Воспитание, являясь механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества и становления его в качестве субъекта исторического процесса. В дополнительном образовании более приемлема позиция отношения к воспитанию как к процессу формирования ценностных установок, мотивационной направленности личности. Ведущими ценностными приоритетами системы дополнительного образования в области воспитания детей являются: демократизация учебно-воспитательного процесса, воспитание культуры здорового образа жизни, саморазвития личности, создание условий для педагогического творчества, открытость системы, создание нового поколения учебно-программного и методического обеспечения, системное развитие на основе информационных технологий, поддержка и развитие детского творчества.
Центр детского творчества «Солнечный» является одним из старейших учреждений дополнительного образования не только города, но и области. Свою историю он ведёт с 1924 года.
Сегодня Центр функционирует как многопрофильное учреждение дополнительного образования детей высшей категории, где осуществляется целенаправленный процесс воспитания и развития личности. Он продолжает решать одну из главных проблем общества – творческое развитие подрастающего поколения, сохраняя традиции и отвечая на новые запросы новых поколений в новых социально-экономических условиях. В Центре созданы и стабильно развиваются 5 отделов: отдел художественного воспитания, отдел декоративно-прикладного творчества, отдел раннего развития, спортивно-технических отдел, отдел организационно-массовой работы.
Одним из важнейших направлений деятельности центра является художественное воспитание. В отделе художественного воспитания педагоги стремятся развить у воспитанников устойчивый интерес к музыкальному, театральному и хореографическому искусству. Воспитывают личность, способную ценить, сохранять и приумножать ценности художественной и музыкальной культуры. В отделе занимаются обучающихся от 6 до 18 лет по следующим дополнительным образовательным программам:
- «Классическая гитара»
- «Волшебные клавиши»
- «Эстрадный вокал»
- «Поющая гитара»
- «Вокально-инструментальный ансамбль»
- «Шоу группа»
- «Хореография»
- «Движение и музыка»
- Студия театральных и киноминиатюр «Колибри»
- «Звенящая струна»
В современных социально-экономических и политических условиях назрела потребность обновления теоретических взглядов и практических действий по воспитанию личности ребёнка в учреждении дополнительного образования. Встал вопрос перед необходимостью использования системного подхода в управлении воспитательным процессом, что привело к созданию модели воспитательной системы.
Модель включает в себя:
- Концептуальные идеи.
- Образ желаемого будущего.
- Условия и механизмы реализации (план воспитательной работы на год: участие обучающихся в конкурсах и фестивалях различного уровня, годовой план традиционных мероприятий, дополнительные образовательные программы, работа с родителями).
- Управление.
- Ресурсное обеспечение.
- Критерии и показатели эффективности воспитательной системы.
Цель – создание условий для развития у детей стремления к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптация к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Повышение социального статуса воспитания.
- Развитие гуманистических принципов воспитания.
- Развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом.
- Внедрение новых технологий в воспитательную деятельность.
- Создание условий для успешности ребенка в культурно – образовательном пространстве Центра.
- Поддержка ребенка в его творческом становлении, профессиональном самоопределении.
- Культурное развитие – как условие творческого саморазвития всех субъектов образования.
- Выявление уровня воспитанности обучающихся.
Ключевая идея – развитие воспитательного потенциала позволит создать условия, способствующие формированию у обучающихся жизненно необходимых компетенций: гражданственности, ответственности, умение работать в команде, целенаправленности и т.д.
Основные педагогические принципы, используемые в воспитательной работе
- Ребёнок – субъект собственной жизни.
Педагогу следует направлять ребенка, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.
- Каждый ребёнок талантлив.
Исходя из этого чрезвычайно важного принципа, необходимо помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности.
- «Ситуация успеха» – не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию.
Успех порождает дальнейший успех, а неудача (очень часто) не является для ребенка стимулом для развития. Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.
- Принцип толерантности.
Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Распространяемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру.
- Принцип создания воспитывающей среды.
Создание воспитывающей среды – очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания (эмпатии), взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений «ответственной зависимости». Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей.
- Принцип индивидуализации воспитания.
Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого обучающегося, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.
Образ желаемого будущего
Стратегической целью воспитательной работы является: создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной творческой, деятельной, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе. Целостная здоровая личность с её духовностью, универсальностью, творческим началом. Это человек гуманистического взгляда на мир. В нём должны быть соединены: интеллект с чувством, умением логически мыслить, со способностью понимать прекрасное [Приложение 1].
Условия и механизмы реализации
Механизмом реализации является ежегодный план воспитательной работы отдела, в основу которого положен принцип блокового построения:
- 1 блок – дополнительные образовательные программы [Приложение 2];
- 2 блок – участие воспитанников в мероприятиях различного уровня [Приложение 3];
- 3 блок – план традиционных мероприятий года [Приложение 4];
- 4 блок – работа с родителями [Приложение 5].
Управление
Механизм управления:
- Совещание в отделе.
- Методическое объединение отдела.
- Работа творческой группы.
Исполнители: педагоги дополнительного образования – педагоги-организаторы – методисты – зав. отделом – заместитель директора по УВР, директор – другие специалисты.
Ресурсное обеспечение
- Нормативно-правовое обеспечение;
- Профессионализм педагогов, наличие возможностей для их профессионального совершенствования;
- Гарантийность доступности дополнительного образования для детей различных социальных слоев;
- Информационно-методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса;
- Разработка и реализация программ развития творческих объединений;
- Поддержка родителей и общественности;
- Наличие материальной базы, способствующей оптимальной организации образовательно-воспитательного процесса;
- Многофункциональное финансирование.
Критерии и показатели эффективности воспитательной системы
Эффективность и результативность воспитательной системы можно увидеть через несколько параметров:
- удовлетворенность детей содержанием и методами предоставляемых образовательных услуг, уровнем психологического комфорта (гуманистический подход) [Приложение 6].
- профессионализм педагогов, наличие возможностей для их профессионального совершенствования [Приложение 7];
- непрерывность и комплексность образовательно-воспитательной деятельности (принцип уникальности) [Приложение 8];
- высокий результат достижений обучающихся в конкурсах и фестивалях различного уровня. [Приложение 9]/
Разработана схематическая модель системы воспитательной работы педагогов отдела художественного воспитания [Приложение 10].