Тип урока – изучение и первичное закрепление новых знаний.
Перечень оборудования – презентация, фотоматериалы, дидактический материал, образцы полезных ископаемых, научно-познавательная литература, толковый словарь, кроссворд, карта с топографическими знаками.
Краткое содержание:
- Организационный этап.
- Подготовительный этап.
- Работа над новым материалом.
Воспоминание в памяти учащихся уже имеющихся знаний.
Актуализация знаний.
Работа в группах:
- Демонстрация образцов природных ископаемых
- Изучение образцов через лупу, наблюдение, характеристика некоторых свойств
- Сообщение учителя или поиск информации в справочнике или чтение на слайдах
- Поиск условных обозначений
- Физкультминутка.
- Практические опыты.
- Виртуальная экскурсия “Способы добычи полезных ископаемых”
- Чтение произведения Е.Спиридонова “Кемпендяй”, слушание песни.
- Этап рефлексии. Обмен мнениями. Отгадывание загадок, кроссворда.
- Домашнее задание по выбору:
Описание свойств соли. Работа в парах.
(по материалам сетевого проекта “Тур домой”)
- Поиск информации в справочной литературе о производственных профессиях.
- Подготовка сообщения по темам на выбор:
– “Профессии промышленности”
– “Династии производственных профессий”
- Сочинение-рассуждение “Чем важны производственные профессии?”
Урок окружающего мира в 3-м классе
Цель урока: знакомство с полезными ископаемыми Сунтарского улуса и их практическим использованием.
Задачи урока:
– знакомство с полезными ископаемыми, добываемыми в Сунтарском улусе;
– ознакомление со способами добычи полезных ископаемых посредством виртуальной экскурсии;
– наблюдение над свойствами полезных ископаемых, проведение простейших опытов;
– определение значения полезных ископаемых для человека;
– знакомство с творчеством писателя Е.Спиридонова (произведением “Кемпендяй”)
– извлечение и использование дополнительного материала из научно-познавательных источников.
Формирование УУД:
Регулятивные:
– осмысление учебной задачи, планирование своих действий, осуществление пошагового контроля;
– умение выбирать и использовать нужную информацию для решения учебных и практических задач.
Познавательные:
– различение по внешнему виду и характеристика свойств полезных ископаемых, определение их значений для человека;
– умение пользоваться научно-популярной литературой.
Коммуникативные:
– планирование совместных действий в паре и группах;
– умение извлекать и представлять необходимую информацию в письменной и устной форме.
Личностные:
– осмысление бережного отношения к природе и полезным ископаемым;
– знакомство с производственными профессиями, рассуждение их значимости.
Термины и понятия: полезные ископаемые, месторождение, шахты, карьеры, скважины.
Ресурсы и оборудование:
– энциклопедии;
– учебник “Окружающий мир”;
– толковый словарь;
– образцы полезных ископаемых: соль, каменный уголь, цеолит, ...
– лупы;
– мультимедийный проектор, ПК;
– для опытов: стакан с водой, соль, ложка.
Ход урока
1. Организационный этап:
Учебно-познавательная деятельность |
Формирование УУД |
– О чём говорит название темы сегодняшнего урока “Кладовые Сунтарской Земли”? – О каких полезных ископаемых нашего улуса вы слышали? Знаете? Совместно формируются основные учебные задачи урока: – узнать о полезных ископаемых Якутии и Сунтарского улуса – исследовать и провести опыты – узнать о способах добычи полезных ископаемых – знакомство с творчеством писателя Е.Спиридонова (с произведением “Кемпендяй”) |
– Воспоминание в памяти учащихся уже имеющихся знаний – Умение выбирать и использовать нужную информацию для решения учебных и практических задач. |
2. Подготовительный этап. Актуализация знаний:
– Какие полезные ископаемые Якутии и Сунтарского улуса вам знакомы?
– Просмотр на проекторе:
Полезные ископаемые Якутии (Слайд №2)
Основывается на знаниях детей. Обмен информацией, приобретёнными ранее знаниями.
3. Работа над новым материалом. Полезные ископаемые Сунтарского улуса.
Учебно-познавательная деятельность |
Формирование УУД |
Просмотр слайдов (№4-9) Работа в группах:
|
– умение выбирать и использовать нужную информацию для решения учебных и практических задач. – умение пользоваться научно-популярной литературой. |
4. Физкультминутка
5. Практические опыты.
Учебно-познавательная деятельность |
Формирование УУД |
Описание свойств соли. Работа в парах.
1. Сыпучая. 2. Растворяется ... |
– планирование совместных действий в паре и группах; – умение извлекать и представлять необходимую информацию в письменной и устной форме. – различение по внешнему виду и характеристика свойств полезных ископаемых, определение их значений для человека; – умение пользоваться научно-популярной литературой.
|
6. Виртуальная экскурсия “Способы добычи полезных ископаемых”
(по материалам сетевого проекта “Тур домой”)
Учебно-познавательная деятельность |
Формирование УУД |
– Знаете ли вы как добывают полезные ископаемые? – Знаете ли вы о способах добычи полезных ископаемых? (шахта, рудник, карьер). Показ слайдов “Кемпедяйское месторождение соли”, “Способы добычи полезных ископаемых” Термины: месторождение, шахты, карьеры, скважины. (Работа по толковому словарю) |
– осмысление бережного отношения к природе и полезным ископаемым; – знакомство с производственными профессиями, рассуждение их значимости. – умение пользоваться научно-популярной литературой, словарём |
7. Чтение произведения “Кемпендяй”. Слушание песни.
Учебно-познавательная деятельность |
Формирование УУД |
– Давайте познакомимся с произведением Е.Спиридонова “Кемпендяй” живописной местности, которое стало песней. Е Спиридонов тыллара уонна мелодията. 1. Кэмпэндээйим биэрэгим урдугэр 2. Кыра сылдьан оонньуурбун саныыбын, 3. Туустаах хайам урдугэр тахсаммын 4. Кый быданна ыраахха булчуттар |
– осмысление бережного отношения к природе и полезным ископаемым; – формирование эмоционального восприятия произведения, чувства гордости за природу родного края |
8. Этап рефлексии. Обмен мнениями.
– А далее нас ждёт серьёзная работа. Каждый выбирает по своему усмотрению задание, это отгадывание загадок или кроссворда. (Карточки, слайд №17)
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ)Этот мастер белый-белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)Из глубоких скважин воду извлекаем.
Что вода полезная, мы, конечно, знаем.
И прозрачная она, словно бы хрустальная
Называется вода – ... (минеральная).Пусть испачкаюсь я весь,
Но здоровью помогу! (Лечебные грязи)
Домашнее задание.
Рекомендации для занятий в семье (по выбору):
- Поиск информации в справочной литературе о производственных профессиях.
- Подготовка сообщения по темам на выбор:
- “Профессии промышленности”.
- “Династии производственных профессий”.
- Сочинение-рассуждение “Чем важны производственные профессии?”.