Цель урока: помочь ребенку стать читателем-исследователем, подвести его к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова, познакомить учащихся с новым произведением А.C.Пушкина, новым видом жанра (поэма);
Задачи:
- Образовательные: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение), анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
- Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.
- Воспитательные:
- прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.
- формировать коммуникативные навыки работы в группах;
- развивать позитивную самооценку учащихся.
Оборудование к уроку:
- учебник "Литературное чтение. 3 класс" Э.Кац, М., "Астрель", 2011;
- тетрадь на печатной основе "Литературное чтение.3 класс", М., "Астрель", 2011 г;
- портрет А.С.Пушкина;
- выставка книг поэта;
- компьютерная презентация "Мир Пушкина";
- выставка проектов учащихся "Мир Пушкина";
- компьютер, проектор, экран;
- словари В.И.Даля, Д.Ожегова;
- карточки с отрывками из произведений для работы в группах;
- клип к отрывку из поэмы "Руслан и Людмила";
- разноцветные лепестки для цветка "Настроение"
Современные технологии:
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;
- технологии уровневой дифференциации;
- информационно-компьютерные технологии
Ход урока
1. Оргмомент
Слайд 1
Учитель:
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.
И наших гостей пригласим.
2. Проверка домашнего задания
- Вы то знаете, что в путешествие с собой берут самое необходимое. Для нас - это знания.
- Что было задано на дом?
(подготовить сведения о Пушкине)
Учащиеся делятся своими открытиями. Подводится итог работы по проекту "Мир Пушкина"
1 лучший проект защищается на уроке (может быть показана презентация)
Микроитог
Слайд 2
Учитель:
Итак, что вы узнали об А.С. Пушкине?
Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению.
На его воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.
3. Выявление читательского опыта по произведениям А.С. Пушкина -Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете?
А насколько вы хорошо помните, сейчас узнаем из викторины. Названия произведений распределите по группам
(ответы вывешиваются на доске: 1 группа-стихотворение, 2 группа-сказка, 3 группа-поэма- закрыта)
Работа учащихся в группах.
Задания для 1 группы
1.
"Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:"
"Уж небо осенью дышало" (отрывок из стихотворения)
2.
"Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
"Кабы я была царица:"
3.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
("Сказка о Царе Салтане")
Задания для 2 группы
1.
"Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?"
Что же зеркальце в ответ?"
2.
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
3.
"Гонимы вешними лучами,
с окрестных гор уже снега
сбежали мутными ручьями
на потоплённые луга."
"Гонимы вешними лучами:"(отрывок из стихотворения)
Задания для 3 группы
1.
"Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила".
"Сказка о рыбаке и рыбке"
2.
"Жил был поп
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару:"
3.
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
"Сказка о попе и о работнике его Балде"
(Будем изучать произведение)
Задания для 4 группы
1. "Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку:"
2.
"Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок"
"Сказка о золотом петушке"
(Будем изучать произведение)
3.
"Лисица видит сыр,- Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз она не сводит".
(Басня И.А.Крылова) - Ловушка
Дети узнают произведения, а также узнали ловушку.
Учитель:
- Как распределили произведения по группам?
Ученики:
1 группа-стихи, 2 группа-сказки. А что за закрытым окошком???
Вывод: Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете и помните изученные произведения великого русского поэта.
4. Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А.С.Пушкина
Учитель:
- Ребята, а какие по жанру произведения у А.С.Пушкина
Дети:
- Стихотворение, сказка.
ЖАНРЫ произведений А.С.Пушкина: СТИХИ СКАЗКИ ПОЭМА
5. Работа над новым материалом
Учитель:
-Дети, как вы думаете, какая у нас тема урока?
Дети:
- Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.
Учитель:
- Сказочное путешествие продолжается. Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком "У лукоморья дуб зелёный:"
Слайд 3
Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?
(Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)
Учитель:
- Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?
(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)
Учитель:
- Это вступление к поэме "Руслан и Людмила". А что такое поэма? Кто из вас знает?
(Ответы детей)
Учитель:
- Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря Ожегова.
Ученик:
ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
Учитель:
- Ребята, поэма это для вас новый вид жанра произведений А.С.Пушкина
(Учитель открывает третью группу слов на доске - ПОЭМА)
Учитель:
- А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?
(ответы детей)
Опять обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик:
Ученик:
- Лукоморье (поэт. устар.), морская лука - морской залив, бухта, изгиб морского берега.
6. Работа над произведением
Первичное восприятие текста.
Учитель:
Сказочное путешествие продолжается.
Дайте мы отправимся в лукоморье.
Садитесь удобнее, внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?
Чтение подготовленными учениками (чтение сопровождается записью шума моря)
Слайд 4
Беседа по первичному восприятию:
Учитель:
Каким изобразил поэт лукоморье?
Ученики:
Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.
Учитель:
Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?
(Высказывания детей)
Учитель:
Какие вам встретились трудные непонятные слова?
(Дети называют слова)
Учитель:
Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова "дол", "видений", "брег", "чредой", "витязь" и другие, автор окутывает слушателя "седой" стариной, сказочностью, волшебством.
7. Словарная работа
Учебник стр. 86-87, 169,170
Слайд 5
Лукоморье
Неведомые (дорожки)
Невиданные (звери)
:и дол видений полны:
Брег песчаный
Витязь
Чредой
Мимоходом
Пленяет
Темница
Над златом чахнет
:и мёд я пил
Поведать
8. Физкультминутка
Слайд 6
Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут.
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
9. Работа над структурой и эмоциональным строем текста
Учитель:
Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?
Ученики:
Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк.
Учитель:
Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?
Ученики:
Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.
Учитель:
Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?
Ученики:
Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание.
Учитель:
Что вы можете сказать о второй части?
Ученики:
Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса. (Высказывания детей)
Чтение произведения
Беседа по содержанию прочитанного
10. Работа с иллюстрацией в учебнике
Учитель:
Что вы можете рассказать об иллюстрациях? (В учебнике и на доске)
Ученики:
- Мы видим Бабу Ягу колдуна и богатыря
Учитель:
- Найдите строки, к которым сделаны иллюстрации
11. Зарядка для глаз
Учитель:
Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам.
Дети выполняют упражнения "По волнам" (движения слева направо и наоборот), "Морские качели" (движения вверх, вниз).
12. Работа в тетрадях по литературному чтению
Работа в парах
Слайд 7
стр. 22
Заполнение таблицы
(Дети записывают синонимы и антонимы)
Взаимопроверка тетрадей.
Слайд 7
Заполненная таблица с одним из вариантов
Работа с лексическим значением слов (прямое, переносное)
Микроитог
Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.
13. Итог урока
Учитель:
С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?
Ученики:
Поэма.
Учитель:
Что особенно вам понравилось?
Ученики:
Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.
14. Просмотр клипа
Слайд 8
- Чтобы помочь вам ещё глубже почувствовать это произведение, посмотрите и послушайте клип.
15. Рефлексия цветок "Настроение"
Слайд 9
Учитель:
Ребята, наше путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).
Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.
- Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
- Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.
- Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
- Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.
(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)
16. Домашнее задание
Слайд 10
Стр.86 - 87, наизусть, в тетради задание № 4, стр.23
Слайд 11