Цель: углубление, закрепление и проверка усвоения теоретических знаний темы и умений их применять в выполнении расчетных задач.
Технология: применена ДМТ (дидактическая многомерная технология) и созданные на ее основе ЛСМ (логико-смысловые модели) лежат в основе моделирования занятий темы.
Организация занятия: ЛСМ «Полизадача химического уравнения» проецируется на интерактивной доске и на ее фоне в интерактивном режиме ведутся расчеты. Учащимся выдается печатный вариант ЛСМ. Сокращаются потери времени на этапе оформления задач, практически переводя их в режим устного счета, тестовых заданий, обсуждения домашней работы (требуется записать только уравнение реакции), которая может носить индивидуальный и творческий характер. Появляется возможность закрепить и скорректировать решение задач различных типов, обобщить теоретический материал, целостно представив учебную информацию. Ключевые фрагменты тем и формулы представлены в виде опорных схем на ЛСМ, что способствует качественному усвоению материала на основе учета доминирующих полушарий и ведущих каналов восприятия информации учащимися.
В ходе тренинга отрабатывается материал: характеристика химических реакций, ТХУ (термохимические уравнения), скорость химических реакций, расчеты по уравнениям химических реакций, связанные с понятиями количество вещества, масса, объем, правило Вант-Гоффа, смещение химического равновесия.
Проект урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Интерактивная доска с электронным вариантом ЛСМ «Полизадача химического уравнения» (Приложение 1) | Печатный вариант ЛСМ, тестовые задания по теме (Приложение 1), примеры уравнений химических реакций (Приложение 3), таблицы по рефлексии урока (Приложение 4) |
2. Проверка домашнего задания | На доске домашние тесты (Приложение 2) | Проверка и выставление оценок при помощи индивидуальных пультов интерактивной доски |
3. Постановка проблемы, мотивационный этап | Вводное слово учителя: «Красота – совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху, интеллекту, все красивое гармонично наполнено внутренним содержанием. Химическая реакция – знаковая модель и содержит большое количество химической информации в ясной и доступной форме. В ходе урока нам надо доказать, что химическое уравнение – одна из самых красивых знаковых моделей, созданных человечеством, но совершенна ли она?» |
Фронтальная работа – обсуждение с учащимися поэтапного решения проблемы урока, определения несовершенства химического уравнения (оно не отражает все особенности реального химического процесса – можно рассчитать теоретические выходы, многие процессы описываются несколькими уравнениями). |
4. Организация занятия по предложениям учащихся | Работа с интерактивной доской по ЛСМ «Полизадача химического уравнения» (по Приложению 1 и Приложению 3) | Оценки выставляется в карте урока (Приложение 4) каждого ученика. Фронтальная работа у доски учащихся, отдельные упражнения выполняются в парах. При необходимости, на местах, работа по индивидуальному маршруту учащихся, показавших высокий уровень знаний по теме |
5. Подведение итогов урока | В ходе беседы вычленение доказательств совершенства и несовершенства знаковой модели химической реакции. | Выступления учащихся, совместное оценивание работы
конкретных ребят, определяя достигнутый уровень.
Рефлексия (Приложение 4) |
6. Домашнее задание | Индивидуальные, Творческие |
Индивидуальные, творческие задания (например, придумать упражнения по конкретному уравнению, найти уравнение из заданий ЕГЭ) |
Библиографический список
- Левкин А.Н., Карцова А.А., Домбровская С.Е., Крутецкая Е.Д. «Химия: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы: серия «Итоговый контроль: ЕГЭ»» – М.; СПб.: Просвещение, 2011. – 302 с.
- Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровень. 10-11 классы: учебно-методическое пособие под ред. В.Н. Доронькина. – Изд.2-е. – Ростов \Д: Легион,2011. – 476 с.
- Галыгина И.В. Современные технологии преподавания химии: 8-11 классы: учебно-методическое пособие. – М.: Вентана-Граф. 2009 – 160 с.