Цели урока:
- Образовательные: учащиеся должны вывести уравнение обмена и сформулировать понятие скорости обращения денег, анализируя экономические ситуации.
- Развивающие: школьники учатся устанавливать логические связи и взаимозависимости между экономическими явлениями на основе уравнения обмена, прогнозировать последствия принимаемых экономических решений.
- Воспитательные: воспитывать активную личность, имеющую собственные верные и устойчивые суждения.
Оборудование:
- презентация к уроку,
- мультимедийный проектор,
- компьютер,
- экран,
- раздаточный материал «Экономические ситуации».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний учащихся о функциях денег, умений их различать.
Анализ ситуации №1 (раздаточный материал № 1). Ответ учащихся на вопрос № 1. (СЛАЙД 1)
III. Изучение нового материала.
- Мотивация учащихся.
Деньги в экономике выполняют очень важную работу. Значение денег в жизни каждого человека велико.
Вопрос. Как вы понимаете смысл высказываний? (СЛАЙД 2)
«Счастье не в деньгах, а в их количестве»
«Денег много не бывает»
Ответ. Чем больше денег у человека (семьи), тем выше его благосостояние, он может полнее удовлетворять свои потребности.
Вопрос. А с точки зрения государства в целом, хорошо ли когда в экономике страны много денег? Надо ли уметь определять необходимое экономике страны количество денег? (СЛАЙД 3)
Ответ. Ученики выдвигают различные гипотезы.
- Постановка учебной задачи и сообщение темы урока.
Задача урока: выяснить, как определить необходимое экономике количество денег, чтобы она нормально функционировала. (СЛАЙД 4)
Запишите в тетради тему урока «Количество денег, необходимое для экономики страны» (СЛАЙД 5)
Ученики записывают тему урока в тетради.
- Анализ ситуаций.
Работа над вопросами № 2 и № 3 к ситуации № 1 из Раздаточного материала № 1. (СЛАЙД 6)
Ответ. Стоимость сделки составляет 40 рублей. Необходимо цену товара умножить на количество купленного товара.
В экономике в течение года совершается огромное множество сделок купли – продажи, подобных рассмотренной нами. Деньги предназначены обеспечивать нужды торговли. Именно торговля определяет необходимое экономике количество денег.
(СЛАЙД 7) Пусть М – это количество денег, необходимое экономике. Назовём его величиной денежной массы. Р – это средние цены товаров и услуг, продававшихся за год. Q - это количество товаров и услуг, продававшихся за год. Тогда величина денежной массы равна произведению средних цен товаров и услуг и их количества.
(СЛАЙД 8) Давайте проанализируем ситуации №2 а), б), в), г). Ответьте на вопросы и запишите необходимые вычисления на доске и в тетрадях.
Ответы. а) М = 6 х 100 000 = 600 000 (руб.)
б) М = 6 х 200 000 = 1 200 000 (руб.)
в) денежная масса увеличилась в 2 раза. Если увеличивается количество товаров и услуг в экономике (Q) (выпуск продукции в экономике растёт), то и величина денежной массы (М) также должна стать больше. Говоря языком математики, между Q и М существует прямая зависимость.
г) 1 600 000 = Р х 200 000
Р = 8 (руб.)
В Эколандии вырастут цены.
Вопрос. Есть выражение «Денежная масса управляет ценами». Как вы это понимаете? (СЛАЙД 9)
Ответ. Если выпуск продукции не изменится, а величина денежной массы вырастет, то могут вырасти цены. Это произойдёт потому, что выпустить (напечатать, начеканить деньги) можно довольно быстро, а вот объём производства товаров и услуг увеличить также быстро сложно.
Вопрос. Чем опасен рост цен в экономике?
Ответ. Благосостояние граждан снижается.
Вопрос. Какова зависимость между величиной денежной массы и средним уровнем цен?
Ответ. Прямая зависимость.
- Анализ ситуации. (СЛАЙД 10)
Учитель читает текст и показывает слайд.
«Ранним утром булочник испёк и продал хлеб, выручив 1 тысячу рублей.
В обеденный перерыв он потратил эту сумму на покупку шляпы.
Час спустя шляпник купил на полученные от шляпника деньги сапоги для тренировок на ипподроме.
Сапожник, получив тысячу рублей, выкупил у кожевенника сырьё для своего производства.
Вечером кожевенник отметил свой день рождения, угостив друзей в кафе, потратив ту же самую тысячу рублей».
- Обсуждение ситуации.
Вопрос. Сколько сделок было совершено в течение дня?
Ответ. 5 сделок.
Вопрос. Подсчитайте, на какую общую сумму были приобретены товары?
Ответ. На 5 000 рублей.
Вопрос. Какая сумма денег фактически осуществила все эти сделки?
Ответ. Сумма денег в 1 000 рублей.
Вопрос. Как вы объясните несоответствие между общей стоимостью всех товаров и фактически использованной суммой денег?
Ответ. Сделки осуществлялись не одновременно, а последовательно. Одна и та же сумма денег, перемещаясь от одного владельца к другому, позволила осуществиться нескольким сделкам купли – продажи.
Действительно, в экономике существует понятие «скорость обращения денег», которое обозначается буквой V. (СЛАЙД 11)
Попытайтесь сформулировать определение этому понятию.
Ответ. Количество сделок, осуществляемое одной и той же суммой денег за определённое время (например, за год). (СЛАЙД 11)
Ученики записывают определение понятия в тетради.
Вопрос. Ребята, вернёмся к рассмотренной ситуации. Как вы считаете, нужно было бы иметь больше денег, если б наша тысячная купюра в течение дня поменяла бы не 5 хозяев, а 8?
Ответ. Нет. Всё равно достаточно будет 1 000 рублей.
Вопрос. Как вы думаете, сколько денег понадобилось бы, если бы шляпник решил отложить покупку сапог до следующего дня, остановил бы движение тысячной купюры на время, а сапожник всё же купил бы сырьё для сапог?
Ответ. Для того чтобы все остальные сделки состоялись, понадобилось бы 2 000 рублей.
Вопрос. Какая взаимозависимость прослеживается между скоростью обращения денег и величиной денежной массы.
Ответ. Чем быстрее деньги меняют кошельки своих хозяев, тем выше их скорость. А чем выше скорость обращения денег, тем меньше их необходимо иметь в обращении. И наоборот. Зависимость между названными величинами обратная.
Вопрос. Как показать в нашей формуле обратную зависимость между величиной денежной массы и скоростью обращения денег? (СЛАЙД 12)
Ответ. Поставить V в знаменатель дроби.
Продолжим анализ ситуаций (ситуация № 2 д) (Раздаточный материал № 2). (СЛАЙД 13)
Ответ. М = 6 х 200 000 / 3 = 400 000 (руб.)
Преобразуем запись формулы, освободимся от дробной черты и получим:
М х V = Р х Q. (СЛАЙД 14)
Запишите эту формулу в тетради. Мы вывели очень важную формулу. Она называется уравнением обмена. Левая часть уравнения – денежная, а правая – товарная. Чем больше товарная часть, тем больше должна быть денежная. И наоборот.
- Подведём итоги.
Вопрос. Разрешены ли проблемы и задача, поставленные в начале урока? Подтвердились ли ваши гипотезы?
Ответы. Государству важно знать какое количество денег должно быть в экономике. Для этого существует уравнение обмена.
IV. Закрепление изученного материала
Вопрос. К чему может привести избыток денег в экономике, когда товарная масса меньше, чем денежная?
Ответ. Эта ситуация может привести к росту цен в экономике, что снизит уровень благосостояния граждан. (СЛАЙД 15)
Вопрос. А если товарная масса окажется больше, чем денежная? К каким последствиям это может привести?
Ответ. Денег может не хватить для осуществления сделок купли – продажи. Это затормозит развитие торговли, производства и потребления. (СЛАЙД 16)
Вопрос. Величиной какой массы определяется величина денежной массы?
Ответ. Денежная масса определяется величиной товарной массы.
Как мы видим, в руках у государства есть очень важный инструмент, через который оно может оказывать существенное влияние на функционирование экономики страны.
V. Домашнее задание.
Изучить текст на странице 98 – 99, задание № 2 на странице 101 (письменно).
VI. Выставление оценок.
VII. Рефлексия.
Вопрос. Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились?
Раздаточный материал
Экономические ситуации
№ 1. Выяснилось, что в доме закончились макароны. Мама попросила Ваню сходить в магазин и купить 2 кг макарон нужного сорта. Она дала сыну 100 рублей и Ваня отправился в магазин за покупкой. Он купил необходимое количество макарон по цене 20 рублей за килограмм.
Мама разрешила сыну оставить сдачу себе. Из этих денег он отдал другу долг за диск к компьютеру, а оставшуюся сумму денег положил в копилку.
- Какие функции выполняют деньги в описанной ситуации?
- Какова стоимость совершённой Ваней сделки?
- Как определить количество денег, необходимое Ване для осуществления сделки купли - продажи макарон?
№ 2. Представьте, что в Эколандии один товар, зерно, удовлетворяет все потребности её населения.
- А) В 2008 году в Эколандии было выращено 100 000 мешков зерна и продано по средней цене 6 рублей за мешок. Какое количество денег необходимо выпустить в обращение, чтобы всё зерно было куплено?
- Б) В 2009 году урожай зерна в Эколандии превзошёл все ожидания. Было выращено 200 000 мешков зерна. Средняя цена зерна не изменилась. Сколько денег необходимо иметь в экономике страны, чтобы весь товар был куплен?
- В) сравните результаты ответов на вопросы в пунктах А) и Б). Сделайте вывод.
- Г) Что произойдёт в экономике Эколандии, если будет напечатана не та сумма денег, которую вы рассчитали в пункте Б), а сумма денег в размере 1 600 000 рублей?
- Д) Вернитесь к пункту Б). Определите необходимое для экономики Эколандии количество денег с учётом скорости их обращения, равной 3 оборотам в год.