Цели:
- Формировать представление об экологии, и её роли в жизни человека;
- Развивать интерес учащихся к изучению экологических проблем Земли;
- Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование: компьютер, выставка книг о природе, выставка рисунков на экологическую тему, оформление избушки лесника (искусственные ёлки, мягкие игрушки-зверюшки, изба)
Ход занятия
Ведущий: Внимание! Внимание! Работают все теле и радио станции галактики Млечный путь. Начинаем прямую трансляцию телемарафона с третьей планеты Солнечной системы «Проект экологический календарь».
Слайд, Приложение 1
Ученик 1:
Есть много праздников в календаре,
Их называют «красные даты».
Есть Новый год, Восьмое Марта,
Есть первый школьный звонок в сентябре
Много записано в календаре
Праздников веселящих,
Но почему-то хочется мне
Праздников настоящих!
Ученик 2: Настоящий праздник – это когда не надо приглашать гостей, потому что люди идут навстречу друг другу сами. Ведь настоящий праздник – это праздник добрых дел, любви к своей земле, праздник человеческой души.
Ученик 3: Мы хотим, чтобы и у нашей планеты получился настоящий праздник. Мы хотим, чтобы вместе с нами радовались деревья и цветы, насекомые и рыбы, звери и птицы.
Ведущий: Дорогие ребята! Нашей планете и нашему городу грозит беда. С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!
На сцену выходят дети, на плечах у них красные повязки.
1-й ученик: Человек! Сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и других животных.
2-й ученик: Человек! Создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.
3-й ученик: Человек! Вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.
4-й ученик: Люди! Опомнитесь! Нашей планете и нашему городу грозит страшная беда!
Все (хором): Стоп – расхитителям! Стоп – браконьерам! Всем, кто природу – Тратит без меры!
Ведущий: Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас. Надеемся, что после нашего праздника ваши сердца отзовутся, и вы будете беречь окружающую среду. Реки, озёра, птицы, звери, леса нуждаются в нашей защите.
Целевая установка
Учитель: Добрый вечер, ребята, учителя. Сегодня в рамках декадника по окружающему миру мы проводим внеклассное мероприятие – проект «Экологический календарь».
Беседа со зрителями: Что такое экология? Календарь? Почему необходимо создание экологического календаря?
Учитель: А начнём мы с вами наш проект с путешествия… (в лес).
Сценка « На лесной опушке»
Выходят девочки в пёстрых сарафанах с лукошками в руках. Слайд
Девочка 1.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Девочка 2.
Лапы елок прикрыли избушку,
Где живёт дядя Вася – лесник.
Приходите к нему на опушку –
Всех приветливо встретит старик.
Девочка 3.
Дядя Вася про птиц расскажет,
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.
Дядя Вася.
Лес не только для нашей забавы,
Он богатство нашей страны,
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж, сколько орехов и ягод…
Так, пожалуй, считать – не сочтёшь!
Хорошо здесь, в избушке просторной,
Дядя Вася гостям своим рад.
– Итак, ребята: Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен? Слайд
Девочка 1: Лес – наше богатство. Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух.
Девочка 2: Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Девочка 3: Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Все (хором): Мы любим лес в любое время года, мы слышим речек медленную речь. Все это – называется природой, давайте же всегда ее беречь.
Учитель: таким образом, первая страница нашего календаря – День леса. Сейчас вам нужно определить дату, это третий месяц года, а число результат умножения 7 и 3.
Лес и его обитателей нам нарисовала ученица 3 в класса Сабгареева Дарина. Прекрасный рисунок, он займёт первую страницу нашего календаря. Прочитать всем: 21 марта – день леса.
Учитель: Ну а теперь послушайте загадки определите следующую страницу нашего календаря.
1. Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает:
Не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (Снегирь) Слайд2. Эту птицу всякий знает: на шесте ее дворец,
Червяков птенцам таскает да трещит весь день...? (Скворец)3. У этой хвост – косицы, у тех – веерок.
Три птицы, три сестрицы, касатка, воронок.
Одна из них – сельчанка, другая – горожанка.
А третья – береговая (Ласточка) Слайд4. Хоть я не молоток, по дереву стучу.
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел) Слайд
Учитель: Определили вторую страницу? Это день – … (птиц). На второй странице нашего экологического календаря поместим рисунок ученика 3б класса Швайковского Алексея. А сейчас я проверю, вашу память. Итак, «сказочная викторина о птицах»
- Птица, которая в сказках приносит новость на хвосте. (Сорока) Слайд
- Имя птицы, участницы передачи «Спокойной ночи, малыши!» (Каркуша) Слайд
- Кто исполнял все желания князя Гвидона в «Сказке о царе Салтане»? (Лебедь) Слайд
- Кто помог Дюймовочке спастись из норки крота? (Ласточка) Слайд
- Какие птицы, украли братца у сестрицы Алёнушки? (Гуси-лебеди) Слайд
- Кто доставил Доктора Айболита в Африку? (Орёл)
- С какой птицей дружил Вини Пух? (Совой) Слайд
А вы знаете, что сова, съедает за ночь 7–8 мышей. Только одна семья уничтожает за год 10 тысяч мышей и этим она спасает 20 тонн отборного зерна и тысячи деревьев.
А семья скворцов – 24 тысячи насекомых и личинок за месяц.
Рекорд «обжорства» ставит кукушка. Она за час истребляет до 100 гусениц майских жуков, а за лето – 270 тысяч. Слайд
Все вы знаете песню о кукушке, давайте вместе, дружно исполним её, а кукушка пусть нас послушает. Исполнение песни «Кукушка»
Птицы украшают землю, их весёлая, звонкая песня, яркая окраска оживляет природу, вселяет в нс бодрость и радость
Но мы должны помнить, что все они приносят нам огромную пользу. Мы должны помочь зимующим птицам: воробьям, синицам, воронам, сорокам, иначе кто им поможет. Ребята нашего класса уже повесили несколько кормушек, около школы, но кормушки нужно повесить около каждого дома. Насыпьте туда крошки белого хлеба, крупу, семена. Птицам страшнее не холод, а голод. Давайте послушаем стихи как это важно. Показ слайдов с фотографиями, где ребята 3д класса подкармливают голубей, устанавливают кормушки
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Горсть зерна нужна.
Горсть одна и не страшна
будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
У каждой птицы свой дом: Одни в лесах, а другие на открытых пространствах: в степях, пустынях, в горах. Третьи – около водоёмов: озёр, рек, морей. А как вы думаете, озёра, реки, моря нуждаются в защите? Много ли вы знаете о водоёмах и его обитателях. Слайд
Грустит глубокая река
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Учитель: Почему река грустит? Реки, озёра, моря тоже нужно в нашей защите. Таким образом следующая страница нашего экологического календаря. Это день – … (воды). Слайд
– «Всемирный день воды и водных ресурсов». Рисунок ученицы 3 а класса Гарифуллиной Яны тоже занимает достойное место в нашем календаре. Реки, озёра, моря отмечают свой праздник сразу же после дня леса – 22 марта. А сейчас проведём викторину на праздник воды. Слайд
Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки). Чем знаменито озеро Байкал? Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения). За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков, таяния снега и ледников). Какой злак растет под слоем воды? (Рис, Приложение 4). Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк). У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки). Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд). Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища). Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря – возникают в природе без участия человека).
Учитель: Чтобы определить следующую страницу нашего календаря, нужно внимательно смотреть музыкальный слайд-шоу. Приложение 2, Приложение 3 с музыкальным сопровождением музыка «Жаворонок» из телепередачи «В мире животных» Учитель: Интересно, а вы сможете определить животных по внешнему описанию, месту обитания и повадкам
- Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая … (Белка.) Слайд
- В малине понимает толк, хозяин леса, бурый… (Медведь.) Слайд
- Кто стучит, как в барабан? На сосне сидит… (Дятел.) Слайд
- Меньше тигра. Больше кошки, над ушами кисти – рожки…
С виду кроток, но не верь: страшен в гневе этот зверь. (Рысь.) Слайд - Работящие зверьки, строят дом среди реки.
Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход. (Бобры.) Слайд - Словно царскую корону, носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные рога. (Олень.) Слайд - Безобиден, травояден, нет полос на шкуре, пятен.
Сумка есть и длинный хвост, плюс к тому немалый рост.
Он подвижен, быстроног, целый день скакать бы мог.
Австралийскую жару – любит рыжий … (Кенгуру.) Слайд
Исполнение песни Кенгуру.
Много литературных произведений есть в нашей библиотеке о животных. Посмотрите на выставку. (Выставка книг Пришвина, Бианки, Чарушина.) Дети читайте книги, любите животных. Они такие беззащитные. К сожалению много животных занесены в Красную книгу. Они уже нуждаются в защите и охране. Поэтому следующая страница нашего календаря – … (день защиты животных) отмечают этот день во втором месяце осени 4 числа, т.е. 4 октября. Рисунок ученика 3 г класса тоже займёт следующую страницу в нашем календаре. Слайд
Учитель: Животные, как и люди, любят чистый воздух и воду. А кто засоряет мусором нашу природу? Во многих европейских странах уже давно в каждом доме не одно, а несколько мусорных ведер, в каждом из которых определенный мусор. А почему? Мусоровозы, которые собирают мусорные контейнеры, работают по определенному графику. Например, по четвергам они забирают стекло, по вторникам бумагу. Легко ли сортировать мусор? Давайте попробуем. Ведь и в нашем городе уже стартовала программа по сортировке мусора. Слайд
Игра «Рассортируй мусор»
Задание: Рассортируйте мусор и выберите тот, который подходит для вашего контейнера. Подумайте, и напишите название мусора, который подходит для вашего контейнера.
1 группа (коробки от бытовой техники, фантики от конфет, газеты и журналы, старые тетради, салфетки). – Картон и бумага.
2 группа (битое стекло, лампочки, стеклянные бутылки и банки, зеркала) – стекло.
3 группа (стаканчик от йогурта, шариковая ручка, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, сломанные игрушки) – пластик.
Последняя страница экологического календаря – защитим планету от мусора. Эта акция проводится в сентябре, но мы вас призываем, чтобы вы каждый день контролировали себя, свои поступки. Не ломайте деревья, подкармливайте птиц, не бросайте мусор, любите природу, берегите её. Помните о том, что природа нуждается в защите. Экологический календарь – это крик души природы, о том, что мы можем потерять всё. Слайд
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.Берегите молодые всходы!
На зелёном празднике природы
Небо в звёздах, океан и сушу
Всех судеб связующие нити.Человек!
Щади зверей и птиц,
Деревья и цветы,
Ведь это всё слова,
Что царь природы ты!
Пусть птицам и маленьким зверятам,
Хорошо живётся с нами рядом.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна в этом прекрасном мире – Родина.
Учитель: Любите Родину, берегите её просторы, не обижайте животных и будьте всегда здоровы. Всем спасибо за внимание.