Цели:
- Познакомить с хохломской росписью, историей возникновения промысла.
- Совершенствовать навык чтения. Научить читать текст «Искусство Хохломы».
- Совершенствовать навыки работы красками и кистью. Учить рисовать элементы хохломской росписи.
- Развивать творческую активность, художественный вкус.
- Расширять кругозор, словарный запас учащихся.
- Воспитывать уважение к рукотворному труду, приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Оборудование:
- Книга «Я живу в России!» (Т.А. Кудрявцева);
- Выставка книг, хохломских изделий;
- Краски;
- Кисти;
- Подкладные листы;
- Цветная бумага;
- Шаблоны изделий;
- Ножницы;
- Мультимедиапроектор;
- Компьютер;
- Экран.
Ход урока
І. Организационный момент. | |
– Здравствуйте, ребятишки: Девчонки и мальчишки! К вам сегодня я пришла И помощницу привела. Мы хотим вас научить Хохломскую роспись полюбить! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем заниматься и чтением, и художественным трудом. Такой урок называется заумным словом- интегрированный. |
|
ІІ. Сообщение темы и целей урока. | |
– Тема нашего урока «Золотая Хохлома». На уроке мы прикоснёмся к одному из видов декоративно-прикладного искусства: узнаем, почему Хохлому называют «золотой», как появляются на свет хохломские изделия и попробуем сами выступить в роли народных мастеров, украсим изделие, используя узоры Хохломской росписи. |
|
ІІІ. Подготовка к восприятию нового материала. | |
1. Вступительная беседа. – В какой стране мы живём? – Русский народ безгранично талантлив. Он мастер на все руки и творчество его многогранно. – С какими видами декоративно-прикладного искусства вы знакомы? – Русские умельцы украшают свои изделия необычайными узорами. – А сегодня особое внимание я хочу уделить изделиям, украшенным хохломской росписью. |
|
2. Работа над стихотворением П. Синявского
«Хохлома». а)Чтение учителем. Хохломская роспись – алых ягод россыпь Отголоски лета в зелени травы. Рощи-перелески шёлковые всплески Солнечно-медовой золотой листвы. У красы точёной – сарафан парчовый По волнам узоров яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный праздничный наряд? Роспись хохломская словно колдовская В сказочную песню просится сама. б) Анализ восприятия литературного произведения. – Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? – Какие картины вы себе представили, слушая стихотворение? – Какие цвета вы бы использовали для написания ваших картин? – О каком русском промысле сочинил своё стихотворение поэт П. Синявский? |
2-й слайд (карта) 2-й слайд (карта) |
ІV. Работа над новым материалом. | |
1. Рассказ учителя о Хохломе. – Искусство Хохломы – это гордость русской культуры. В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома, которое находится в центре России – на Волге, искусные мастера делали деревянную посуду из липы, берёзы, осины, расписывали её дивными узорами и отправляли в другие города по крупнейшим ярмаркам. – А что такое ярмарка? (место, где устраивают выставку и распродажу различных товаров) – Итак, отправляемся на ярмарку! |
3слайд Звучит музыка. Девочка в русском национальном костюме. 3 слайд Звучит музыка |
2. Чтение стихотворения ученицей. Солнце яркое встаёт, Спешит на ярмарку народ. А на ярмарке товары: Бочата, ложки, самовары, Поставцы, розетки, чаши. Покупайте Хохлому нашу! На мой товар полюбуйтесь, Только не торгуйтесь! Ложки золочёные, узоры кручёные, Нет изделий краше Хохломы нашей. Как волшебница жар-птица, Не выходит из ума Чародейка, мастерица, Золотая Хохлома! |
Девочка в русском национальном костюме. (театральное представление) 4 слайд (ярмарка) 5 слайд (ярмарка) |
– Все предметы, которые вы увидели на ярмарке, одним словом называют «Хохлома».
– Вслушайтесь в это слово «Хохлома». Здесь слышны и радостное «хо» и восхищённое «ох». Она нас радует и восхищает. – О том, как изготавливают «Хохлому» мы сейчас узнаем из книги Т. Кудрявцевой «Я живу в России». |
Хоровое проговаривание |
3. Работа по книге «Я живу в России». 1) Чтение учителем. – Слушайте внимательно и думайте, почему Хохлому называют «золотой»? |
Стр. 46 6-й слайд (1-й слайд) |
2) Подготовка к самостоятельному чтению. – В тексте есть сложные слова: народное ремесло живопись орнамент металлический порошок просвечивающая серебристая поверхность – Какое из слов вам непонятно? 3) Самостоятельное чтение. |
Словарная работа. Словарь Даля. Слова на доске (орфографическое, орфоэпическое произношение) |
Физкультминутка | Здоровьесберегающие технологии. |
4) Чтение вслух. 5) Выборочное чтение. – Найдите в тексте ответ и прочитайте его. – Что такое искусство Хохломы? – Сколько лет передают мастера свои традиции из поколения в поколение? – Что такое орнамент? – Какие элементы узора в хохломском орнаменте? – Почему Хохлому называют «золотой»? |
|
6) Закрепление – Давайте еще раз посмотрим, какой путь проходит хохломское изделие. |
7,8,9 слайд (рождение изделий) Показ заготовки |
4. Анализ художественного материала. – Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. – Какие основные цвета в росписи? (цвета природы: красный, золотой, зелёный, чёрный) – Какие чувства символизируют эти цвета? (красный-радость; золотой-тепло, счастье, богатство, красота, и чистота; зелёный-цвет жизни, природы; чёрный – торжественность) Истоки хохломской росписи – в русском декоративном искусстве 17-18 века. В это время часто выполнялись травные рисунки. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. |
10 слайд |
– Главный элемент росписи – травка, художников называли «травниками». Другие элементы: листочки и ягодки. Травка, ягодки, цветы – всё это символы счастливой жизни, как бы райский сад. И такая разукрашенная посуда создаёт вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье. Одинаковые элементы, ритмично повторяющиеся в хохломской росписи (ягодки, листочки, травинки) образуют орнамент Ведущий травный орнамент – стебель «криуль». |
11 слайд (осочки, завитки, капельки, кустики) 12 слайд (листочки и ягодки) 13 слайд ( все элементы собраны воедино) 14 слайд («криуль») |
V. Практическая работа учащихся. | |
– У вас на партах лежат шаблоны различных изделий. Выберите изделие по душе, наложите шаблон, обведите, вырежьте.
– Попробуйте сами расписать изделие, используя элементы хохломской росписи. |
15 слайд (1 слайд) Звучит музыка |
VІ. Подведение итогов. | |
– Свои изделия отнесите на ярмарку.
Золотая Хохлома! И богата, и красива, Гостю рада от души. Кубки, чашки и ковши… И чего здесь только нету: Гроздья огненных рябин, Маки солнечного лета И ромашки луговин. |
Дети прикрепляют свои работы на доску. 16 слайд (1 слайд) Ученица читает стих. |
VІІ. Закрепление. | |
– Почему хохломские изделия называют
«Золотая Хохлома»? – Перечислите основные группы элементов хохломской росписи. – Какие предметы расписывают хохломской росписью? – Вы видите на экране изображение различных изделий декоративно-прикладного искусства, искусства, созданного русскими умельцами. Под какими номерами находится Хохлома? – Давайте проверим. Молодцы! – Надеюсь, что сегодняшний урок получился познавательным, интересным и веселым! А «учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!» Желаю вам удачи и спасибо за хорошую работу на уроке. |
17 слайд (различные виды изделий) 18 слайд |