Цели:
Образовательная:
- познакомить учащихся с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их нравами и обычаями.
Развивающая:
- продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты,
- самостоятельно строить свой рассказ,
- работать с текстом учебника и анализировать его,
- делать выводы;
- расширять кругозор учащихся
Воспитательная:
- нравственное воспитание,
- воспитывать любовь к изучению истории
Оборудование:
- карты «Древний Восток»;
- иллюстрации учебника А.А. Вигасина, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая;
- цветные картины «Ассирийские цари и вельможи», «Ассирийские воины»;
- мел, доска.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся по теме «Библейские сказания. Царство Давида и Соломона»
Индивидуальные задания учащимся (письменно – карточки с заданиями).
Карточка 1
- Как называется первая часть Библии?
- Кто был первым правителем Древнееврейского царства?
- Какие заповеди содержит Библия?
- Напишите, что изобрели финикийцы?
Карточка 2
- Напишите, чем занимались финикийцы?
- Почему о финикийских мореплавателях ходила дурная слава «морских разбойников»?
- Какую территорию первоначально занимали древнееврейские племена?
- Когда был основан город Иерусалим?
Карточка 3
- В чем преимущества финикийского алфавита перед письменностью Египта и Двуречья?
- Объясните понятие «колония»?
- Напишите, чем занимались древнееврейские племена во 2000-летии до н.э?
- Каких библейских героев вы знаете?
Беседа с учащимися по теме «Библейские сказания. Царство Давида и Соломона»
- В чем главное отличие религии евреев от религий других народов?
- Какие библейские мифы вы знаете?
- Расскажите миф о Моисее?
- Что такое заповеди?
- Где поселились евреи?
- В Библии рассказывается, что израильтяне вели изнурительные войны с другими народами за обладание плодородными землями и пастбищами по берегам реки Иордан. С каким народом им пришлось воевать дольше всего?
- Расскажите о подвиге пастуха Давида? Какой город стал столицей Древнееврейского царства при царе Давиде?
- Расскажите, что вы запомнили о царе Соломоне и его правлении?
III. Изучение нового материала
1. Ассирия и ее войско.
Итак, мы познакомились с мифами и преданиями еврейского народа, которые вошли в Библию. Узнали о взглядах древних евреев на мир, на появление человека, на то, кем они представляли своих героев, познакомились с библейскими заповедями, по которым можно жить сегодня. На территории восточного Средиземноморья, кроме древних евреев, проживали и древние ассирийцы, жители Ассирии. (учащиеся рассматривают карту учебника на с. 31).
Горная страна Ассирия располагалась в Северном Двуречье. Во времена царя Хаммурапи Ассирия была подчинена Вавилону. Несколько веков спустя ассирийцы освободились от чужеземной власти и создали сильное царство.
Одними из первых жителей Западной Азии ассирийцы овладели способом добычи и обработки железа.
Назовите первый металл, из которого люди научились делать орудия труда?
Меди в природе гораздо меньше, чем железа. Почему в таком случае люди научились обрабатывать медь около 9 тыс. лет назад, а железо намного позже – только 3-3,5 тыс. лет назад? Дело в том, что медь не ржавеет, она встречается в природе в виде металлических слитков (самородков). А железо в виде самородков не встречается, оно ржавеет: если бросить в землю железный гвоздь, то через короткое время от гвоздя ничего не останется, железо окислится, соединится с кислородом и превратится в ржавчину. Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество, намного более твердое, нежели медь. Правда, иногда железо падает на землю из космоса в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо «небесным камнем». Но упавшего с неба железа было очень мало, и стоило оно намного дороже золота.
В чистом виде железо – мягкий металл, и заменить бронзу оно не могло. Однако люди научились изготовлять из железа твердую закаленную сталь. Для этого бруски железа укладывали вместе с древесным углем в глиняные сосуды и длительно нагревали.
Вспомните, какими двумя ценными для земледельцев свойствами обладали почвы в Египте и Южном Двуречье?
Мягкие почвы по берегам Нила, Тигра и Ефрата можно рыхлить медными, деревянными и каменными орудиями. Напротив, твердые почвы в степных и гористых районах Западной Азии могли быть обработаны только стальными орудиями. И когда появились стальные плуги, лопаты и мотыги, земледелие стало процветать в Ассирии и многих других районах Западной Азии.
С помощью стальной кирки в горах Ассирии добывали самый твердый камень, копали глубокие колодцы. Стальными ножницами срезали овечью шерсть.
Работа с историческим материалом (по группам). Внимательно прочитать про себя и ответить на вопрос «Что нового вы узнали об ассирийцах, их жизни и обычаях?»
1 ряд. «Рабы». «Одним из последствий завоевательных походов ассирийцев явился приток в страну пленных, которых как и в Древнем Египте, обращали в рабство. Положение рабов в Ассирии было сносным, как и в Древнем Вавилоне. Нередко землевладельцы предпочитали сажать своих рабов на землю, разрешали им обзаводиться семьей и хозяйством. При этом рабы должны были часть продукции отдавать своему господину.
Рабов в Ассирии узнавали по внешнему виду: выбритой передней части головы. Обычно раб имел табличку, которую носил на шее, или клеймо. Зажиточные семейства имели от 20 до 40 рабов».
2 ряд. «Быт и нравы ассирийцев». В доме знатного ассирийца обычно было несколько комнат, они украшались цветными тканями, коврами. В комнатах была разнообразная мебель, причудливо украшенная металлическими пластинками, слоновой костью, драгоценными камнями. У простых горожан обстановка скромнее: несколько стульев и табуреток. Спали обычно на циновках; хозяин дома и его жена – на кровати.
В любом ассирийском доме обязательно хранились амулеты, которые должны были охранять домашних от дурного глаза. Чтобы отогнать страшного демона – хозяина юго-западного ветра, над дверями и на террасах подвешивали статуэтки с его изображением. Другие статуэтки зарывались под порогом, чтобы преградить доступ в дом злым духам. Большинство из них обладали фантастическим обликом: их изображали с головами невиданных животных.
3 ряд. «Быт и нравы ассирийцев». Одежда знатного человека состояла из рубашки – туники, поверх которой надевали вышитую и украшенную бахромой или дорогим пурпуром ткань из шерсти. Платье носили длинное, подвязанное широким поясом.
Ассирийские крестьяне и воины одевались гораздо скромнее. Они носили короткую тунику, доходившую до колен. Какой костюм носили ассирийские женщины достоверно неизвестно, так как не сохранилось материалов, описывающих его. Но известно, что выходя из дома, ассириянка обязательно надевала покрывало, которое полагалось набрасывать на лицо при посторонних людях. Рабыням же покрывало носить строго запрещалось.
Ассирийцы носили длинные завитые волосы и остроконечную, аккуратно завитую и тщательно расчесанную бородку.
Обсуждение прочитанного и ответы на вопросы учителя.
Цари Ассирии создали большое и сильное войско. Одними их первых они вооружили свое войско стальным оружием. Это дало ассирийцам преимущество в войнах с соседями: стальным мечом можно было разрубить меч из бронзы. В Ассирии впервые появилась конница как самостоятельный род войск.
Как прежде использовали лошадей в военном деле? Какую роль играли колесницы на войне? Подумайте, какими преимуществами обладает всадник перед боевой колесницей?
Колеснице нужна хорошая дорога, а всадник проедет по тропе. Не страшны ему бугры и кочки, вязкая грязь и даже глубокие лужи. Он переберется через овраг и речку, перепрыгнет через канаву и лежащее бревно.
Ассирийские воины умели в тяжелом вооружении переплывать реки (рассматривается рисунок, стр.83): они брали кожаные мешки, надували их воздухом, затем перевязывали веревками отверстия, чтобы воздух не вышел наружу; на этих мешках, уже не боясь, что утонут, воины переплывали бурные горные реки.
Ассирийцы изобрели таран – приспособление для осады вражеских крепостей. Рассматривается рисунок «Таран» (стр. 82): это была большая повозка на колесах, крытая кожами с металлическими бляхами для защиты от вражеских стрел и камней. Внутри повозки находилось подвешенное на ремнях толстое бревно с железным или бронзовым наконечником. При осаде вражеской крепости воины толкали повозку, которая медленно подъезжала к оборонительной стене. Затем они раскачивали бревно и били им по стене, обычно сложенной из сырцовых кирпичей до тех пор, пока стена не рухнет или же в ней не образуется пролом, куда устремлялось ассирийское войско.
2. Завоевания ассирийских царей. Рассматривается карта «Ассирийская держава ... » (стр. 82): в результате завоеваний ассирийским царям удалось создать державу – большое и сильное государство. На карте видно, что ассирийцы завоевали все Двуречье, Сирию, Финикию, Северную Палестину; совершали походы в Египет на север – в горное царство Урарту. Столицей Ассирии стал город Ниневия на Тигре.
Во все области своей державы и соседние страны ассирийцы и соседние страны послали разведчиков, шпионов, которые следили за всем происходящим и обо всем интересном доносили в Ниневию. Царь Ассирии вовремя узнавал о готовящемся против него восстании, заключении тайных союзов своих противников, о передвижении вражеских войск и строительстве вражеских крепостей. Узнав планах своих противников, царь Ассирии незамедлительно принимал меры, чтобы громить их поодиночке, не позволяя объединить свои силы.
О жестокостях ассирийцев в завоеванных странах учащиеся узнают путем самостоятельного чтения (§ 18, п. 3, 2-3-й абзацы).
Можно прочитать высеченную на камне надпись от имени царя Синахериба (стр. 83). Вопросы: чем похваляется ассирийский царь? Он говорит о себе, что любит справедливость. Подумайте, что считал справедливым Синахериб?
Рассматривается рисунок «Возвращение войска в Ниневию (с. 85): на победной колеснице едет один из последних ассирийских владык, внук Синахериба, по имени Ашшурбанапал (пере глазами учащихся рисунок нашего времени, однако сохранилось изображение этого царя, созданное самими ассирийцами, с. 82).
В колесницу вместо коней запряжены захваченные в плен цари покоренных стран. Какому страшному унижению их подвергают! Но этим дел не ограничивал ось: бывало, что в гyбы и ноздри несчастных царей вставляли кольца и водили их на веревке по улицам, держали полуголыми и грязными в клетке у городских ворот. Ниневию вполне заслуженно называли кровавым городом, логовищем львов. Здесь постоянно шествовали войска, гнали пленных. Было слышно, как хлопают кнуты и ржут кони, грохочут колесницы. Говорили, что ни у кого нет стольких всадников, как у царя Ассирии. Они не знают усталости, копыта их коней словно из камня ... На рисунке (справа) виден царский дворец, он был возведен на искусственно холме и напоминал крепость. Вход во дворец, подобно грозным стражам охраняли огромные крылатые быки с человеческими головами.
Дворцы ассирийских царей были украшены рельефами – целыми картинами, вырезанными во камне. Рассматривается рисунок «Охота на львов» (с. 84): это замечательное произведение искусства. Мы как будто слышим рев пронзенного стрелами, но еще полного сил льва. Могучий зверь оскалил зубы, передними лапами он пытается удержать несущуюся колесницу. Царственный охотник стреляет из лука. На помощь ему спешат с обнаженными кинжалами в руках телохранители. Возничий хлещет коней, несущихся мимо убитого льва.
3. Библиотека глиняных книг (сообщение ученика). Ашшурбанапал был не только жестоким завоевателем, глумившимся над пленными царями. Он вошел в историю как самый образованный из владык Ассирии. Он любил глиняные книги и собрал в своем дворце большую библиотеку.
Судьба его смолоду была необычной: отец Ашшурбанапала, царь Ассирии, объявил своим наследником не его, а младшего сына. Его же решил сделать жрецом. Ашшурбанапал был ребенком, когда его отдали в писцовую школу, где долгие годы он учил клинописи. Потом царь – отец изменил свое решение, и Ашшурбанапал был объявлен наследником престола. Однако, став царем, он не утратил страсть к книгам. Во все концы Ассирийской державы царь разослал писцов, которым поручил снять копии со старинных книг, хранившихся в различных храмах и дворцах. Писец должен был знак за знаком переписать текст книги, а потом проверить правильно ли переписано. Так впервые в мире была создана библиотека, содержащая десятки тысяч книг по всем известным в то время отраслям знаний. Глиняные книги хранились в деревянных ящиках. На всех глиняных табличках стоял библиотечный штамп: « Дворец Ашшурбанапала, царя Ассирии, царя четырех стран света».
Библиотека глиняных книг была раскопана археологами на том месте, где некогда находилась Ниневия.
4. Гибель Ассирийского царства.
Казалось, что могуществу Ассирии не будет конца. Однако случилось то, что рано или поздно должно было произойти. Покоренные народы люто ненавидели Ассирию, один за другим они отказывались повиноваться ее владыкам. Вскоре после смерти Ашшурбанапала от Ассирии отделился Вавилон, который вновь стал независимым государством. Вавилоняне заключили союз с мидийцами, жившими по соседству. Союзники вторглись в Ассирию. Ниневия была взята в 612 г до н. э. Ассирийской дepжавe пришел конец.
По ходу урока делаются записи на доске и в тетради.
- Ассирийская держава – 8-7 вв до н.э.
- Военные новшества:
- стальное оружие
- конница
- переправа через реки
- тараны
- Разрушение Ниневии – 612 г до н.э
IV. Закрепление
- Найдите на карте Ассирию, ее столицу и определите их местоположение (говорите так: «Ассирия расположена в такой-то части Двуречья, она обозначена на настенной карте таким-то цветом).
- В чем была сила ассирийской армии? Какие военные новшества применяли ассирийцы?
- Рассмотрите карту (с. 82) и назовите страны, завоеванные ассирийцами.
- Как вели себя ассирийцы в покоренных землях? В чем причина их жестокости?
- Опишите по рисунку (с. 85) возвращение войска Ашшурбанапала в Ниневию.
- Опишите рельеф, украшавший стену ассирийского дворца (с. 84).
- Что вам известно о библиотеке царя Ашшурбанапала?
- Как и почему погибло Ассирийское царство?
Задание. «Сколько ног у быка?»
Древний путешественник рассказывал, что видел в одной из стран быков с пятью ногами.
Шутил ли этот путешественник? (рассматривается рисунок, с. 85).
Представьте себе: мы подходим к воротам во дворец. Обходя быка спереди, видим две его передние ноги, стоящие в спокойной позе. Войдя в ворота, мы смотрим на быка уже сбоку: одна из передних ног больше не видна, зато стала видна пятая нога, и нам кажется, что бык ... шагнул вперед, будто живой страж. Видимо, это производило на зрителя сильное впечатление.
Проверка знания дат.
- Представьте себе, что вы посетили Ниневию за 5 лет до ее захвата врагами. Какой это был год?
- Представьте себе, что вы побывали на развалинах Ниневии спустя го после ее падения. В каком это было году?
- Известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства и разрушении Ниневии сыграли вавилоняне. Подумайте, мог ли вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы? (желательно нарисовать меловую «линию времени»)
V. Домашнее задание
§ 18. Вопросы и задания к § 18.