Цель: развитие умения различать падежи по совокупности признаков.
Задачи:
- отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных;
- развивать навык правописания падежных окончаний имён существительных;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать коммуникативные умения (слушать товарища, быть вежливым); умения самоорганизовываться (планировать собственную деятельность, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль);
Тип урока: закрепление знаний
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование:
- Презентация «Русский язык»;
- ПК;
- Мультимедиа-проектор;
- Разрезные карточки (падежи);
- Карточки для контроля, к ним ключи;
- Карточки для ВД;
- Табло учёта по группам;
- «Черный ящик»;
- Волчок;
- Буклеты
Ход урока
1. Организационный момент
Приложение 1 (2 слайд)
– Добрый, день! Я приветствую вас на уроке русского языка, который пройдёт в форме игры «Что? Где? Когда?»
Для проведения игры распределяем роли. Роль знатоков выполняют учащиеся 4 класса. Ведущий – учитель. Болельщики– присутствующие гости.
– Вы согласны с этим предложением?
Тогда, начинаем игру. За каждое правильное задание команда получает 4 балла – если все выполнили правильно, за неверное выполнение минус 1 балл.
2. Постановка учебной задачи
– Для начала нам необходимо поставить задачи на урок, предлагаю вам обсудить в группах задачи на игру используя слова «Что? Где? Когда?» (Варианты ответов.)
3. Работа по теме урока
– Откройте тетради, запишите дату нашей игры. (3 слайд) Выделите орфограммы (комментирование)
– Начинаем игру (4 слайд)
1 раунд (вращается волчок) Против знатоков играет ученица 3 класса
– Внимание на экран – (Видео-ролик) (5 слайд)
– Уважаемые знатоки. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку, в конце 4 класса, вам нужны будут знания на эту тему. В конвертах задание. Подумайте, какое? Успехов!
(Ребята работают в ППС) – Возьмите конверты, посмотрите материал, выполните задание.
Проверка.
– На какую тему задание? (падежи) А для чего нам нужны знания падежей? (чтобы
склонять слова)
– А что называется склонением? (изменение окончаний по вопросам)
– Зачем изменяем окончания? (чтобы в предложении был смысл)
Внимание, правильный ответ Проверка на слайде. (6 слайд) Знатоки выиграли 4 балла уходит к знатокам.
Капитан отмечает в табло группы результаты.
– Дополнительное задание.
– Просклоняйте слова (На карточках слова с пропущенными вопросами и окончаниями
– ВЗАИМОПРОВЕРКА)
– Составьте предложение, используя данные слова.
– Что скажете об этих предложениях?
– Запишите баллы
(7 слайд) Внимание, чёрный ящик.
Ассистент выносит (Чёрный ящик)
– Отгадайте, что находится в чёрном ящике.
(Учитель загадывает загадки, ученики отгадывают, на экране выходит слово)
А) Через поле и лесок
Раздается голосок.
Он бежит по проводам-
Скажешь здесь, а слышно там. (телефон)Б) То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать
Что такое я? (тетрадь)В) Под новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём терял он вес
И наконец совсем исчез. (календарь)Г) В тетради я бываю
Косая и прямая
В другом совсем значении
Я планка для черчения
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (линейка)Д) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (газета)
– Внимание на экран. Против знатоков играет учитель
– Посмотрите на слова, (8 слайд) исследуйте их. Подумайте, какое задание я хотела вам предложить? Выполните. РАБОТА В ГРУППАХ
(Ученики распределяют слова по склонениям, вставляют пропущенные орфограммы
– Как выполнили задание?
– Так какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?)
Проверка на слайде. (9 слайд)
– Внимание на экран. Правильный ответ. Этот раунд выиграли знатоки 4 балла уходит им
(ЗА ЗАДАНИЕ БАЛЛЫ В ТАБЛО)
2 раунд Против знатоков играет Строителева Н.П.
(10 слайд) Внимание на экран.
(на слайде 11 падежи Р., Д., П.)
– Что можете сказать про эти падежи? Подумайте, какое задание я хотела вам предложить? Выполните. Выпишите со своих карточек окончания в этих падежах -е и -и.
(ребята работают в группах. На карточках падежи Р. Д. П. дети записывают окончания по склонениям)
Внимание на экран .Проверка по слайду. (9 слайд) Этот раунд выиграли знатоки 4 балла уходит к знатокам. Капитаны записывают баллы в табло.
4. Музыкальная пауза – физкультминутка (12 слайд)
3 раунд Против знатоков играет завуч школы
(13 слайд) Внимание на экран.
– (14 слайд) Когда можно проявить себя на уроке в роли учителя и ученика?
ВД в ППС (ребята с карточек диктуют напарнику словосочетания, напарник записывает, выделяет окончание, обозначает падеж, склонение) Проверка. Капитаны выставляют баллы в табло.
5. Проверка знаний.
4 раунд Против знатоков играет директор школы
(15 слайд)
4 раунд проверка знаний.
У вас на столах карточки. Выполните задание и проверьте по ключу.
(Капитаны в тексте находят имена существительные, выделяют окончания, указывают падеж, склонение.
Средние – работают со словосочетаниями, выделяют окончания, указывают падеж, склонение.
Слабые работают с готовыми словосочетаниями, выделяют окончания, указывают падеж, склонение.)
6. Итог урока.
– Вы догадались, над какой темой мы сегодня работали? Выполнили мы задачи, которые ставили в начале урока?
– Оцените свою работу. Те, кому сегодня на уроке всё было понятно, поставьте на карточке (!). (?) – кому было не всё понятно. (….) – те, у кого на уроке были трудности. Покажите мне.
– Я бы сегодня поставила (!) знак Вы работали хорошо.
7. Домашнее задание.
– После урока каждый выберет себе карточку для домашнего задания.
(16 слайд)
Подведём итоги (капитаны подсчитывают очки)
Награждение.
(17 слайд)
– Спасибо за урок! Удачи и успехов на следующих уроках! Для этого всем дарю буклеты, надеюсь, они вам пригодятся.
Использованная литература.
- Лысенкова С. Н.