Урок искусства в общеобразовательной школе в научно-методической литературе

Разделы: МХК и ИЗО


Особую проблему в курсе мировой художественной культуры представляет изучение искусства XX века – самой малоизученной области.
XX век заставил людей жить в мире скоростей и сжатого уплотненного потока информации. XX век расширил возможности искусства, но и многое сделал труднодоступным для людей: кино заменило театр и оперу, упрощая жанры искусства, в которых надо уметь слушать звучащие голоса, музыку в разном исполнении, это уже особый труд, трудная работа и души, и ума.

Сегодня стало трудно убеждать, что настоящее искусство – вовсе не то, что ублажает тебя и обслуживает, что оно может изменить твою душу, твое отношение ко всему в мире, что до него надо дорасти, учиться с детства понимать его. Уроки мировой художественной культуры в школе должны учить детей ценить не только другого человека, но и любое явление в мире просто за то, что оно неповторимо, а не потому, что из него можно извлечь какую-нибудь пользу. Сложно в наше время развивать у учеников это бескорыстие взгляда и сердца, когда его ежечасно учат держать “ближе к сердцу” какие-то акции. “Мешанина в обществе обязательно пройдет, а тонкость душевной жизни, способность понимать другого человека, быть в родстве с природой, с культурой, историей своего народа и человечества, чувствовать себя частичкой единого мира и в то же время творчески проявлять себя в этом мире, все то, что может принести художественное и эстетическое развитие – всегда будет необходимо для полноценного человеческого существования, независимо от того, станет ли ребенок художником или изберет совсем другую профессию”. (5)

В наше время, к сожалению, к искусству и к художественному творчеству принято относиться как к чему-то особенному, большинству людей недоступному. “И для такого отношения есть основания: ведь искусство отделено от обыкновенного человека рампой, оркестровой ямой, непроницаемым шифром нотной записи, изощренностью современного стихосложения, масштабами музея и концертного зала”. (6) Много труда надо положить, чтобы научиться создавать искусство и понимать его. Это, конечно, особенные люди. Но приобщение к искусству, к художественному творчеству необходимо и тем детям, у которых взрослые не заметили особых талантов.

Многие программы настойчиво рекомендуют “развивать умение отличать ценности от сурогатов, от уродливых явлений “массовой культуры”. Но современная наука, в отличии от художественной критики, все чаще говорит “об упадке” искусства. И не только среди учеников – даже среди преподавателей мировой художественной культуры мало тех, кто признает современное искусство и искусство XX века заслуживающим внимания. Они искренне считают не только авангард, но и даже импрессионизм свидетельством упадка искусства.

Задача учителя научить учащихся разбираться в искусстве XX века, критически отбирать в массовой культуре, поп-культуре вещи не лишенные человеческой современной души, чтобы дети не становились просто потребителями искусства, обывателями. XX век диктует: “Все, что создано, должно быть быстро завернуто в красивую бумагу и быстро продано. Все должны послушно жевать жвачку. Все должны быть винтиками”. Но культура шепчет: “Ты – не винтик, ты можешь многое!” И, если человек задумается об этом, он увидит много прекрасного, услышит неземную музыку, поймет абстрактную живопись и, может, вспомнит о душе.

XX век – век открытий научных, перевернул сознание людей: теория относительности Эйнштейна, тайны атома, рентгеновских лучей, радио, кино, телевидение. Когда интернет станет носителем культуры, наступит XXI век компьютерно-виртуальный.

В искусстве XX века ощущение переломности звучит у многих авторов, отпад и откат нравственности, зверства, изуверства, жестокость. Огромное многообразное количество направлений искусства XX века представляет очень пеструю картину. Попытка дать единое определение, произвести синтез искусств пока не дает результата. Искусство XX века на сегодняшний день – это скорее большая симфония XX века. Особенно трудно на уроках мировой художественной культуры говорить с детьми об искусстве XX века. Много нового, неясного, что главное, что красиво, что правильно? XX век снимает многие из этих вопросов. Но уже некоторые итоги пытаются подвести. “Рок-музыка отражает историю XX века”.(7) Каждая эпоха имеет свое музыкальное лицо, в XX веке это рок и джаз. Еще одно новшество XX века – микрофон. С появлением микрофона перестали музицировать голосом, а с песней у каждого народа связаны и национальные особенности, и общение и духовность.

Цель урока:

  • для учителя – дать новый материал;
  • для ученика – усвоить новые знания.

Виды деятельности на уроке:

  • для учителя – объяснение новой темы;
  • для ученика – прослушивание нового материала, запоминание.

Особенности урока искусства в общеобразовательной школе в научно-методической литературе

Современная школа принципиально преобразовывается: переход к двенадцатилетней школе с новым базисным учебным планом и стандартами, введение старшей профильной школы, введение единого государственного экзамена, включение в общеобразовательный процесс дистанционных форм обучения, использование электронных учебников и Интернет-ресурсов.

Важнейший путь гуманизации общества – гуманитарное обучение и художественное воспитание детей и подростков. Однако, сегодня школа из всего объема учебных программ отводит умственному воспитанию - 75%, трудовому - 12%, физическому - 6%, эстетическому - 2%. Происходит обнищание души пресыщении информацией. Выход один – воспитание личности через искусство, которое обладает огромным потенциалом гуманитарного воздействия на личность человека, ее развитие и формирование. Воздействуя непосредственно на чувства, оно углубляет и направляет их. Именно искусство воспитывает эстетическое отношение к человеку, природе, обществу, зарождает чувство прекрасного, ощущение единства с окружающей действительностью. Оно играет огромную роль и в передаче моральных ценностей. Произведения искусства – это наиболее полная сокровищница информации о жизни и чувствах людей, которую нельзя переписать, фальсифицировать, изменить.

В такой ситуации специфика работы современного учителя искусства в школе приобретает особую актуальность познавать и обобщать полученные сведения об искусстве и культуре, об основных культурно-исторических эпохах. Для этого нужен определенный объем знаний, на основе которых у современного человека складывается свое мнение, свой вкус.

История искусств и культурология во многом выступают источником теоретического материала на уроках мировой художественной культуры. Уроки мировой художественной культуры находятся во многом “на стыке” этих двух предметов. Но объединяющим началом все же выступает высшая воспитательная, а значит, педагогическая дидактическая цель – формирование и развитие у учащихся умения и способности сопереживать, сочувствовать, понимать, что искусство отражает и выражает. На уроке мировой художественной культуры учитель выступает “посредником” между искусством и учащимися. Знакомя учеников с эстетическими категориями, учитель ищет разные подходы к отбору материала и формам его организации, что во многом воплощается в разных типах и жанрах уроков. Учитель может привлечь внимание учащихся, если поможет сделать радостное открытие в процессе получения знаний.

Нужно научить учеников овладевать не столько конкретными, отдельными умениями, сколько основными способами деятельности. Если человек привык с детства понимать главное, уметь работать с информацией ему будет проще найти себя во взрослой жизни. Учитель должен формировать и развивать у учащегося желание самому уметь искать, а не находится в позиции “я расскажу тебе как надо...”. Иллюстративно-репродуктивное мышление типовое - кто-то сделал, я запомнил, пересказал, к сожалению, имеет большое распространение. Оно удобно для учителя, но нет воспитания самостоятельно мыслящего человека. В результате. “Можно каждый день кормить ребенка рыбкой, а можно один раз научить его, как ее ловить” (народная мудрость).

Эмоционально-личностная оценка звучит в ответе учащихся, если он начинает свой разговор со слов: “Я думаю, что...”.

На уроках важное место занимают учебное сотрудничество учащихся со сверстниками и с учителем, и здесь для учителя становится важнейшей проблема организации проблемно-поисковой ситуации, индивидуально-личностной оценки.

В интенсивно формирующейся в настоящее время педагогике искусства, вопрос художественной педагогики: “Каким должен быть урок искусства?” нужно рассматривать иначе: искусство надо преподавать средствами искусства. Такой вывод звучит в разработках доктора педагогических наук Э.Б.Абдуллина, Предтечестенской Л.М., Маранцман В.Г., Себар Т.В., Копыловой А.В., Кохтевой Н.Н., Никитиной А.Б., Хуторского А.В., Ивлева С.А. Через искусство всегда происходила передача человеком своего опыта другим людям.

Таким образом, цель данной курсовой работы определяется необходимостью исследования одного из важнейших элементов урока искусства - его драматургии, его планирования, направленного на включение учащихся в различные виды деятельности.

  1. Объектом данного исследования является образовательная область “Искусство” в старших классах общеобразовательной школы.
  2. Предмет исследования: урок мировой художественной культуры в современной школе.

Существующая на сегодняшний день классно-урочная система была создана еще в XVIII веке Яном Амосом Каменским. Современный школьный урок – определенный вид занятия в числе форм организации обучения: лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен и так далее.

Наиболее распространенной в современной школе формой обучения является классно-урочная. Ее преимущества: четкая организационная структура, удобство управления деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий и решений учебных задач, постоянное эмоциональное влияние личности учителя на детей, экономия времени обучения. К недостаткам этой системы относиться ориентация на среднего ученика, трудность учета индивидуальных особенностей детей, одинаковый темп и ритм работы, ограниченное общение между учениками, частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца. Особенно эти плюсы и минусы классно-урочной системы заметны на уроках мировой художественной культуры.

Урок искусства – школьная дисциплина, на котором осуществляется обучение детей. Обучение может происходить систематически и планомерно (в школе, в вузе, на курсах или в кружках), а может быть и случайным, стихийным. “Обучающую” роль в жизни человека играет его окружение: природа, люди, книги, театр, кино, выставки, праздники, традиции, весь социальный уклад общества. Обучение имеет универсальное общечеловеческое значение, оно необходимо человеку так же, как дыхание, питание, продолжение рода. Дидактика исследует прежде всего процесс обучения, который организуется сознательно, систематически и планомерно. Воплощает следующие принципы, изложенные в программе Л.М.Предтеченской:

  • принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;
  • принцип историзма;
  • принцип опоры на творческий метод (стиль);
  • принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством “изнутри” его, с опорой на его законы;
  • принцип художественно-педагогической драматургии урока, темы, курса мировой художественной культуры в целом.

В научно-методической литературе, посвященной уроку искусства таких авторов, как Предчестенская Л.М., Маранцман В.Г., Себар Т.В., Копылова А.В., Кохтева Н.Н., Никитина А.Б., Хуторский А.В., Ивлев С.А. утверждается необходимость подготовки и проведения урока искусства средствами искусства. Представленные этими авторами разработки по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках мировой художественной культуры, сценарии и конспекты уроков, как примеров различных типов и форм, разработаны на основе метода художественно- педагогической драматургии.

Современный урок представляется как законченная в смысловом, дидактическом, временном и организационном отношении, часть учебного процесса. Существуют требования, которым должен отвечать современный качественный урок:

  1. использование новейших достижений науки;
  2. реализация на уроке в оптимальном отношении дидактических принципов и правил (сколько времени на иллюстрации, словесные методы, опросы...);
  3. обеспечение надлежащих условий для продуктивно-познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
  4. установление учащимися межпредметных связей;
  5. связь с ранее изученными знаниями и умениями;
  6. мотивация и активизация личности;
  7. логика построения урока;
  8. эффективное использование дидактических средств;
  9. связь с жизнью или личным опытом учащихся;
  10. формирование практических знаний, умений, навыков;
  11. формирование умения учиться (помимо программы, больше);
  12. диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование.

Таким образом из классической, традиционной дидактики для урока мировой художественной культуры эффективны следующие принципы: наглядности, доступности, сознательности, активности, систематичности и последовательности, прочности знаний, умений, навыков, научности, связи теории с практикой. Безусловно, что урок искусства связан с общей дидактикой.

Приложение 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Капылова А.В. “Планирование уроков”, М., МСК “АЗ”, 1999.
  2. Маранцман В.Г.“Изучение литературы в 9 классе”, М.,Просвещение, 1994 – с.4.
  3. Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры. Пособие для учителя под научной реком. Л.М.Предтеченской и общей редакцией Пешиковой Л.В. – М., “Фирма МХК”, 2000.
  4. Солодовников Ю.А., Предтеченская Л.М., Программы для общеобразовательных учреждений по МХК.
  5. Мельник-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. “Искусство в школе”, М., 1995. – с.4.
  6. Мельник-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. “Искусство в школе”, М., 1995. – с.5.
  7. Козлов Лекции. МИОО. 2001.
  8. Копылова А.В. Лекции МИОО. 2002.
  9. Методические рекомендации для преподавания МХК. Л.М.Предтеченская, Пешикова Л.В. – М., ООО “Фирма МХК”, 2000