Урок русского языка "Родственные слова", УМК "Школы России". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


1 этап. Психологическая установка на урок

- Ребята, давайте создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Как вы это сделаете? (улыбнёмся друг другу)

Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Пора начать урок!
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу
И красиво напишу! (число, классная работа)

2 этап. Сообщение темы и целей урока. - Сегодня на уроке мы поговорим о родственниках и наш урок будет называться "Собираем родственников" (Приложение, слайд 1,). - Как вы думаете, кого можно назвать родственником? (маму, папу, дядю и т.д.) (слайд 2 ) - С вами согласен поэт Яков Аким - давайте прочитаем его стихотворение (слайд 3 )

Моя родня Мама с папой - моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю :

- А вот что говорит другой писатель Константин Паустовский. (слайд 4). "Родник родит речку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня."

- Как вы думаете, что он хотел нам сказать? (то, что у слов тоже есть родственники) - Каких же родственников мы будем собирать на уроке? (родственные слова)

3 этап. Словарная работа.

- Давайте сейчас отыщем родственников к следующему слову. Но к какому - вам нужно отгадать! (слайд 5,6)

 Бел, как снег, в чести у всех.
В рот попал - там и пропал.

- Молодцы! Это сахар. (слайд 7). Определите количество слогов. Какой слог ударный?

- Прочитайте, какое лексическое значение имеет слово: "Один из основных питательных продуктов, белое кристаллическое сладкое вещество, добываемое из свекловицы или из особого вида тростника."

- Хорошо. А теперь определите по словарю букву "опасного" гласного звука (а). - Использование слова "сахар" в тексте. (слайд 9 ) - Выполним задания, записанные на слайде. (слайд 10 )

4 этап. Работа по теме.

- Мы записали родственные слова к слову сахар.

Давайте сделаем вывод - какие слова можно назвать родственными? (слайд 11)

РОДСТВЕННЫЕ - это слова, у которых есть общая часть и общее смысловое значение.

- Молодцы!

5 этап. Физминутка. (зарядка для глаз) (слайд 12-18)

6 этап. Работа по теме (продолжение).

- Вы сумели определить общую часть слова сахар. Прочитайте стихотворение Н. Бетеньковой и скажите, как называется общая часть родственных слов? (слайд 19)

Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.

- Правильно, это корень слова. - А как по-другому можно назвать родственные слова? (однокоренные)

- Попробуйте определить, почему корень слова - главная часть?

Корень слова - главная,
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.

- Прочитайте правило (стр.64 учебника)

7 этап. Самостоятельная работа. (слайд 20)

- Перед вами задание - попробуйте выполнить.

Спиши и подчеркни лишнее:

Добрый, чуткий, доброта.

Учитель, школьник, ученик, учение.

Шиповник, шипеть, шипы.

Водный, вода, водитель. Проверка: фронтально.

Игра-тест "Четвертый лишний" Обоснуй ответ.

Носильщик, носатый, нос, носишко

Печурка, печатать, печка, печник

Завесить, обвесить, веселый, довесок

Лисица, лисьи, лисенок, листик

- Как искали корень слова? (слайд 21)

8 этап. Итог урока. (слайд 22)

К кругу дети добавляют "лучики" с написанными на них родственными словами. На доске появляется солнце.

9 этап. Домашнее задание. (слайд 23) Упр.9; правило, стр.64 (учить);

 Рефлексия (слайд 26) - Дорогие ребята, наш урок подошёл к концу. Вспомните свои впечатления на уроке. Закончите предложения:

- Мне было трудно: - Я сомневался, когда: - Мне понравилось: - Я могу себя похвалить за, что:

- Молодцы!

Игра-тест "Четвертый лишний" Обоснуй ответ.

1.Носильщик, носатый, нос, носишко 2.Печурка, печатать, печка, печник 3.Завесить, обвесить, веселый, довесок 4.Лисица, лисьи, лисенок, листик

Игра-тест "Четвертый лишний" Обоснуй ответ.

1. Водитель, вода, водяной, водица 2. Речка, речной, речь, речник 3. Свесить, отвесить, веселый, довесок 4.Медок, медовый, медь, мёд