Основной вопрос. Почему Иркутск называют иногда сибирским Петербургом, и в чем уникальность Иркутска?
Цели: совершить виртуальное путешествие по Иркутску и Санкт- Петербургу с целью ознакомления с архитектурным обликом Города. Получить представление о том, как менялся облик Города и что оставалось неизменным.
Задачи.
- Формирование и развитие чувства патриотизма.
- Развитие умения сопоставлять, сравнивать, выделять главное.
- Закрепление понятия архитектурный стиль. Стиль барокко: его разновидности.
Ход урока
I. Вызов. Презентации. (Приложение 1)
Прослушайте две песни: о Петербурге “Романс о Петербурге” из к/ф “Достояние республики” и песню А. Ляхова об Иркутске. Выделите фразы, в которых передано отношение к городу. Что общего в эмоциональном настрое этих произведений? Отметьте, какие уголки города и памятники упоминаются в текстах песен, создают авторский образ Петербурга и Иркутска. (Приложение 2)
Затем класс делится на 2 группы.
Группа 1.
Прочитайте стихотворения об Иркутске. Обсудите в группе, что объединяет отношение авторов к Иркутску. Отметьте, какие уголки города создают его поэтический образ. (Приложение 3)
Группа 2.
Рассмотрите картины художников, изобразивших Иркутск и Петербург. Что интересует их в облике Города? (Приложение 4)
II. Поиск информации для ответа на вопрос урока: Почему Иркутск называют иногда сибирским Санкт-Петербургом? (Можно использовать и другие сайты)
При этом класс опять делится на 3 группы:
Выдаются маршрутные листы. (Приложение 5)
1. Иркутск – Санкт-Петербург
2. Каменная летопись Иркутска
3. Деревянное зодчество в Иркутске.
Работа в интернете на сайтах: (список дается для возможности выбора).
- http://www.irkutsk.lusya.com/ru
- http://www.gov.spb.ru/culture/culture_history/arcitecture
- http://www.gov.spb.ru/culture/history
- http://www.brandcampus.ru
- http://fotki.yandex.ru/users/bujh1954/album/147483/?&p=10
- http://history.irk.ru/archives/516
- http://baikalart.com
- http://today.babr.ru
- http://paruss.at.ua/publ/2-1-0-1
- http://www.pribaikal.ru/irkutsk-album/gallery/0/196.htmlhttp://www.pribaikal.ru/irkutsk-album/gallery/0/196.html
- http://www.citywalls.ru/select_architect.html
- http://baikalarea.ru/irkutsk/history/progulki.htm
- http://nature.baikal.ru/objs.shtml?obj=building
- http://www.art-i-fakt.ru/articles/show/39.html?lang=ru
- http://my-irk.ru/kazan-cathedral-in-irkutsk.html и др.
Информацию сохраняют на рабочем столе компьютера и копируют на съемные диски. (Материалы с перечисленных сайтов - Приложение 6)
Домашняя работа: закончить обзор материалов, выбрать нужное для защиты на следующем уроке. Использовать материалы с сайтов и книги:
- Путешествие по Петербургу с использованием главы из учебника Ю.А Солодовникова. “Парадиз не хуже версальского”.
- Путешествие по “каменному Иркутску”. Используется книга: “Иркутск: из прошлого в будущее” (Глава: Б.Оглы “Каменная летопись”).
- Путешествие по деревянному Иркутску. Используется книга: “Иркутск: из прошлого в будущее”. (Главы: Э. Павлюченкова “Сибирское барокко. И дерева узор неповторимый”; Б. Михайлов “Памятники деревянного зодчества”).
2 урок. Защита работ. Ученические презентации и сообщения.