оборудование:

АРМ, презентация, репродукции картин в виде пазлов, контурные карты, карточки с именами героев, карточки с филвордом по именам героев, х/ф «Троя», карточки с тестами.

Приложение (Презентация)

Приложение 2

Этап урока Деятельность учителя Содержание Деятельность учеников
Организационный момент Приветствует Здравствуйте и садитесь. Сегодня мы познакомимся со многими героями Древней Греции, узнаем некоторые тайны Троянской войны, познакомимся с выдающимся произведением древности – поэмой Гомера «Илиада». Слушают
Актуализация знаний Организует работу с тестами (Приложение 1)

Демонстрирует яблоко, коня и пятку.

Организует беседу по причине войны.

Возьмите, пожалуйста, тесты и ответьте на 5 вопросов о начале Троянской войны.

Поменяйтесь тестами проверьте работу соседа по парте.

Я покажу вам три вещи, а вы скажите, как они связаны с Троянской войной и какие известные изречения появились в связи с этим.

Итак, согласно мифу, причиной троянской войны стал спор из-за яблока. Давайте запишем это с одной стороны листка, а с другой запишем причину, о которой говорят сегодня ученые. Посмотрите на карту и вспомните, какие народы на рубеже 3–2 тыс. до н.э. завоевывают Балканский полуостров? Итак, народа стало много, что мы можем предположить дальше? Правильно, людям необходимо куда-то переселяться. Куда? Совершенно верно. Один из Вариантов в Малую Азию.

Тогда запишем еще одну причину: переселение части греков на полуостров Малая Азия.

Пишут тест.

Проверяют

Яблоко раздора. Троянский конь. Ахиллесова пята.. Рассказывают.

Беседа.

Открытие новых знаний. Вопрос №1. Гомер и его поэма «Илиада». Рассказывает О событиях того времени сложено немало легенд, среди которых героические песни слепого Гомера, в которых тесно переплетаются действительность и вымысел. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. За честь называться его родиной спорили семь городов. Можно предположить, что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э. До нас дошли две его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Сегодня мы познакомимся с одной из них – «Илиадой». Раньше поэмы Гомера считались просто литературными произведениями, не связанные с действительностью. Весь мир того времени склонялся к мнению, что они соединили содержание различных мифов. И только археолог Г.Шлиман подошёл к ним как к историческим источникам. Произошло важное событие, вследствие которого историки изменили своё мнение о содержании поэм. В 70-е годы XIX века немецкий археолог он провёл раскопки на полуострове Малая Азия и обнаружил там руины древнего города.

Итак, в основе поэмы Гомера “Илиада” лежит миф о последнем – десятом годе Троянской войны. Ее название происходит от второго названия города Троя – Илион. Каким же он был?

Слушают
Видеофрагмент фильма «Троя» Город строился постепенно, как показано на слайде. Когда же туда прибыло греческое войско, он выглядел так.  
Вопрос №2. Герои Троянской войны и хронология событий. Организует работу с различными источниками информации в группах по 4 человека.

Демонстрирует эпизоды из х/ф «Троя»

Теперь я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека. Возьмите пазлы. Соберите картину, прочитайте текст, который у вас есть и на основании текста и картины придумайте название этого эпизода.

Теперь я показываю картину, та группа, у которой был этот эпизод, говорит, как они его назвали и кратко пересказывает суть. А остальные ребята записываю название эпизода в тетрадь.

В эпизоде с троянским конем вопрос: Как вы думаете, как троянцы могли перехитрить Одиссея и узнать, что в коне кто-то спрятался.?

Выполняют задание в группах. Анализ картины и отрывка из поэмы или мифа.

По 1 человеку от группы рассказывает о результатах работы. Записывают в тетрадь хронологию событий.

Предлагают решения задачи

Закрепление знаний. Организует работу с филвордами и заполнение таблицы Итак, Троянская война завершилась победой греков над троянцами. В каждом из сражавшихся лагерей было множество славных героев. Найдите их имена на карточке с филвордом и запишите их в таблицу. Отгадывают в парах имена, зашифрованные в филвордах и разносят их в таблицу (Приложение 3)
Домашнее задание Диктует. § 31 п. 1, 2. Заполнить пропуски в карточке.