Программа по математике для 6-го класса

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для учащихся 6 класса составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике и реализуется на основе Программы. Математика. 5–6 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2007.

Преподавание ведется на базовом уровне, 6 часов в неделю, в том числе 1 часа за счет школьного компонента общеобразовательного учреждения, всего 210 часов.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием УМК для изучения курса математики в 6 классе авторов И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М: «Мнемозина», 2007, 2008. При составлении тематического планирования рабочей программы было использовано авторское тематическое планирование И.И. Зубаревой и А.Г. Мордковича, опубликованное в книге: «Зубарева И.И.. Математика. 5-6 классы. Методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2007,2008», в объеме 170 часов.

Целью изучения курса математики в 6 классе является: систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

35 часов за счет школьного компонента общеобразовательного учреждения будут использованы на решение системы нестандартных задач на проценты, смеси и сплавы, защиту мини-проектов по теме «Диаграммы», нестандартные уроки, решение занимательных, олимпиадных задач и задач повышенной сложности (в планировании эти уроки выделены курсивом), на укрепление темы «Все действия с дробями».

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Применение технологий развивающего обучения обеспечивается строгим соблюдением дидактического принципа системности и последовательности изложения материала. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Содержание программы
6 класс (210 часов)

Арифметика

Рациональные числа (40 ч)

Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами.

Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.

Проценты. Нахождение процента от величины, величины по её проценту, процентного отношения. Задачи с разными процентными базами.

Отношения, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональные и обратно пропорциональные величины.

Натуральные числа (20 ч)

Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.

Дроби (40 ч)

Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (случаи, требующие применения алгоритма отыскания НОК), умножение и деление обыкновенных дробей. Нахождение части от целого и целого по его части в один прием.

Начальные сведения курса алгебры

Алгебраические выражения. Уравнения (44 ч)

Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений. Упрощение выражений, раскрытие скобок (простейшие случаи). Алгоритм решения уравнения переносом слагаемых из одной части уравнения в другую.

Решение текстовых задач алгебраическим методом (выделение трех этапов математического моделирования).

Отношения. Пропорциональность величин.

Координаты (8 ч)

Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.

Декартовы координаты на плоскости; координаты точки.

Начальные понятия и факты курса геометрии

Геометрические фигуры и тела, симметрия на плоскости (12 ч)

Центральная и осевая симметрия. Параллельность прямых. Окружность и круг. Число П. Длина окружности. Площадь круга.

Наглядные представления о шаре, сфере. Формулы площади поверхности сферы т объема шара.

Элементы теории вероятностей

Первые представления о вероятности (6 ч)

Число всех возможных исходов, правило произведения. Благоприятные и неблагоприятные исходы. Подсчет вероятности события в простейших случаях.

Повторение (5 ч)

Компонент ОУ: решение нестандартных задач, нестандартные уроки, укрепление темы «Все действия с дробями» (35 ч)

Требования к математической подготовке учащихся 6 класса

Учащиеся должны иметь представление:

  • о числе и числовых системах от натуральных до рациональных чисел;
  • о вероятности, о благоприятных и неблагоприятных исходах; о подсчете вероятности;
  • о пропорциональных и обратно пропорциональных величинах.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать символический язык алгебры, выполнять тождественные преобразования простейших буквенных выражений, применять приобретенные навыки в ходе решения задач;
  • решать линейные уравнения, применять данные умения для решения задач;
  • решать задачи выделением трех этапов математического моделирования;
  • составлять и решать пропорции;
  • использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  • применять правило произведения при решении простейших вероятностных задач;
  • вычислять длину окружности, площадь круга.

Учебно-тематическое планирование по математике

Класс: 6 класс

Учитель: Подавалова Вера Васильевна

Количество часов за год: всего 210 часов; в неделю 6 часов.

Плановых контрольных работ 8, тестов 18.

Административных контрольных работ 3.

Планирование составлено на основе Программы. Математика. 5–11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2007, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.

Приложение 1

Учебно-методический комплект

  1. «Математика. 5 класс» /И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2009.
  2. Математика . 5–6 класс. Методическое пособие для учителей. Мордкович А.Г., Зубарева И.И. – М.: Мнемозина, 2007.
  3. Тесты. Математика 5-6 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений. Тульчинская Е.Е. – М.: Мнемозина, 2007.
  4. Математика. 6 класс. Блицопрос: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2007.
  5. Математика. 6 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева и др. – М.: Мнемозина, 2008.